Регионы должны активнее предоставлять инвестиционную налоговую льготу – Ведомости

Налоговые льготы;

Увеличить долю инвестиций в ВВП до 25% к 2024 г. – одна из ключевых задач, поставленных президентом России Владимиром Путиным в его майском указе. Успех же его реализации «во многом будет зависеть от скоординированной работы федерального центра и регионов», говорил он в декабре 2018 г. Еще два года назад для стимулирования инвестиций власти придумали инвестиционную налоговую льготу, которую регионы получили право вводить с 2018 г. Но с тех пор воспользовались ею лишь 10 регионов, жаловался Путин на форуме «Деловой России» и поручил регионам активнее предоставлять такие вычеты, чтобы стимулировать инвестиции в модернизацию производства. Такое поручение было опубликовано в понедельник. Отчитаться о возможности введения таких льгот регионы должны до 15 июня.

Льгота распространяется на инвестиции в покупку оборудования, модернизацию и реконструкцию производства. В 2017 г. большая часть инвестиций в основной капитал шла на строительство новых объектов (55,7% всех инвестиций), меньше всего на реконструкцию, в том числе модернизацию, следует из данных Росстата. За первое полугодие 2018 г. 35,6% инвестиций были направлены на покупку или обновление оборудования и транспорта и почти 50% – зданий и сооружений.

Льгота позволяет напрямую вычесть расходы на модернизацию из налога на прибыль – до 90% затрат из региональной части налога (17 п. п. из 20%), 10% – из федеральной. Если вычет окажется больше налога, неиспользованную часть льгот можно перенести на следующие годы. Регионы могут ограничить максимальный размер вычета региональной части налога на прибыль, а также выбрать категории оборудования и какие отрасли могут воспользоваться льготой.

Многие из регионов, которые уже ввели вычет, выбрали такие ограничения, что льготой практически никто не может воспользоваться, рассказывает партнер Dentons Василий Марков: например, один промышленный регион на Урале выбрал только отрасли, связанные с туризмом.

Регионы в приоритет ставят не развитие экономики, а выполнение требований Минфина – сокращать долг и дефицит, считает старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Минфин всегда внимательно относится к льготам дотационных регионов и может даже уменьшить трансферт, если сочтет их неэффективными, напоминает Марков.

В 2018 г. профицит всех регионов составил 491,5 млрд руб., а с дефицитом год закончили всего 15 регионов (в 2017 г. – 40). Основной вклад в рост доходов – 38% – внес налог на прибыль из-за роста цен на сырье, писали аналитики АКРА. Повлияло и сдерживание роста расходов, считает Редькин. Но сам профицит говорит о том, что возможности предоставлять льготы есть, считает он, вопрос в том, насколько льготы будут эффективными для стимулирования роста.

Регионы же не готовы отказаться от поступлений основного налога – на прибыль, говорит замгубернатора одного из регионов (для некоторых проектов ставка налога снижена до 10–13,5%). С введением льготы предприятие будет негативно влиять на экологию, но ничего не платить в бюджет, а высокотехнологичные компании даже не создадут большого количества рабочих мест, рассказывает он, такое решение бессмысленно. Критикует механизм и сам бизнес, говорит Марков: условия жесткие, кроме того, обычно предприятие в течение первых нескольких лет работает себе в убыток – и обычный механизм амортизации оказывается не менее эффективным, но гораздо проще.

Регионы же считают, что остальных льгот достаточно, считает партнер KPMG Нина Гулис: например, снижение ставки по налогу на прибыль (с 2019 г. регионы лишились такого права, но до 2023 г. действуют льготы, введенные до начала 2018 г. – «Ведомости») или льготы по налогу на имущество. В том или ином виде инвестиционная льгота всегда существовала – предприятия договаривались с региональными властями, что при определенном уровне инвестиций они получат такие льготы, отмечает Редькин. Например, в Республике Коми на отдельные категории имущества для малого и среднего бизнеса установлена нулевая ставка, полностью освобождены от налога на имущество проекты ГЧП, концессионеры, предприятия, реализующие программы газификации, участники специнвестконтрактов, резиденты ТОСЭР, перечисляет министр экономики республики Марина Анисимова: по сути, это и есть инвестиционные налоговые льготы.

Еще одна причина – временной лаг между принятием льготы на федеральном уровне и ее запуском на региональном – нужно разработать локальное законодательство, бизнесу нужно узнать о ней, оформить заявку, рассуждает Редькин.

Но в перспективе инвестиционный налоговый вычет действительно может стать одной из немногих мер стимулирования инвестиций, когда с 2023 г. регионы не смогут понижать ставки налога на прибыль, считает Гулис. Регионы больше не могут вводить льготы, кроме тех, которые упомянуты в Налоговом кодексе, и инвестиционный вычет – одна из немногих альтернатива старым льготам, согласен Марков.

Сами по себе налоговые льготы не могут стать решающими для инвестора, считает партнер EY Иван Родионов – важнее рынки сбыта, трудовые ресурсы, логистика. Даже если регионы решатся применять инвестиционный вычет, это не даст гарантии роста инвестиций бизнеса, заключает он.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *