Проблемное применение налоговых льгот IT-компаниями

Налоговые льготы;

Если налоговая инспекция выявит нарушение компанией правил применения льгот, ей будут доначислены налоги по полной ставке за отчетный период и назначен штраф. К таким же последствиям может привести небрежное ведение документации

Виды льгот и их назначение

Налоговые льготы направлены на уменьшение налоговой нагрузки на бизнес в сфере IT за счет освобождения от уплаты отдельных налогов, понижения налоговых ставок, предоставления возможности применять специальные налоговые режимы.

Неналоговые льготы направлены на уменьшение административной нагрузки на IT-компании и поддержку их развития в России (например, запрет на проверки для IT-компаний, предустановка ПО на электронных устройствах, упрощенный порядок оформления на работу иностранных специалистов, льготное кредитование и др.).

Подробнее о мерах господдержки IT-компаний читайте в статье «Налоговые льготы в IT-индустрии: реалии и перспективы».

Преференции увеличивают надзорную нагрузку и порождают риски для IT-компаний

Порядок предоставления льгот и их совершенствование координирует Минцифры России как профильная структура Правительства РФ. А правильность применения льгот контролирует ФНС России.

На практике последствия такого разделения функций ведомств выглядят так:

1. Компания, воспользовавшись правом на льготу, не платит налог или применяет пониженную налоговую ставку. → 2. Территориальный налоговый орган видит отклонения от ожидаемых статистических и аналитических показателей собираемости налогов и сборов и начинает искать причины такой аномалии. → 3. Выявив, что компания платит меньше налогов, чем ожидалось, инспекция может сообщить по телефону о подозрении в недоимке, запросить пояснения или пригласить на налоговую комиссию для их дачи руководителя организации. → 4. Компания вынуждена обосновывать законность применения льгот, предоставлять реестр договоров с контрагентами и выписки по счетам. → 5. Если были допущены ошибки при оформлении применения льгот или налоговая инспекция усмотрит нарушение режима их применения, компании будут доначислены налоги по полной ставке за отчетный период и назначен штраф за неуплату налогов.

Складывается парадоксальная ситуация: Правительство РФ предоставляет IТ-компаниям преференции, чтобы уменьшить их налоговую нагрузку. Однако это приводит к увеличению надзорной нагрузки и порождает дополнительные риски. Чтобы избежать рисков доначисления налогов, следует соблюдать правила применения льгот.

Соблюдение условий применения льгот и аккуратное ведение документации позволят минимизировать риски

Налоговые льготы могут касаться как деятельности компании в целом, так и конкретных сделок с программным продуктом. Для получения возможности применять льготы необходимо соблюдение нескольких условий.

Первое условие применения льгот: аккредитация IT-компании.

Государственную аккредитацию могут пройти только юридические лица, имеющие профильные коды ОКВЭД в ЕГРЮЛ: 62.01, 62.02, 62.02.1, 62.02.4, 62.03.13, 62.09, 63.11.1. Процесс аккредитации упрощен настолько, что для получения статуса IT-компании достаточно подать запрос через личный кабинет юрлица на портале госуслуг (ЕСИА). Решение будет принято в течение одного рабочего дня.

Компания вправе рассчитывать на предоставление льгот независимо от того, какой IT-деятельностью она занимается (в рамках указанных кодов ОКВЭД) и есть ли у нее продукт собственной разработки. Аккредитация позволяет претендовать на применение пониженных ставок по налогу на прибыль (3%, но согласно Указу Президента РФ от 2 марта 2022 г. № 83 она должна стать «нулевой» до 31 декабря 2024 г.) и по страховым взносам (7,6%). Также можно будет в упрощенном порядке принимать на работу иностранных граждан и предоставлять отсрочку от армии сотрудникам, имеющим соответствующее высшее образование и занятым в процессе разработки и внедрения ПО.

Для применения аккредитованной IT-компанией льгот необходимо соблюдение дополнительных условий.

1. В компании должны работать не менее 7 сотрудников.

Это правило подразумевает наличие в штате компании работников, официально трудоустроенных на полный рабочий день. Варианты с подрядчиками по гражданско-правовым договорам и частичной занятостью не подойдут. При этом отсутствует требование о том, что все семеро должны быть программистами. Речь идет именно о среднесписочной численности работников.

2. 90% доходов компании должны быть связаны с разработкой и использованием ПО.

В Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ приведено исчерпывающее объяснение того, как нужно трактовать и применять данное положение. Доход организации должен на 90% быть связан с продажей собственного программного обеспечения, услугами по разработке ПО, его модификации, интеграции, тестированию, сопровождению или предоставлению лицензий на него. При этом учитываются и внереализационные доходы, за исключением предусмотренных п. 2, 11 ст. 250 НК РФ. То есть если организация только продает чужое ПО как дистрибьютор, она не соответствует данному критерию и не может применять налоговую льготу. В то же время компания, которая занимается интеграцией стороннего ПО, может претендовать на получение льготы.

Чтобы избежать «разночтений» с налоговым органом, при заключении договоров рекомендуется указывать применяемый код ОКВЭД и четко прописывать предмет договора в соответствии с расшифровкой этого кода.

Для новых организаций условия о числе сотрудников и доходах должны соблюдаться в течение отчетного периода, т.е. в том периоде, за который осуществляется уплата налогов и страховых взносов.

Второе условие применения льгот: регистрация разработанного и реализуемого программного обеспечения в Реестре российского ПО.

Компания освобождается от уплаты НДС при реализации программного обеспечения, зарегистрированного в Реестре российского ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Для применения льготы предусмотрено дополнительное условие – программы ЭВМ не должны быть связаны с интернет-рекламой и торговлей.

Эта льгота распространяется на всех участников цепочки реализации ПО «вендор – дистрибьютор – интегратор» (Письмо ФНС России от 18 декабря 2020 г. № СД-4-3/20902@). На практике разработчики ПО и их партнеры могут оказаться в такой ситуации: ПО зарегистрировано в реестре под одним названием (например, «Ромашка»), а в договорах и бухгалтерских документах фигурируют десятки вариаций данного названия (например, BM-ROMashka, Romashka 3.0, Romashka-Lutik и т.п.). В этом случае в ходе налоговой проверки инспектор может усомниться в том, что все названия относятся к одному и тому же ПО, внесенному в реестр. Тем более что при регистрации в реестре необходимо указывать закрытый перечень наименований ПО (основное и альтернативные). Если наименование в документах при реализации ПО будет отличаться от указанных при регистрации, в предоставлении льготы могут отказать.

Поэтому всем участникам цепочки необходимо четко следовать единой структуре реализации программного обеспечения. Правообладателю ПО следует установить для партнеров регламент его реализации и предупредить их о возможных налоговых последствиях. В таком случае вероятность доначисления налогов будет сведена к минимуму.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *