Эффективность налоговых льгот в России – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Налоговые льготы;

В настоящее время в российской налоговой системе действует около 200 различных льгот и преференций. Безусловно, наличие системы льгот в налоговой системе воздействует на повышение конкурентоспособности национальной экономики, стимулирует развитие конкретных отраслей и районов. Но, с другой стороны, правомерно рассматривать налоговые льготы в качестве «налоговых расходов» бюджетной системы РФ. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об эффективности действия налоговых льгот в России, ведь одним из ключевых моментов развития экономики страны является улучшение работы налоговой и бюджетной системы РФ. Поэтому цель данной работы – определить насколько эффективно работает система налоговых льгот в нашей стране.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лскавян Д. Н.

Текст научной работы на тему «Эффективность налоговых льгот в России»

нической информации, полученной в результате выполнения НИОКР; создании научного потенциала, являющегося необходимой предпосылкой для проведения в будущем прикладных НИОКР и выполнения работ по модернизации конструкций выпускаемых изделий. Социально-культурный эффект имеет место как в сфере живого труда, так и в сфере быта населения. В сфере труда он проявляется в повышении безопасности труда, нормализации и улучшении условий труда, развитии его привлекательности и творческого содержания. В сфере быта населения эффект от использования результатов соответствующих НИОКР заключается в расширении круга удовлетворяемых потребностей населения или сокращении времени занятости населения бытовыми нуждами, улучшении качества жизни.

Таким образом, на современном уровне развития России необходимо особое внимание уделять деятельности научно–производственных организаций. Развивая эффективную деятельность научно-производственных предприятий, можно развить потенциал страны, что повлечет за собой улучшение качества жизни населения.

1. Боярская Т.О. Практическое управление проектами в научно-производственном объединении // Российское предпринимательство. – 2007. -№ 10. – Вып. 2. – С. 111-115.

2. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 768 с.

3. Хворостова Е.А. Совершенствование управления финансами и инновационное развитие предприятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ibl.ru/konf/070411/26.html (дата обращения: 30.08.12).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РОССИИ

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В настоящее время в российской налоговой системе действует около 200 различных льгот и преференций. Безусловно, наличие системы льгот в налоговой системе воздействует на повышение конкурентоспособности национальной экономики, стимулирует развитие конкретных отраслей и районов. Но, с другой стороны, правомерно рассматривать налоговые льготы в качестве «налоговых расходов» бюджетной системы РФ.

* Студент 3 курса кафедры «Финансы и кредит» Научный руководитель: Шевченко Д.А., доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук, доцент.

Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об эффективности действия налоговых льгот в России, ведь одним из ключевых моментов развития экономики страны является улучшение работы налоговой и бюджетной системы РФ. Поэтому цель данной работы – определить насколько эффективно работает система налоговых льгот в нашей стране.

Налоговые льготы – это механизм воздействия на экономическую и социальную жизнь общества. Они являются неотъемлемой частью налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающей определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками. Они могут быть в качестве возможности не уплачивать налоги и сборы или возможности уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы Налогового кодекса. С помощью таких льгот налоговая система становится более гибкой по отношению к отдельным налогоплательщикам.

Несмотря на то, что предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы РФ и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач. Целесообразно увидеть суммы, которые бюджетная система РФ направляет на стимулирование экономического развития. Среди основных налоговых расходов бюджетов по итогам 2010 года выделяются следующие льготы по направлениям стимулирования [3]:

1. Инвестиционная деятельность (354 млрд. руб.):

– амортизационная премия по налогу на прибыль организаций в размере 10 и 30 % – 112 млрд. руб.;

– налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых для добывающих компаний в отношении новых месторождений и сверхвязкой нефти и ряду других – 176 млрд. руб.;

– предоставление отдельным категориям налогоплательщиков пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ – 51 млрд. руб. и др.

2. Инновационная деятельность (12,2 млрд. руб.):

– освобождение от НДС операций по реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности – 8,2 млрд. руб.;

– операций по выполнению организациями НИОКР – 3,5 млрд. руб. и др.

3. Отраслевое развитие (252 млрд. руб.):

– льготы по налогу в отношении имущества железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи – 134 млрд. руб.;

– нулевая ставка по налогу на прибыль организаций для сельхозпроизводителей – 15 млрд. руб. и др.

Чтобы правильно провести анализ эффективности льгот, стоит сравнить затраты на налоговое стимулирование с общим объемом денежных средств, которым располагает наше государство. То есть уместным будет рассмотреть отчет об исполнении федерального бюджета.

7 октября 2011 года был утвержден данный отчет за 2010 год по доходам в сумме 8 305, 414 366 800 млрд. рублей, по расходам в сумме 10 117, 454 466 600 млрд. рублей. Превышение расходов над доходами (дефицит федерального бюджета) составило 1 812, 040 099 800 млрд. рублей [2].

Затраты федерального бюджета на налоговые расходы составили 618,2 млрд. руб. Значит, в результате действия налоговых льгот дефицит бюджета увеличился, а мог бы быть на треть меньше действительного.

Конечно, причинами увеличения дефицита федерального бюджета могут выступать так же рост государственных расходов, коррупция государственного сектора и мн.др. Но стоит обратить внимание и на эффективность налоговой политики государства.

Следует отметить, что уменьшение налоговых льгот или рост налогов негативно скажутся на деловой активности хозяйствующих субъектов экономики и приведут к росту уклонения от налогообложения. Обратная сторона данной проблемы – положительное влияние налоговых льгот на активное развитие экономики. Рассмотрим некоторые из них.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники и т.д. [1, ст. 149]. Отказ от данной льготы невозможен, т.к. лекарства и медицинская техника должны быть доступны населению, а при нынешнем среднем уровне дохода это возможно, пока остается в силе данная статья Налогового Кодекса.

Такие льготы, как освобождение от налогообложения реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта [1, ст. 183], освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов [1, ст. 246.1] и действие специальных налоговых режимов положительно влияют на развитие научной сферы, помогают развивать депрессивные регионы России.

Одной из главных налоговых уступок является налоговые льготы для сельского хозяйства. Ведь на сегодняшний день доля импортируемых в страну продуктов питания возрастает, что говорит о стремительном падении

объемов производства сельского хозяйства. Импорт продуктов питания повышает зависимость России от других стран мира и обостряет проблему продовольственной безопасности страны. Одной из главных задач сегодня должна стать значительная поддержка государством данной сферы, поэтому отказ от налоговых льгот в этой области немыслим, которые так же благоприятно влияют на экспорт пшеницы.

Отказ налоговых льгот, безусловно, негативно повлияет на все сферы экономики страны. Но стоит задуматься, все ли льготы действуют в стране на положительный результат?

Как оказалось, нет. Этот вывод сделал председатель комитета Совета Федерации Евгений Бушмин, выступая на III Бизнес-форуме в Москве: «Налоговые льготы в России – вещь сложная и непонятная. Мы пытались разобраться, какое воздействие они оказывают на реальную экономику. Выяснилось, что часть вообще не имеет никакого отношения ни к ней, ни к бизнесу. Политически их введение было необходимо. В итоге, получилось так, что у нас есть льготы, которые, к примеру, за прошлый год ни разу никем не использовались». Бушмин не уточнил, какие именно льготы остались невостребованными. Интересно и мнение первого вице-президента ОПОРЫ РОССИИ по экспертно-аналитической деятельности Владислава Корочкина: «Налоговых льгот в принципе не должно существовать, поскольку те, кто ими пользуется, оказываются как бы вне рынка, на особом положении. Вместо этого должны быть специальные налоговые режимы для компаний, работающих в важных для экономики отраслях. Китай очень успешно использует такую практику. Там, если инвестор вкладывает определенную сумму в экономику, размещает производство на определенной территории, он автоматически попадает под специальный налоговый режим с более низкими ставками» [4].

Таким образом, вопрос об эффективности действующих на сегодня налоговых льгот в России остается открытым. Однозначно, что существуют налоговые льготы, которыми активно пользуется реальный сектор экономики, что влечет за собой развитие нашей страны. Но существование льгот, которые нейтрально, а может, и негативно влияют на экономику страны, влечет за собой дополнительное расходование средств федерального бюджета.

В настоящее время проводятся работы по инвентаризации установленных на федеральном уровне налоговых льгот по региональным и местным налогам, которая позволит определить их эффективность.

Очевидно, что необходимо совершенствование системы налогообложения в стране. Налоговая реформа РФ должна стать еще одним шагом, который обеспечит условия для стабильного экономического роста, а значит -повышения благосостояния россиян.

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный Закон N 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год» от 07.10.2011 г.

3. Проект Правительства РФ «Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

4. Кривошапко Ю. В России есть налоговые льготы, которыми, по крайней мере, в прошлом году никто ни разу не воспользовался. Это недоразумение обнаружил Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам // Российская газета. – 2012. – 5 июля.

5. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mcx.ru.

РОЛЬ ТНК В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ

Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ,

Созданием ТНК специальных инвестиционных компаний за границей является одной из форм захвата международного рынка. Главной задачей считают инвестиции партнерских и дочерних предприятий ТНК.

В статье анализируется современное состояние транснациональных корпораций, выделяются главные направления развития транснациональных корпораций, позитивные и негативные их стороны. Авторы определили главные направления ТНК влияющие на мировую экономику и на управление финансовыми потоками.

У ТНК безусловно множество разных преимуществ к ним можно отнести такие как:

– филиалы позволяют доступ к иностранным рынкам;

– спад издержек производства.

Это позволяет пережить периоды кризисов. Преимущество можно соотнести как причины, после которых ТНК извлекают ресурсы стран где они в избытке и передают тем странам которые испытывают недостаток. В результате перемещения мировое сообщество получает значительную прибыль, от капитала, технологий, рабочей силы. С этим выводом согласны многие экономисты-международники.

Транснациональные корпорации работают через свои филиалы и дочерние предприятия во многих странах мира по одному научно-производст-

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *