1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:
1) в размере 3 000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:
лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
лиц, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных), военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации указанных лиц и выполняемых ими работ, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения, лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон, лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от времени, прошедшего со дня проведения операции по трансплантации костного мозга и времени развития у этих лиц в этой связи инвалидности;
лиц, принимавших в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных);
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая взлетно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых ими работ;
лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в том числе граждан, уволенных с военной службы, проходивших в 1986 – 1987 годах службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту “Укрытие”;
ставших инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, из числа лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах, лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1959-1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на производственном объединении “Маяк” в 1957 году, лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения (при этом к выехавшим добровольно гражданам относятся лица, выехавшие в период с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также лица, выехавшие в период с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча), лиц, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности), лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности);
лиц, непосредственно участвовавших в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 года;
лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
лиц, непосредственно участвовавших в ликвидации радиационных аварий, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и на других военных объектах и зарегистрированных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны;
лиц, непосредственно участвовавших в работах (в том числе военнослужащих) по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года;
лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;
инвалидов Великой Отечественной войны;
инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих;
2) налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:
Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;
лиц вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан;
лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года независимо от срока пребывания;
бывших, в том числе несовершеннолетних, узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны;
инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;
лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационной нагрузкой, вызванные последствиями радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
младший и средний медицинский персонал, врачей и других работников лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года, а также лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющихся источником ионизирующих излучений;
лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей;
рабочих и служащих, а также бывших военнослужащих и уволившихся со службы лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, получивших профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;
лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах;
лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также бывших военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. При этом к выехавшим добровольно лицам относятся лица, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также выехавшие с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
лиц, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;
родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Указанный вычет предоставляется супругам погибших военнослужащих и государственных служащих, если они не вступили в повторный брак;
граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
3) утратил силу с 1 января 2012 г.;
4) налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
1 400 рублей – на первого ребенка;
1 400 рублей – на второго ребенка;
3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка;
12 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;
налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
1 400 рублей – на первого ребенка;
1 400 рублей – на второго ребенка;
3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка;
6 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.
Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.
При этом физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).
Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 рублей.
Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.
Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзаце одиннадцатом настоящего подпункта, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.
2. Налогоплательщикам, имеющим в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.
Стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется независимо от предоставления стандартного налогового вычета, установленного подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи.
3. Установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 230 настоящего Кодекса.
4. В случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей.
Комментарий к Ст. 218 Налогового кодекса
В статье 218 НК РФ идет речь о стандартных налоговых вычетах.
Согласно статье 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются отдельным категориям физических лиц, при этом размер предоставляемых вычетов для каждой категории физических лиц, фиксированный, а именно: 3000 рублей, 500 рублей, 400 рублей и 1000 рублей.
В письме Минфина России от 17.04.2014 N 03-04-05/17784 в целях применения статьи 218 НК РФ разъясняется, что если налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета, в частности работает у налогового агента и на его обеспечении находятся дети, то налоговый агент вправе предоставить налоговый вычет на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет. К документам, подтверждающим право на стандартный налоговый вычет, относятся: свидетельства о рождении детей, паспорт (с отметкой о регистрации брака между родителями) или свидетельство о регистрации брака, справка из учебного заведения о том, что ребенок является студентом очной формы обучения.
Анализируя подпункт 1 пункта 1 статьи 218 НК РФ, Минфин России указал, что, если в целях получения стандартного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком представлено удостоверение ветерана боевых действий, а также справка ВТЭК (или иной подобный документ), в которой в качестве причины инвалидности указано ранение (контузия, увечье), полученное при исполнении воинской службы, или заболевание, связанное с пребыванием на фронте, такой вычет ему может быть предоставлен (см. письмо от 24.04.2009 N 03-04-07-01/127).
В письме от 17.09.2009 N 20-14/3/097177@ налоговый орган пояснил, что физические лица – инвалиды вследствие военной травмы при выполнении интернационального долга на территории Демократической Республики Афганистан вправе получить стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода.
В письме Минфина России от 01.11.2012 N 03-04-05/8-1237 уточняется, что под действие подпункта 1 пункта 1 статьи 218 НК подпадают инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами I, II и III групп при исполнении обязанностей военной службы.
При анализе подпункта 2 пункта 1 статьи 218 НК РФ Минфин России заметил, что стандартные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления и соответствующего документа, который подтверждает право на вычет. В данном случае таким документом может служить справка из медицинского учреждения, подтверждающая донорство костного мозга.
Для получения указанного вычета в последующих налоговых периодах обязательного представления новой такой справки не требуется. Заявление работодателю на получение стандартного налогового вычета в связи с донорством костного мозга также достаточно представить один раз (см. письмо от 15.12.2010 N 03-04-06/7-302).
В письме от 05.03.2009 N 20-14/4/020134@ налоговый орган разъяснил, что при налогообложении доходов, полученных в порядке дарения недвижимого имущества, дополнительные льготы инвалидам законодательством не предусмотрены.
Как указал налоговый орган, инвалид II группы 3-й степени, сдающий по договору найма жилое помещение, вправе получить стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. (см. письмо от 15.10.2008 N 28-10/096927).
В письме от 17.07.2009 N 20-15/3/073884@ налоговый орган пришел к выводу о том, что удостоверение участника войны подтверждает право на льготы, которые установлены для участников Великой Отечественной войны. При этом оно не является основанием для получения стандартного налогового вычета, предусмотренного в подпункте 2 пункта 1 статьи 218 НК России. Данное удостоверение не подтверждает, что конкретное физическое лицо исполняло интернациональный долг в Республике Афганистан или других странах.
На практике у граждан – участников боевых действий на территории Российской Федерации, продолжающих военную службу, возникают вопросы, в частности о том, имеют ли они право на вычет в размере 500 рублей.
НК РФ разъясняет, что стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. предоставляет гражданам, уволенным с военной службы или призывавшимся на военные сборы, выполнявшим интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также гражданам, принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории РФ.
В письме от 04.08.2008 N 03-04-06-01/245 Минфин России разъяснил, что из подпункта 2 пункта 1 статьи 218 НК РФ не следует, что в отношении граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, данный налоговый вычет предоставляется лишь в том случае, если они уволены с военной службы.
Следовательно, граждане, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации и продолжающие военную службу, имеют право на стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода.
Что касается военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях на территории иностранных государств и проходящих военную службу в настоящее время, то стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 218 НК РФ, для данной категории налогоплательщиков не предусмотрен.
Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 06.05.2008 N 03-04-06-01/117.
Следовательно, граждане – участники боевых действий на территории Российской Федерации, продолжающие военную службу, имеют право на стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей.
В письме Минфина России от 26.03.2013 N 03-04-05/8-284 рассмотрен вопрос о праве работника, которому назначена пенсия по инвалидности II группы, получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ на основании подпункта 2 пункта 1 комментируемой статьи. По данному вопросу Минфин России дал нижеследующие разъяснения.
Налогоплательщик НДФЛ, признанный инвалидом II группы, факт установления инвалидности которого подтвержден справкой установленной формы, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода.
Подпункт 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”.
Комментируемый подпункт устанавливает размеры налогового вычета за каждый месяц налогового периода, который распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок.
Из буквального толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ следует, что право на получение стандартного налогового вычета возникает у налогоплательщика при условии, что налогоплательщик является родителем (супругом родителя) и ребенок находится на его обеспечении. На данный аспект также особое внимание обращают официальные органы в своих разъяснениях.
В письме ФНС России от 17.09.2013 N БС-4-11/16736 “О стандартном налоговом вычете” разъясняется, что право на получение стандартного налогового вычета возникает у налогоплательщика при условии, что налогоплательщик является родителем (супругом родителя) и ребенок находится на его обеспечении. Поскольку к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов, в том числе и та часть доходов, которая затем перечисляется в виде алиментов на обеспечение ребенка, то супруга имеет право на получение стандартного налогового вычета на ребенка родителя.
В письме Минфина России от 17.04.2014 N 03-04-05/17619 разъясняется, что в целях применения подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Одним из условий, при котором предоставляется право воспользоваться указанным налоговым вычетом, является факт нахождения ребенка на обеспечении, в частности, родителей, супруга (супруги) родителя. Учитывая, что налоговый вычет производится, в частности, на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, при определении применяемого размера стандартного налогового вычета учитывается общее количество детей, включая детей, достигших возраста, после которого родители утрачивают право на получение стандартного налогового вычета. Очередность детей определяется по датам их рождения, то есть первый ребенок – это наиболее старший по возрасту ребенок.
В случае если на первого и второго ребенка стандартный налоговый вычет не предоставляется, родитель имеет право на получение стандартного налогового вычета на третьего ребенка за каждый месяц налогового периода в размере 3000 руб.
Необходимо обратить внимание, что понятие “единственный родитель” может включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено, в частности, если сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 N 1274 “Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния” (форма N 25), вносятся на основании заявления матери. На данный аспект особое внимание обращает Минфин России.
В письме Минфина России от 17.04.2014 N 03-04-05/17637 разъясняется, что налоговый вычет в двойном размере вправе получить единственный родитель, если отцовство не установлено, то есть в свидетельстве о рождении ребенка на основании пункта 3 статьи 51 СК РФ запись об отце отсутствует или запись об отце сделана по заявлению матери ребенка, не состоящей в зарегистрированном браке.
Документами для подтверждения права на получение удвоенного налогового вычета на ребенка, в частности, могут быть справка о рождении по форме N 25, выданная органом записи актов гражданского состояния, а также документы, подтверждающие семейное положение (отсутствие зарегистрированного брака).
В письме Минфина России от 29.01.2014 N 03-04-05/3300 дополнительно указывается, что отцовство в отношении родителей, не состоящих в браке между собой, установленное в порядке, предусмотренном статьями 48 и 49 СК РФ, для целей применения удвоенного стандартного налогового вычета значения не имеет.
С 1 января 2012 года отменены стандартные налоговые вычеты в размере 400 рублей.
Обращаем внимание, что отец, лишенный родительских прав, при наличии обеспечения ребенка также вправе претендовать на получение стандартного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ. Данной позиции придерживаются официальные органы.
В письме ФНС России от 13.01.2014 N БС-2-11/13@ рассмотрен вопрос о предоставлении матери стандартного вычета по НДФЛ на ребенка в двойном размере, если отец ребенка лишен родительских прав. По данному вопросу ФНС России дала следующие разъяснения.
Каждый из родителей, включая родителя, лишенного родительских прав, если на его содержании находится ребенок, имеет право на стандартный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц.
Кроме того, согласно абзацу 16 подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ стандартный налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
При этом отказаться от получения данного налогового вычета налогоплательщик может, только если он имеет на него право, подтвержденное соответствующими документами. Отец, лишенный родительских прав, при наличии обеспечения ребенка также вправе претендовать на получение указанного вычета. При этом мать может воспользоваться стандартным налоговым вычетом в двойном размере, если отец откажется от получения данного налогового вычета в пользу матери.
Пункт 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”.
Абзац 1 пункта 2 статьи 218 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики, наделенные одновременно правом на получение вычетов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 комментируемой статьи, получают максимальный из таких вычетов.
Абзац 2 пункта 2 статьи 218 НК РФ устанавливает важное правило, согласно которому стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 пункта 1 комментируемой статьи, предоставляется независимо от предоставления стандартного налогового вычета, установленного подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 218 НК РФ.
Анализируя пункт 3 статьи 218 НК РФ, налоговый орган пояснил, что физические лица, получающие доходы по договору аренды земельного участка, вправе обратиться к организации, выплачивающей такие доходы и признаваемой на основании статьи 226 НК РФ налоговым агентом, с письменным заявлением о предоставлении стандартных налоговых вычетов и подтверждающими документами.
Если в течение налогового периода доход физическим лицам выплачивается один раз в год, стандартный налоговый вычет может предоставляться за все месяцы налогового периода, предшествующие выплате дохода, до достижения установленных статьей 218 НК РФ предельных сумм дохода, исчисленных нарастающим итогом с начала налогового периода, при превышении которых стандартные налоговые вычеты не предоставляются (см. письмо от 09.10.2007 N 04-1-02/002656@).
В письме от 25.03.2009 N 3-5-04/302@ налоговый орган указал, что налогоплательщику – неработающему пенсионеру, получающему доход в течение налогового периода по договору аренды земельного участка, может быть предоставлен стандартный налоговый вычет в порядке, предусмотренном положениями статьи 218 НК РФ, за каждый месяц налогового периода в течение действия договора на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на такой налоговый вычет.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что налоговым агентом, предоставляющим стандартные вычеты, может быть как работодатель, с которым у налогоплательщика заключен трудовой договор, так и иное физическое или юридическое лицо, которое выплачивает налогоплательщику доход.
Как заметил налоговый орган, налоговый агент, являющийся источником выплаты дохода по договору гражданско-правового характера, предоставляет физическому лицу стандартные налоговые вычеты лишь за тот период, на который заключен договор, и только на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты, а также с учетом дохода, полученного этим физическим лицом с начала налогового периода (см. письмо по г. Москве от 01.06.2010 N 20-15/3/057717).
В письме от 11.02.2005 N 04-2-02/35@ “О предоставлении стандартных налоговых вычетов” налоговый орган пришел к выводу о том, что физическому лицу, не состоящему с организацией в трудовых отношениях, предоставляется стандартный налоговый вычет только за те месяцы налогового периода, в которых налогоплательщик получил налогооблагаемый доход.
В письме от 13.02.2009 N 20-15/3/013260@ налоговый орган пояснил, что для предоставления сотруднику, работающему не с начала налогового периода, стандартного налогового вычета, кроме его письменного заявления и документов, подтверждающих право на вычет, налоговый агент должен иметь справку о доходах сотрудника по предыдущему месту работы, в котором последнему предоставлялись налоговые вычеты.
Если из трудовой книжки сотрудника следует, что он с начала налогового периода и до момента трудоустройства не работал, то оснований требовать подтверждения его доходов не имеется. В данном случае обоснованием правомерности предоставления стандартных налоговых вычетов может являться копия трудовой книжки.
В письме от 24.09.2009 N 20-14/3/099660@ налоговый орган отметил, что при этом освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц минимального размера оплаты труда или сумм дохода менее прожиточного минимума в НК РФ не предусмотрено.
На практике у налоговых агентов при предоставлении стандартных налоговых вычетов возникают вопросы, например, вправе ли работодатель предоставить работнику стандартный налоговый вычет в случае отсутствия справки о доходах с предыдущего места работы.
По данному вопросу есть позиции.
Согласно официальной точки зрения, изложенной в письме от 30.07.2009 N 3-5-04/1133@, стандартные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ, без справок о полученных налогоплательщиком доходах с предыдущего места работы могут быть предоставлены налоговым агентом на основании письменных заявлений физических лиц, которые либо впервые заключили трудовой договор, либо длительное время не работали и не получали дохода. Это подтверждается трудовыми книжками и письменными объяснительными физических лиц.
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 29.04.2009 N А32-16310/2008-63/236 пришел к выводу о том, что стандартные налоговые вычеты могут быть предоставлены на основании письменных заявлений работников, в случае отсутствия у работников другого места работы и получения там доходов.
Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.08.2008 N А56-13732/2007 пришел к выводу о том, что работники, которым учреждение предоставило стандартный налоговый вычет, были устроены на работу впервые и ранее не имели постоянного места работы.
Однако есть и другая точка зрения.
Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 12.02.2009 N А55-8440/2008 пришел к выводу о том, что предоставление вычетов без справок о доходах является неправомерным.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования” пункт 4 статьи 218 НК РФ после слов “на основании” дополнен словами “налоговой декларации и. “.
Таким образом, стандартные налоговые вычеты предоставляются налоговым органом на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты.
Напомним, что Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ (вступил в силу 29.12.2009) в пункт 4 статьи 218 НК РФ были внесены поправки, согласно которым положения пункта 4 статьи 218 не содержали указания на то, что в налоговый орган должна быть представлена декларация, а не только документы, подтверждающие правомерность применения стандартных налоговых вычетов.
Анализируя пункт 4 статьи 218 НК, Минфин России пояснил, что налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства с письменным заявлением, прилагаемым к налоговой декларации, и документами, подтверждающими право на стандартный налоговый вычет, для перерасчета налоговой базы (см. письмо от 29.07.2010 N 03-04-05/5-420).
]]>