Наумкина Татьяна Васильевна
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
к.ю.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет»
Naumkina Tatyana Vasilievna
Moscow State University of Technology and Management of K.G.Razumovskiy
DSc of law, the senior lecturer of chair «Economy and Business»
Библиографическая ссылка на статью:
Наумкина Т.В. Налогообложение имущества в зарубежных странах // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/04/1541 (дата обращения: 25.01.2022).
Налоги – это основной источник казны. В России готовятся к введению новых налогов: на недвижимость и богатство. Налог на недвижимость заменит ряд ныне действующих налогов, в том числе и налог на имущество физических лиц.
В целях анализа становления теории и практики налогообложения недвижимого имущества физических лиц в России и введения налога на богатство, необходимо изучить основополагающие этапы развития принципов и подходов к налогообложению недвижимости и богатства в зарубежных странах.
Численность налогов на имущество и их величина в Европейском Союзе является наивысшей из всех прочих налогов. В некоторых странах преобладает мнение, что налогов на имущество не должно быть почти никаких. Потому что, в сущности, происходит переход имущества уже к другому налогообложению. В другом месте вновь подчеркивают о соблюдении в обществе солидарной функции налогов на прибыль.
Самые распространенные налоги в Евросоюзе – это: земельный налог, налог на строительство, налог на наследство, налог с дарений, налог на недвижимость, налог на богатство. В каждой стране своя структура и величина налога на имущество. Все налоги на имущество, на первый взгляд, не имеют общей налоговой выгоды, как НДС и подоходный налог. Несмотря на это, в налогах на имущество происходит переход уже к другому налогообложению доходов или собственности: например, имущество, которое переходит по наследству, берется из доходов усопшего, из которых уже в жизни заплачен подоходный налог; такой же принцип и у остальных налогов на имущество.
Из всех стран Европейского Союза самый низкий налог на имущество зарегистрирован в Словении. В 2004 году, благодаря проведенной реформе, исчез налог на наследство и дарения, а в 2005 был отменен налог на недвижимость. Сверх того, величина налога на недвижимость по европейским отношениям очень низкая. Налог на наследство или дарения не введен и в Швеции и Андорре.
Налог на недвижимость – имеется в виду одноразовый налог, который определяется по цене, в зависимости от профессиональной оценки. Ставка налога в Чехии с 2009 – 3%. Его обязаны оплатить за три месяца до записи о вкладе в кадастр недвижимости. Во многих странах величина налога зависит от местного самоуправления. Например, в Германии налог на недвижимость составляет 3,5%, В Австрии -3,5%(иногда 2%), в Голландии – 6%, в Испании – 3%, на Кипре – от 3% до 8%, в Соединенном Королевстве -1%-4%.
Налог на наследство и дарения. В большинстве стран оба налога определены одним законом и величина их одинакова. Облагаемые налогом на наследство и дарения граждане почти во всех европейских странах распределены в какие-либо группы: налоговая ставка определяется в зависимости от величины имущества и родственных отношений. Весьма высокий налог на наследство и дарения в Голландии (самая высока ставка – 63%), в Австрии (60%), в Германии (50%), в Финляндии (48%). Кроме стран, где нет установленного законом тарифа, – в них налог очень низкий: в Швейцарии (верхний налог 2,5%), в Румынии (3%), на Мальте (5%), в Хорватии (5%), Болгарии (5%). В Чехии три законодательных направления (относящиеся только к налогу на наследство и дарения):
• первое направление – дети и супруги;
• второе – братья, сестры, тети, дяди, зятья;
Статья закона, действующая с 2008 года, освободила от налога первые два направления. Теперь налогом на наследство и дарения облагаются только представители третьего. Самая низкая ставка – 7% (для имущества до 1 млн. крон) и самая высокая – 40% (для обладателей состояния, более 50 млн. крон). В таблице 1 приведены налоговые ставки на наследство и дарение в Европе.
Таблица 1. Налоговые ставки на наследство и дарение в Европе
Страна | Самая низкая налоговая ставка в % | Самая высокая налоговая ставка в % |
Бельгия | 3 | 30 |
Болгария | 0,01 | 7 |
Чехия | 1 | 40 |
Дания | 25 | 25 |
Финляндия | 0 | 48 |
Франция | 5 | 40 |
Хорватия | 5 | 5 |
Ирландия | 20 | 20 |
Исланди | 5 | 5 |
Италия | 4 | 8 |
Кипр | 4 | 8 |
Лихтенштейн | 0,5 | 27 |
Литва | 5 | 10 |
Люксембург | 1,8 | 14,4 |
Венгрия | 2,5 | 21 |
Мальта 5 | 5 | 5 |
Монако | 0 | 16 |
Германия | 7 | 50 |
Голландия | 5 | 63 |
Норвегия | 0 | 20 |
Польша | 3 | 20 |
Австрия | 2 | 60 |
Румыния | 0,5 | 3 |
Греция | 0 | 40 |
Словения | 0 | 39 |
Испания | 7,65 | 34 |
Швейцария | 1 | 2,5 |
В России с 01.01.2006 года налог на наследство и дарение был отменен.
Самые большие проблемы происходят именно с этим налогом. Речь идет об обложении налогом движимого и недвижимого имущества физических лиц, если его ставка превышает определенную величину. В связи с этим все больше богатых людей стремится переехать в страны с наиболее низкими налоговыми обязательствами. Численность стран, где этот налог применяется, постепенно уменьшается. Даже Швеция в 2007 году отменила этот налог. На сегодняшний день этот налог на физические лица ввели во Франции, Испании и Финляндии.
• Во Франции этот налог вводится на имущество граждан, которые получают больше 760 тыс. евро (налоговая ставка 0,55% с величины имущества), наивысшая ставка 1,8% (для имущества, превышающего 15,8 млн. евро).
• В Испании действует налог на имущество граждан, получающих больше 167 129 евро (тариф 0,2% с величины имущества); самый высокий тариф – 2,5% (на имущество, превышающее 10,7 млн. евро).
Физическое лицо, находящееся на территории Финляндии более чем шесть полных месяцев, считается резидентом этой страны для целей налогообложения. В Финляндии для уточнения принципа резидента учитывается, имеет ли лицо постоянное жилище ли иное имущество на ее территории. Граждане Финляндии, эмигрирующие из нее, считаются как минимум еще 3 года резидентами страны, если не было произведено официальное уведомление властей о том, что он не имеет никаких существенных уз, соединяющих его с Финляндией.
Граждане Финляндии и иностранные граждане, имеющие статус резидента, обязаны платить как государственные, так и местные налоги со всего дохода, полученного в стране и за ее пределами. Нерезиденты имеют налоговую обязанность только на доходы, полученные от финских источников. Супружеские пары рассчитывают и уплачивают суммы налога отдельно друг от друга.
Ставки налога на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, варьируются в зависимости от степени родства передающей стороны и правопреемника (для близких родственников эта ставка колеблется от 10 до 16 %, а для сделок между лицами, не имеющими родства,- от 30 до 48 %).
Физические лица, являющиеся резидентами Финляндии, уплачивают налог на имущество по ставке 0,9 % на все имущество, включая имущество, находящееся за пределами страны, если чистая (фактическая, оценочная, рыночная) стоимость этого имущества превышает 157 тыс. евро.
Нерезиденты имеют обязательства только по имуществу, расположенному на территории Финляндии, если это условие не оговорено в налоговых международных соглашениях.
Установлены ограничения по сумме взимаемых налогов. Сумма всех налогов (как муниципальных, так и поимущественных), подлежащих уплате в бюджет, не должна превышать 70 % от суммы государственного подоходного налога. Если сумма всех налогов приближается к этой цифре, то ставка государственного налога может быть понижена.
Таким образом, для эффективного налогообложения имущества физических лиц при разработке нового налога на недвижимость и богатство необходимо учесть все нюансы, которые успешно применяются в законодательстве зарубежных стран.
- Налоги и налогообложение: Учебник для вузов./Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.-СПб.: Питер, 2010.
- Налоговая система зарубежных стран. Учебно-методическое пособие. //Под ред. Поповой Л.В. – М.: Дело и Сервис, 2008.
- Европейская комиссия по налогообложению и таможенный союз; Всемирный налог и налоги в информационной сети 2009 (European Commission, Taxation and Customs Union; The World Wide Tax and Tax Source Network 2009). НЧ.
- Наумкина Т.В., Баранова О.А. Место и роль НДС в налоговой системе России //Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. 2013. № 4-2 (11). С. 15-19.
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
]]>