СТИМУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В МЕХАНИЗМЕ СТАНОВЛЕНИЯ НОВЫХ ИНСТИТУТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – Фундаментальные исследования (научный журнал)

Налоговые льготы;

В статье проведено исследование влияния налоговых льгот на создание и функционирование зон территориального развития (ЗТР), выделены проблемные аспекты активизации стимулирующей роли налогов при реализации региональных инвестиционных проектов по развитию отдельных отраслей. Проанализированы различные меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в зонах территориального развития, рассмотрены факторы, влияющие на создание ЗТР, обоснованы показатели и их предельные значения, служащие основанием для включения субъектов РФ в перечень «кандидатов», на территории которых возможно создание ЗТР. Сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ и создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в их экономику является одной из приоритетных задач государства. Эффективное регулирование экономических и социальных процессов с помощью налоговых льгот и повышения их стимулирующей роли возможно и оправданно. Но при этом необходимо обосновать целесообразность их применения в каждом конкретном случае, а также оценить эффективность достижения поставленных целей с помощью разных вариантов предоставления налоговых льгот в сочетании с другими инструментами государственной поддержки.

1. Абакаров M.И., Алиев Б.X. Эффективность сферы услуг трудоизбыточного региона в условиях финансового кризиса // Финансы и кредит. – 2010. – № 5 (389). – С. 45–50.

2. Абдулгалимов А.М., Алиев Б.Х. Методологические аспекты реализации стимулирующего потенциала налоговых отношений // Налоги-журнал. – 2008. – № 5. – С. 5–8.

4. Вагабова Э.С., Алиев Б.Х., Кадиева Р.А. Маркетинговые аспекты развития региональных рынков страхования в России // Финансы и кредит. – 2011. – № 15 (447). – С. 15–19.

5. Алиев Б.X., Махдиева Ю.М. Совершенствование законодательного регулирования сельскохозяйственного страхования: региональные аспекты // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 12. – С. 63–66.

6. Мусаева Х.М Алиев Б.Х. К вопросу о развитии налогового федерализма в РФ: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. – 2009. – № 36 (372). – С. 19–24.

7. Мусаева X.М. Алиев Б.X. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в условиях кризиса // Финансы и кредит. – 2010. – № 32 (416). – С. 16–23.

8. Мусаева Х.М.Алиев Б.Х. Развитие налогового федерализма в условиях российских реформ // Налоги и финансовое право. – 2012. – № 3. – С. 155–160.

9. Мусаева X.М.Алиев Б.X. Эффективность налогового планирования в регионах: проблемы и перспективы // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 3. – С. 23–27.

11. Постановление Правительства РФ от 23.12.2014 г. «О первоочередных мерах по обеспечению опережающего развития Республики Дагестан».

12. Сулейманов М.М., Алиев Б.Х. Модернизация российской модели налогового федерализма как фактор повышения эффективности налоговой системы // Налоги и финансовое право. – 2011. – № 7. – С. 178–182.

13. Пансков В.Г. О некоторых вопросах эффективности налоговых льгот в российской налоговой системе // Инновационное развитие экономики. – 2013. – № 4–5.

14. Стенографический отчет о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.kremlin.ru.

15. ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 392-ФЗ от 3.12.2011.

Зона территориального развития (ЗТР) – это часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам ЗТР предоставляются меры государственной поддержки.

К мерам государственной поддержки резидентов ЗТР могут относиться:

1) предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации в ЗТР инвестиционных проектов с участием резидентов (решение о предоставлении принимается в отношении проектов, прошедших отбор);

2) создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности РФ и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) предоставление резидентам в аренду земельных участков в границах ЗТР;

4) предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Важной новацией является норма, в соответствии с которой с 20.01.2012 г. продлевается срок предоставления инвестиционного налогового кредита до 10 лет вместо прежних пяти лет. Указанный кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую не более чем 100 % суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами ЗТР инвестиционных проектов [10].

После того как субъект РФ оказался включенным в перечень субъектов РФ, на территории которых допускается создание ЗТР, в этом субъекте РФ определяются муниципальные образования, в границах которых могут быть образованы ЗТР [3, 4]. В этих целях высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливает предельные значения следующих показателей, которым должны соответствовать «кандидаты»:

1) среднегодовой показатель совокупного объема производства промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции и выполненных по договорам строительного подряда работ на душу населения;

2) среднегодовой показатель капитальных вложений на душу населения;

3) среднегодовой показатель среднемесячной заработной платы;

4) иные показатели, установленные высшим должностным лицом субъекта РФ.

Создание ЗТР допускается при наличии у кандидата – муниципального образования – документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования.

Субъект РФ, включенный в Перечень субъектов РФ, на территории которых допускается создание ЗТР, в своей стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу должен указать:

1) муниципальное образование или муниципальные образования, на территории которых предполагается создание зоны территориального развития;

2) меры государственной поддержки (в том числе налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах), которые субъект РФ планирует предоставлять резидентам создаваемой ЗТР;

3) объекты инженерной, транспортной и иных инфраструктур, строительство которых планируется осуществить в создаваемой ЗТР;

4) значения целевых показателей социально-экономического развития, которые предполагается достичь к окончанию срока функционирования ЗТР (12 лет) и которые должны отражать рост значений первых шести показателей (из девяти) и снижение значений трех остальных показателей.

При условии соблюдения «всех условий», необходимых для создания ЗТР, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе подать в правительство РФ заявку на создание ЗТР с одновременным предоставлением следующих документов:

1) стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу, предусматривающая создание ЗТР;

2) решение о согласии исполнительно-распорядительных органов и представительных органов муниципального образования или муниципальных образований, на территории которых предполагается создание ЗТР;

3) реквизиты документов территориального планирования и документы градостроительного зонирования территории муниципального образования или территорий муниципальных образований, на которых предполагается создание ЗТР.

Окончательное решение о создании зоны территориального развития принимает правительство РФ. И только после положительного решения правительством РФ, правительством субъекта РФ и руководителем администрации муниципального образования заключается соглашение о функционировании зоны территориального развития, в котором предусматриваются:

1) этапы функционирования ЗТР;

2) показатели оценки эффективности функционирования ЗТР на каждом этапе, значения этих показателей по окончанию данных этапов;

3) меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам на федеральном уровне;

4) меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам на региональном уровне, т.е. субъектом РФ.

Анализ основных норм и требований, предъявляемых к субъектам РФ по поводу создания и функционирования зон территориального развития, позволяет предположить, что потенциал их реализации не будет востребован регионами. По нашему мнению, в целях активизации процесса создания зон территориального развития Министерству экономического развития России следовало бы инициировать разработку перечня субъектов РФ, на территориях которых могут быть созданы ЗТР, согласовать с руководством этих субъектов РФ и представить на утверждение правительства РФ. При этом потребуется уточнить и состав показателей, рассчитываемых по субъекту РФ за десятилетний период, предшествующий году утверждения такого перечня [2].

В экономически слаборазвитых субъектах РФ каждое муниципальное образование (за исключением столичных городских округов) могло бы претендовать на получение статуса зоны территориального развития и в совокупности составили бы ЗТР в границах субъекта РФ (но вне столичного городского округа) [5, 6, 7, 8]. Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ о зонах территориального развития в РФ не ограничивает число создаваемых ЗТР в субъекте РФ и, следовательно, возможности формирования зон в границах субъекта РФ (вне столичного городского округа) очень перспективны для экономически слаборазвитых регионов, где по разным причинам не создано ни одной особой экономической зоны[1] [11].

Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 г. № 1444 «О первоочередных мерах по обеспечению опережающего развития Республики Дагестан» предусмотрено осуществление мероприятий по приоритетному социально-экономическому развитию Республики Дагестан и создание особых экономических зон на территориях пяти муниципальных образований: Хунзахский район, Карабудахкентский район, Каякентский район, Дербентский район, Магарамкентский район Республики Дагестан [1, 2, 9].

В составе Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. отмечена необходимость повышения стимулирующей роли налогов в разработке и реализации инвестиционных проектов на территории отдельных регионов и даже федеральных округов. Принятый с 1 января 2014 г. Федеральный закон от 30.09.2013 № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ» введен в действие. Речь идет о региональных инвестиционных проектах (РИП) по развитию определенных отраслей в пределах огромного географического ареала, охватывающего Дальневосточный федеральный округ (9 субъектов РФ), Республику Бурятию, Республику Тыву, Забайкальский край и Иркутскую область (всего 13 субъектов РФ) [15].

Эффективность налоговых льгот в связи с реализацией регионального инвестиционного проекта не следует ограничивать налоговыми платежами, ее следует дополнить и страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, и таможенными платежами в федеральный бюджет (в случае участия во внешнеэкономической деятельности). Поэтому эффективность налоговых льгот следует оценивать полнее как фискальную (бюджетную) отдачу от реализации инвестиционного проекта. С учетом данного предложения в форму инвестиционной декларации следовало бы внести соответствующие уточнения и дополнения.

По совокупности региональных инвестиционных проектов, реализуемых в том или ином субъекте РФ, у территориального органа ФНС России формируется соответствующая информационная база, которая позволяет оценить перспективы развития рынка занятости, увеличения налоговых и неналоговых (страховые взносы и таможенные платежи) доходов бюджетной системы РФ, а также налоговых льгот как формы налоговой экономии инвестора [11, 12].

В очередном послании Федеральному Собранию РФ президент В.В. Путин снова обратил внимание Правительства и глав регионов на необходимость налогового стимулирования инвестиционной активности бизнеса в моногородах, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также налоговой поддержки субъектов малого предпринимательства и предложил конкретные пути и методы, которые следует использовать для создания условий, призванных активизировать инвестиционную деятельность организаций и процессы модернизации производства [14].

Уже в марте 2014 г. на совещании у председателя правительства РФ был рассмотрен соответствующий законопроект, в котором закладывается гибкий механизм предоставления налоговых льгот для ТОР различной специализации [13]. В законопроекте предусмотрено расширение географического ареала ТОР путем включения Красноярского края и Республики Хакасии, которые в совокупности с ранее включенными субъектами РФ представляют всю Восточную Сибирь. На совещании были высказаны соображения о необходимости включения Республики Крым в географический ареал ТОР именно по причине ее экономической отсталости. В этой связи было бы уместным включить в этот географический ареал и республики СКФО, обладающие трудовыми ресурсами в отличие от Восточной Сибири и дальневосточных регионов, нуждающихся в притоке населения и рабочей силы.

Работа публикуется в рамках проектной части государственного задания № 26.15.69.2014 К Минобрнауки РФ по теме исследования «Налоговый механизм как инструмент регулирования межрегиональной социально-экономической дифференциации на современном этапе».

Шахбанов Р.Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала;

Раджабова З.К., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Мировая экономика и международный бизнес», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *