Согласно п. 3 ст. 21 НК РФ налогоплательщики могут использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством. Данное положение конкретизирует НК РФ, гласящий, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем объеме. Положение ч.1 ст.56 НК устанавливает, что нормы законодательства о налогах и сборах, дающие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера.
Налоговые льготы – это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых отчислений, манипуляций способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения, налоговых трансфертов, налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогового регулирования.
Все налоговые льготы можно разделить на три группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.
В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента налога (объект, плательщик, ставка).
Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:
· личные и для юридических лиц;
· общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;
· безусловные и условные налоговые льготы;
· общеэкономические и социальные налоговые льготы.
Рассмотрим более подробно экономическое содержание первой из трех основных групп налоговых льгот – налоговые освобождения.
налоговая амнистия – освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за это нарушение;
налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий плательщиков (участники войны, инвалиды и т.п.) применяется в основном по отношению к личным налогам;
возврат ранее уплаченных налогов, например авансовых платежей сверх суммы, превышающей фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками в расчетах;
налоговые изъятия представляют собой выведение из обложения отдельных элементов объекта налога;
налоговые каникулы – это полное освобождение налогоплательщика от оплаты налога на определенный период времени;
понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.
Образование консолидированных групп налогоплательщиков также можно считать одной из разновидностей налоговых льгот, поскольку оно направлено на уменьшение налоговых обязательств по группе в целом по сравнению с суммарными налоговыми обязательствами, исчисленными по каждому участнику в отдельности.
Широко распространенной в развитых странах, но не применяемой в российской практике, формой целевого налогового освобождения является налоговая инвестиционная премия.
Она связана с общей системой дарственного регулирования движения национальных капиталов через границу.
Вторая группа, налоговые скидки, представляет собой группу налоговых льгот более сложного порядка, сопряженных, как правило, с разнообразными условиями для получения прав на них. В эту группу входят:
необлагаемый минимум объекта налога, устанавливаемого с дохода физических лиц, и взимание налога с наследства и дарений;
другой налоговой скидкой являются налоговые вычеты – исключение из налоговой базы отдельных текущих расходов, имущества и некоторых видов доходов;
инвестиционные скидки следует выделить в самостоятельную категорию особой целевой направленности. Они предполагают вычеты налогооблагаемой прибыли определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога;
скидка «на истощение недр» широко применяется во многих странах. Она предоставляется предприятиям добывающей промышленности в размере дополнительных, по сравнению со среднеотраслевыми, расходов на добычу полезных ископаемых в старых истощенных месторождениях, что стимулирует разработчиков максимально извлекать из недр полезные ископаемые. В России также применяются платежи за пользование истощенных недр – с 2002 г. введен налог на добычу полезных ископаемых (разработка некондиционных, остаточных полезных ископаемых) по ставке 0 %.
Своеобразной формой налоговых скидок, преследующей цель стимулирования роста инвестиций и внедрения новой техники, выступает механизм ускоренной амортизации.
Это позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу при обложении налогом на прибыль и на имущество, снизить налоги и в более короткий промежуток времени накопить необходимые финансовые ресурсы для замены устаревшего производственного оборудования новым. Сейчас в России ускоренная амортизация становится чуть ли не единственной чисто инвестиционной категорией.
Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот является третья группа – налоговый кредит. По этому вопросу нет достаточной определенности ни в действующем законодательстве РФ, ни в отечественной финансовой науке. В НК РФ налоговый кредит вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита. А отсрочка налогового платежа отрывается от общего понимания налогового кредита. То есть в НК заужена сфера действия и налоговых льгот в целом и налогового кредита, как элемента их системы.
Отсрочка или рассрочка платежа по одному или нескольким налогам предоставляются на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой задолженности налогоплательщиком. Порядок и условия предоставления регламентируются ст. 64 НК РФ, в которых четко определены основания предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки.
Принципиальные возражения имеются к НК в части такой льготы, как целевой налоговый кредит. Согласно ст. 65 он мало отличается от отсрочки налогового платежа, разве что сроками (от трех месяцев до одного года) и ограниченным перечнем оснований. В этой связи следует отметить ограниченность сферы распространения, отсутствие целевой и стимулирующей направленности налогового кредита, установленного в НКРФ.
Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.66 и 67 НК РФ, где он определен как изменение срока налога, при котором организации, при наличии оснований, предоставляется возможность в течение определённого срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он может быть предоставлен на срок от года до 5 лет по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Налоги могут быть и крупнейшими денежными оттоками, переживаемыми фирмой. Размер налогов определяется налоговым кодексом, часто дополняемым и изменяемым набором правил. В этом разделе мы рассмотрим ставки корпоративных налогов и способы их вычисления.
]]>