Раньше компании могли получить налоговый вычет только за пожертвования в рамках борьбы с коронавирусом. Теперь список благотворительных организаций расширили, но не весь бизнес знает о такой выгодной возможности
Благотворительность дает возможность бизнесу сэкономить на налогах — с 2020 года можно получить налоговый вычет за пожертвования за счет снижения налога на прибыль. Но если раньше это касалось исключительно борьбы с ковидом, то сейчас список благотворительных организаций расширен, сообщает РБК. Однако о том, что бизнесу выгодно быть благотворителем, знают далеко не все.
Налоговые льготы для бизнеса за пожертвования были и раньше. Однако в 1990-е годы и начале 2000-х годов некоторые компании стали мошенничать: создавали дочерний фонд, делали пожертвование, уменьшая налогооблагаемую базу, а затем фонд обналичивал средства и возвращал деньги владельцам бизнеса. Словосочетание «благотворительный фонд» стало равнозначно понятию «прачечной». В 2005 году льготы отменили. С тех пор изменилось законодательство, и такие схемы практически невозможны. Идея вновь ввести налоговый вычет появилась в пандемию, вспоминает председатель Комитета по разрешению споров и процедур несостоятельности «Опоры России» Андрей Крупский:
Андрей Крупский председатель Комитета по разрешению споров и процедур несостоятельности «Опоры России» «Среди больших корпораций была не то чтобы модная, но распространенная реакция поддержки государства в борьбе с коронавирусом. Многие госкорпорации стали отчитываться о том, что мы эту клинику поддерживаем, мы здесь оборудование закупили, передали его такой-то больнице. Чтобы мотивировать бизнес и чтобы эти инициативы были экономически привлекательными для них, сделали норму, что все пожертвования уменьшают налог на прибыль».
Президент России Владимир Путин 30 апреля подписал поправки в Налоговый кодекс, которые позволяют при налогообложении прибыли учитывать пожертвования любым социально ориентированным НКО. Эти организации внесены в специальный реестр, его составляет Минэкономики на основе данных Минюста, которому эти НКО отчитываются ежегодно. Компания выбирает благотворительный фонд из реестра, делает пожертвование (эти средства засчитываются как нереализационный расход, куда обычно идут штрафы, судебные издержки, комиссия за банковские переводы и так далее), и за счет вычета снижается налог на прибыль. Выгода очевидна, но из-за того что поначалу это касалось ковида, бизнес пока не разобрался, говорит директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова:
Екатерина Шергова директор фонда «Подари жизнь» «Очень важно, чтобы бизнес услышал о том, что эта норма не разовая — она навсегда. Действительно, это ситуация, что называется, win-win, когда выгодно абсолютно всем. Во-первых, если раньше компания могла заниматься благотворительностью только после уплаты налогов, прибыль могла быть такой мизерной, что уже и на благотворительность не хватало. Сейчас вы можете абсолютно спокойно не отказывать себе в том, чтобы реализовать желание кому-то помочь. К сожалению, поскольку поправки в Налоговый кодекс были приняты во время ковида, то понятно, что информационный вектор был смещен несколько в другую сторону. Обидно, что это оказалось не очень заметно».
По словам Екатерины Шерговой, оформить налоговый вычет компаниям проще, чем физлицам. Для этого достаточно заявить, какую сумму и куда она отправляет. Только так ли гладко на деле? Адвокатское бюро «Карабанов и партнеры» — стратегический партнер фонда «Настенька». Глава бюро Александр Карабанов говорит, что территориальные органы неохотно идут навстречу:
Александр Карабанов глава адвокатского бюро «Карабанов и партнеры» «Мы сталкиваемся с проблемами на местах, когда налоговый орган не очень охотно идет на то, чтобы корректировать налоговые декларации в части налогового вычета, потому что действуют гласные и негласные законы и у налогового органа есть свой план на сбор налогов. Любые послабления в формате сбора налогов, конечно же, идут вразрез с интересами именно того территориального налогового органа. Трения в этой части есть, но такую практику надо формировать, она правильная».
Пока инициатива обкатывается, возможно всякое. В будущем работа отладится, и бизнес поймет, что это выгодно, причем не только по части налогов, но и в вопросе привлекательности для инвесторов, так как участие в программах влияет на инвестиционный рейтинг, рассказали Business FM в фонде «Подари жизнь». Для благотворительных организаций это огромный шаг к переходу от адресной помощи к формированию бюджета и системным проектам — именно по такой системе работают фонды в других странах.
]]>