Перечень налоговых расходов

Налоговые льготы;

О ценка эффективности налоговых расходов проводится в соответствии с основными положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и постановления администрации Вольского муниципального района от 10 октября 2019 года № 2310 «Об утверждении порядка проведения оценки налоговых расходов по местным налогам муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района».

Оценка эффективности налоговых расходов проводится в целях минимизации риска предоставления неэффективных налоговых расходов. Результаты оценки используются при формировании проекта муниципального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Информация о потерях бюджета МО город Вольск по причине предоставления налоговых льгот представлена в приложении №1.

В зависимости от целевой категории определены основные виды налоговых расходов на территории города Вольск: социальные, технические и стимулирующие.

В 2019 году на территории города Вольск предоставлялись следующие льготы:

Решением Совета муниципального образования город Вольск от 16 ноября 2018 года № 5/4-21 «О земельном налога на территории муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области» (далее – решение о земельном налоге) налоговые льготы по земельному налогу установлены для 7 категорий налогоплательщиков, 4 из которых – физические лица.

В соответствии с решением о земельном налоге к социальным налоговым расходам относятся следующие льготы:

1. В размере 100% от суммы налога налогоплательщикам

физическим лицам и организациям:

– в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации;

– имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах”, указанные в статьях 14, 15, 17, 18, 19, 21:

– имеющим право на льготы в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года N 1235 “О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны”;

2. В размере 50% от суммы налога

– гражданам, имеющим трех и более детей, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области “О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области”, в отношении одного земельного участка, предоставленного в собственность под объекты индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества, размер которого не превышает максимальной нормы предоставления земельных участков”

К техническим налоговым расходам относятся следующие льготы:

в размере 100% от суммы налога налогоплательщикам (органы местного самоуправления и муниципальные учреждениям), финансируемым за счет средств бюджетов различных уровней

К стимулирующим налоговым расходам относятся следующие льготы:

1. в размере 100% от суммы налога налогоплательщикам

– предприятиям-инвесторам, зарегистрированным на территории муниципального образования город Вольск и заключившим инвестиционный договор с уполномоченным органом (комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области) на время действия инвестиционного договора, а также организации-инвесторы, являющиеся стороной специального инвестиционного контракта, в течение срока действия специального инвестиционного контракта;

– организациям, являющимся государственными заказчиками строительства (реконструкции) объектов социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта), финансируемого за счет средств федерального бюджета, и (или) областного бюджета, в отношении земельных участков, выделенных под строительство (реконструкцию) указанных объектов.

По налогу на имущество

Решением Совета муниципального образования город Вольск от 24 ноября 2017 года № 49/3-244 «Об установлении налога на имущество физических лиц и налоговых льгот на территории муниципального образования город Вольск» (далее – решение о налоге на имущество) налоговые льготы по налогу на имущество установлены для 4 категорий налогоплательщиков.

В соответствии с решением о налоге на имущество к социальным налоговым расходам относятся следующие льготы:

– в соответствии со статьей 407 главы 32 Налогового Кодекса РФ:

– лицам, имеющим звание «Почетный гражданин Земли Вольской»:

– лицам, принимавшим участие в боевых действиях и имеющие удостоверение участника боевых действий, за исключением категорий лиц, предусмотренных ст. 407 НК РФ:

– гражданам, имеющим трех и более детей, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области», освобождаются в заявительном порядке (путем подачи заявления в Налоговый орган) в размере 50% от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, построенного на земельном участке, предоставленном в собственность под объекты индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества, размеры которого не превышают максимальной нормы предоставления земельных участков.

1. Оценка эффективности социальных налоговых расходов муниципального образования город Вольск

1.1 Оценка целесообразности социальных налоговых расходов

1.1.1 Соответствие социальных налоговых расходов целям и задачам муниципальных программ или целям социально-экономической политики:

Наименование документа стратегического планирования

Цель документа стратегического планирования

Освобождение от уплаты земельного налога:

– ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны (льгота в размере 100%),

– многодетных семей (льгота в размере 50%),

– налогоплательщикам (кроме бюджетных организаций) (льгота в размере 100%).

Освобождение от уплаты налога на имущество:

– Почетным гражданам Земли Вольской (льгота в размере 100%),:

– лицам, принимавшим участие в боевых действиях (льгота в размере 100%),

– многодетным семьям (льгота в размере 100%),

– пенсионерам (льгота в размере 100%)

Стратегия социально-экономического развития Вольского муниципального района до 2030 года

– Приоритет: Сохранение, воспроизводство и развитие человеческого потенциала района.

– Приоритет: Повышение качества жизни населения Вольского муниципального района.

1.1.2 Востребованность социальных налоговых расходов:

По физическим лицам льготы, определяемые социальными налоговыми расходами, предоставляются в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога отдельным категориям налогоплательщиков, относящимся к социально незащищенным группам населения.

Согласно данным приложения №1 (здесь и далее цифровые значения для анализа берутся из данного приложения) общий объем налогового расхода по земельному налогу за 2019 год, предоставленной данной категории физических лиц, составил 3264,0 тыс.рублей, или 134,7% к уровню 2018 года. Доля налогового расхода в общей величине налога, предъявленного к уплате физическими лицами, составляет 34,7%.

Количество льготников составило 3690 человек, или 106,7% к уровню 2018 года и 41,4% к общему количеству налогоплательщиков – физических лиц. Данные показатели свидетельствуют о востребованности указанного налогового расхода.

Общий объем налогового расхода по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, предоставленной данной категории физических лиц, составил 9337,0 тыс.рублей, или 113,4% к уровню 2018 года. Доля налогового расхода в общей величине налога, предъявленного к уплате физическими лицами, составляет 31,5%.

Количество льготников составило 13040 человек, или 107,9% к уровню 2018 года и 39% к общему количеству налогоплательщиков – физических лиц. Данные показатели свидетельствуют о востребованности указанного налогового расхода.

1.1.3 Отсутствие значимых отрицательных внешних эффектов:

Социальные налоговые расходы не носят экономического характера и не оказывают отрицательного влияния на показатели достижения целей социально-экономической политики как города Вольск, так и Вольского муниципального района в целом, и их эффективность определяется социальной значимостью.

1.2 Оценка результативности социальных налоговых расходов

Оценка результативности производится на основании влияния налогового расхода на результаты реализации соответствующей муниципальной программы (ее структурных элементов), либо достижение иных целей социально-экономической политики публично-правового образования, не отнесенных к действующим муниципальным программам и включает оценку социальной, экономической или бюджетной эффективности налогового расхода.

Целью социального налогового расхода является социальная поддержка незащищенных групп населения.

Применение налогового расхода способствуют снижению налогового бремени населения, повышению уровня доходов и качества жизни граждан, социальной защищенности населения, снижению социального неравенства, что соответствует направлению социально-экономической политики муниципального образования.

В отношении социальных налоговых расходов по физическим лицам:

В результате действия налогового расхода одним физическим лицом, относящимся к категории социально незащищенного населения, применившим налоговую льготу по земельному налогу, получен дополнительный доход в среднем:

В результате действия налогового расхода одним физическим лицом, относящимся к категории социально незащищенного населения, применившим налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц, получен дополнительный доход в среднем:

В связи этим, действие налогового расхода способствует достижению установленных целей социально-экономической политики муниципального образования посредством повышения доходов населения, что свидетельствует о его положительной результативности.

При применении, в качестве альтернативных механизмов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, выплаты социально-незащищенным гражданам или организациям субсидий по уплате земельного налога, следует учитывать возникающие расходы организационно-административного характера (расходы на выплату заработной платы работникам, осуществляющим выдачу субсидий, организацию рабочих мест и т.д.), которые будут осуществляться за счет средств местного бюджета. Органы местного самоуправления, предоставляя льготу по уплате налога, избегают затрат по его администрированию, т.к. вся затратная сторона ее администрирования ложиться на налоговые органы, финансируемые за счет иного уровня бюджета.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что применение иных механизмов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования является более затратным и экономически не выгодным.

Выводы по результатам оценки эффективности социальных налоговых расходов муниципального образования город Вольск

Налоговые расходы носят социальный характер, направлены на поддержку социально незащищенных групп населения, отвечают общественным интересам, соответствуют задачам Стратегии социально-экономического развития Вольского муниципального района до 2030 года, являются востребованными, не несут в себе значимых отрицательных внешних эффектов в отношении экономического развития муниципального образования.

Таким образом, социальные налоговые расходы, предоставляемые отдельным категориям граждан и хозяйствующим субъектам, признаются эффективными и не требующими отмены. Чтобы не допустить в дальнейшем снижения уровня доходов у социально-незащищенных слоев населения, целесообразно сохранить имеющиеся льготы.

2. Оценка эффективности технических налоговых расходов муниципального образования город Вольск

2.1 Оценка целесообразности технических налоговых расходов

2.1.1 Соответствие технических налоговых расходов целям и задачам муниципальных программ или целям социально-экономической политики:

Наименование документа стратегического планирования

Цель документа стратегического планирования

Полное освобождение от уплаты земельного налога:

– юридических лиц (органы местного самоуправления и муниципальные учреждениям, финансируемые за счет средств бюджетов различных уровней

Стратегия социально-экономического развития Вольского муниципального района до 2030 года

– Приоритет: Повышение эффективности управления, обеспечение устойчивости бюджетной системы района (Задача: Совершенствование методов планирования и управления бюджетным процессом)

2.1.2 Востребованность технических налоговых расходов:

По юридическим лицам в 2019 году льготой по уплате земельного налога пользовались органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов различных уровней с пониженной ставкой налога в размере 0%.

Общий объем налогового расхода за 2019 год по данным учреждениям составил 12073,6 тыс.рублей, или 181,7% к уровню 2018 года (увеличение по причине переоценки кадастровой стоимости земли). Доля налогового расхода в общей величине налога, предъявленного к уплате юридическими лицами, составляет 52,8%.

Доля в общем количестве налогоплательщиков составляет 27%.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о востребованности данной льготы.

2.1.3 Отсутствие значимых отрицательных внешних эффектов:

Технические налоговые расходы призваны оптимизировать встречные бюджетные финансовые потоки. Иными словами при предоставлении льготы бюджет не получает доход в виде налогов, но и не несет расходы по финансированию хозяйствующих субъектов на величину этих налогов. Технические налоговые расходы не оказывают отрицательного влияния на показатели достижения целей социально-экономической политики как города Вольск, так и Вольского муниципального района в целом.

2.2 Оценка результативности технических налоговых расходов

В отношении технических налоговых расходов, предоставленных муниципальным учреждениям, оценка проводилась путем определения бюджетной эффективности.

Оценка бюджетной эффективности предполагает оценку результатов экономической деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлена налоговая льгота, с позиции влияния на расходы бюджета МО г. Вольск.

Для определения бюджетной эффективности налоговых расходов рассчитывается коэффициент бюджетной эффективности. Льгота признается эффективной, если коэффициент больше, либо равен единице.

Расчет коэффициента бюджетной эффективности осуществляется с использованием критерия оптимизации расходов бюджета МО г. Вольск, который предусматривает сокращение встречных финансовых потоков при одновременном снижении налоговой нагрузки на организации, полностью или частично финансируемые из бюджета МО г. Вольск, и объема бюджетного финансирования.

БФ – объем бюджетного финансирования организаций при отсутствии налоговой льготы (рублей);

БФнл – объем бюджетного финансирования организаций при условии предоставления налоговой льготы (рублей);

РО – расходы организаций по уплате налогов при отсутствии налоговой льготы (рублей);

РОнл – расходы организаций по уплате налогов при условии предоставления налоговой льготы (рублей).

Расчет коэффициента бюджетной эффективности по

органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям, финансируемым за счет средств бюджетов различных уровней

Так как БФ=РО, а БФнл= РОнл получаем:

Результаты оценки бюджетной эффективности налоговых льгот за 2019 год

Количество организаций (индивидуальных предпринимателей) данной категории налогоплательщиков, получивших налоговую льготу

предоставленной налоговой льготы

органы местного самоуправления и муниципальные учреждениям, финансируемые за счет средств бюджетов различных уровней

Коэффициент бюджетной эффективности равен единице, следовательно, льгота по земельному налогу за 2019 год в отношении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней признается эффективной.

Выводы по результатам оценки эффективности технических налоговых расходов муниципального образования город Вольск

Целью применения технических налоговых расходов является оптимизация встречных бюджетных финансовых потоков.

Выпадающие доходы бюджета города Вольск в результате применения данной налоговой льготы по земельному налогу обеспечило снижение доли расходов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней на:

– 12073,6 тыс.рублей в 2019 году,

– 6644 тыс.рублей в 2018 году.

Технические налоговые расходы в отношении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней соответствуют задачам Стратегии социально-экономического развития Вольского муниципального района до 2030 года в части совершенствования методов планирования и управления бюджетным процессом, являются востребованными, не несут в себе значимых отрицательных внешних эффектов в отношении экономического развития муниципального образования, имеют положительные индикаторы бюджетной эффективности и поэтому признаются эффективными и не требующими отмены.

3. Оценка эффективности стимулирующих налоговых расходов муниципального образования город Вольск

3.1 Оценка целесообразности стимулирующих налоговых расходов

3.1.1 Соответствие стимулирующих налоговых расходов целям и задачам муниципальных программ или целям социально-экономической политики:

Наименование документа стратегического планирования

Цель документа стратегического планирования

Освобождение от уплаты земельного налога:

– организаций-инвесторов, зарегистрированным на территории муниципального образования город Вольск и заключившим инвестиционный договор (льгота в размере 100%),

– организаций, являющихся государственными заказчиками строительства (реконструкции) объектов социальной сферы (льгота в размере 100%),

– организаций-инвесторов, являющихся стороной специального инвестиционного контракта (льгота в размере 100%).

Стратегия социально-экономического развития Вольского муниципального района до 2030 года

– Приоритет: Сильная экономика

(Задача: Достижение качественно нового уровня конкурентоспособности экономики Вольского муниципального района

на базе инноваций и развития новых бизнесов)

3.1.2 Востребованность стимулирующих налоговых расходов:

В 2019 году стимулирующей льготой по земельному налогу пользовался единственный хозяйствующий субъект – ИП Бадалов Р.Ф.о с пониженной ставкой налога в размере 100%.

Общий объем налогового расхода за 2019 год по ИП Бадалов Р.Ф.о составил 29,3 тыс. рублей. Доля налогового расхода в общей величине налога, предъявленного к уплате юридическими лицами, составляет 0,13%.

Доля в общем количестве налогоплательщиков составляет 0,6%.

ИП Бадалов Р.Ф.о пользуется данной льготой с 2019 года. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о востребованности данной льготы.

3.1.3 Отсутствие значимых отрицательных внешних эффектов:

Основной целью введения стимулирующих налоговых расходов является повышение конкурентоспособности экономики муниципального образования город Вольск посредством роста показателей деятельности промышленного производства и создания новых бизнес-проектов. Применение пониженной ставки способствовало реализации на территории города нового инвестиционного проекта по организации работы овощехранилища «Реконструкция и модернизация овощехранилища».

Стимулирующие налоговые расходы не оказывают отрицательного влияния на показатели достижения целей социально-экономической политики как города Вольск, так и Вольского муниципального района в целом.

3.2 Оценка результативности стимулирующих налоговых расходов

Оценка результативности стимулирующих налоговых расходов проводилась посредством оценки социальной и экономической эффективности.

3.2.1 Социальная эффективность налоговых расходов признается удовлетворительной при положительной динамике не менее двух показателей (индикаторов).

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *