Особенности налогообложения государственных учреждений здравоохранения *

Налоговые льготы;

Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” (далее – Закон N 83-ФЗ) в настоящее время происходит реформирование правового положения бюджетных учреждений, которое имеет своей целью снижение их внутренних издержек, расширение полномочий и повышение эффективности деятельности. В частности, Законом N 83-ФЗ предусмотрено следующее:

  • бюджетные учреждения получают право на ведение деятельности, приносящей доходы, которые поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
  • изменяется механизм финансирования бюджетных учреждений, а именно он осуществляется за счет субсидий в рамках государственного заказа;
  • бюджетные учреждения получают право самостоятельно распоряжаться движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества);
  • появляется новый тип бюджетных учреждений – казенные учреждения.

В период с 1 января 2011 г. по 1 января 2012 г. (переходный период) каждое государственное учреждение должно определить свой новый правовой статус.

Так, учреждения могут подразделяться на казенные, автономные и бюджетные учреждения. Соответственно, каждое государственное учреждение должно определиться, к какому типу оно будет относиться. В случае если до 1 января 2012 г. учреждение не примет решение о реорганизации, ликвидации или об изменении своего типа, то оно будет являться бюджетным учреждением (Федеральный закон от 18.07.2011 N 239-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений”, далее – Закон N 239-ФЗ). Однако ряд государственных учреждений согласно утвержденному перечню могут иметь только правовой статус казенного учреждения. Из учреждений здравоохранения в этот перечень вошли психиатрические больницы (стационары), лепрозории и противочумные учреждения.

После изменения правового статуса учреждение здравоохранения вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, выданной этому учреждению до изменения его типа, до окончания срока действия лицензии.

Налогообложение казенных учреждений

Казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 13 Закона N 83-ФЗ).

Основной деятельностью казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которого оно создано. Причем казенное учреждение имеет ограниченные права. Оно может быть создано только Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями Российской Федерации. Учредительным документом казенного учреждения является его устав. Имущество, находящееся у казенного учреждения, закреплено за ним на праве оперативного управления; следовательно, казенное учреждение не имеет права распоряжаться имуществом без согласия собственника этого имущества. Оно также не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц. При проведении любых закупок казенные учреждения обязаны проводить тендеры. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами только через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства. Казенное учреждение может оказывать только такие платные услуги, которые предусмотрены его уставом. Особо следует обратить внимание читателей журнала на то, что доходы от этой деятельности казенное учреждение должно перечислять в бюджет соответствующего уровня. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности вышеуказанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Казенные учреждения не имеют права применять упрощенную систему налогообложения, а также единый сельскохозяйственный налог. Они освобождаются от уплаты государственной пошлины при использовании слова “Россия” в своем наименовании.

С 2011 г. отменена ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая определяла особенности исчисления налога на прибыль бюджетными учреждениями. Это означает, что в отношении бюджетных учреждений нормы гл. 25 “Налог на прибыль” НК РФ должны распространяться в общеустановленном порядке. При расчете налога на прибыль доходами казенного учреждения здравоохранения не признаются бюджетные средства, перечисленные казенному учреждению, в пределах установленного лимита, а также доходы, полученные от производства казенным учреждением работ или оказания услуг. Расходами для целей налогообложения не признаются расходы казенных учреждений в связи с исполнением ими государственных (муниципальных) функций и оказания услуг.

При предоставлении на территории Российской Федерации казенными учреждениями в аренду федерального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ в редакции Закона N 83-ФЗ). В этом случае налоговыми агентами будут являться арендаторы вышеуказанного имущества, которые определяют налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту, исчисляют и уплачивают в бюджет соответствующую сумму НДС, которую впоследствии они смогут принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Налогообложение бюджетных учреждений нового типа

Бюджетное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти и органов местного самоуправления. Правовой статус бюджетного учреждения может получить любое учреждение здравоохранения, кроме тех организаций, которые в обязательном порядке будут реформированы в казенные учреждения.

Учредительным документом бюджетного учреждения является устав, который должен содержать наименование учреждения с указанием типа, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Бюджетные учреждения здравоохранения должны обеспечивать открытость и доступность следующих документов: учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения, положений о филиалах, планах финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, государственного задания на оказание услуг, отчета о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного имущества. Бюджетное учреждение здравоохранения выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

Финансирование бюджетного учреждения здравоохранения должно осуществляться на основе государственного заказа путем государственных субсидий. Основными из них являются субсидии на покрытие нормативных затрат, связанных с выполнением государственного заказа, содержанием имущества, уплатой налогов. Другой вид субсидий – разовые целевые субсидии, связанные с выполнением мероприятий целевых программ. Бюджетные учреждения здравоохранения распоряжаются своими средствами только через лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации. Другими источниками финансирования бюджетного учреждения здравоохранения являются безвозмездные поступления, средства от использования имущества, находящегося в государственной собственности и переданного учреждению на праве оперативного управления, а также средства, полученные от оказания платных услуг. Оказание бюджетными учреждениями платных услуг возможно только сверх установленного государственного (муниципального) задания. При этом следует обратить особое внимание читателей журнала на то, что бюджетное учреждение получает все доходы от предпринимательской деятельности в собственное распоряжение. Имущество, приобретенное за счет этих средств, также поступает в полное распоряжение бюджетного учреждения. Что касается остального имущества, то бюджетное учреждение здравоохранения не имеет права самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом.

Для бюджетных и автономных учреждений определено такое понятие, как крупная сделка, которой признается сделка стоимостью свыше 10% балансовой стоимости активов организации по данным бухгалтерской отчетности на последнюю дату. Крупные сделки бюджетные учреждения здравоохранения могут совершать только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Все остальные сделки организация совершает самостоятельно. Бюджетное учреждение также может привлекать займы в размере, не превышающем размера крупной сделки, но не имеет права совершать операции с ценными бумагами. При заключении договоров на выполнение заказов, предоставление работ и оказание услуг бюджетное учреждение должно действовать согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 94-ФЗ). Учредитель не несет ответственности за обязательства учреждения. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Бюджетные учреждения так же, как и казенные, не вправе применять упрощенную систему налогообложения и единый сельскохозяйственный налог. Таким образом, бюджетные учреждения уплачивают налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог по общим правилам. Расходы по уплате налога на особо ценное недвижимое имущество и недвижимое имущество включены в субсидии, которые не учитываются как доход при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Для бюджетных учреждений здравоохранения существует льготный порядок исчисления налога на прибыль – нулевая ставка налога на прибыль. Условия для получения льготы бюджетными учреждениями здравоохранения такие же, как и для автономных учреждений здравоохранения (см. налог на прибыль автономных учреждений здравоохранения).

Бюджетные учреждения здравоохранения являются плательщиками НДС.

Субсидии, предоставляемые из бюджета соответствующего уровня бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, не облагаются НДС. А вот услуги, оказываемые бюджетными учреждениями на платной основе, вне зависимости от того, оказываются они в рамках задания или сверх выполнения задания учредителя, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

При этом следует отметить, что ст. 149 НК РФ устанавливает широкий перечень операций, освобождаемых от НДС. К ним, в частности, относятся:

  1. реализация на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ:
  • важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
  • протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
  • технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);
  1. реализация медицинских услуг, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. К медицинским услугам, не облагаемым НДС, относятся:
  • услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
  • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
  • услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
  • услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патологоанатомические;
  • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

Согласно Письму Минфина России от 05.03.2010 N 03-07-07/05 платные медицинские услуги, которые оказываются пациентам в стационаре, не облагаются НДС. Этим налогом также не облагаются услуги по стоматологии, стоматологии ортопедической, стоматологии профилактической, стоматологии хирургической и стоматологии детской. Сложнее обстоит ситуация с косметическими и косметологическими услугами, оказываемыми медицинскими учреждениями. С одной стороны, косметологические услуги являются медицинскими услугами и в соответствии со ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС, за исключением услуг косметических, которые по своей сути медицинскими услугами не являются и лицензированию не подлежат. Однако Минфин России в Письме от 11.02.2009 N 03-07-07/07 подчеркнул, что косметологические услуги не могут быть освобождены от обложения НДС, так как согласно ОКВЭД косметологические услуги относятся к “Прочей деятельности по охране здоровья” без деления косметологических услуг на лечебные и косметические. Но существующая арбитражная практика показывает, что такое решение Минфина России нарушает права медицинских учреждений. Таким образом, в случае если медицинское учреждение имеет лицензию на оказание услуг по терапевтической и хирургической косметологии, такие услуги могут быть освобождены от уплаты НДС, но такое право учреждениям придется отстаивать в суде.

НДС также не облагается реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми медицинских организаций. Но данное освобождение распространяется только на столовые медицинских организаций, полностью или частично финансируемых из бюджета либо из Фонда обязательного медицинского страхования.

Одним из наиболее сложных с точки зрения начисления НДС является проведение клинических исследований медицинских препаратов. Учреждения здравоохранения, проводящие клинические исследования лекарственных средств, могут заключать договоры как с российскими, так и с иностранными организациями.

В случае если организация-заказчик не имеет представительства на территории Российской Федерации, работы по исследованию лекарственных средств НДС облагаться не будут.

Наибольшей самостоятельностью обладают автономные государственные учреждения здравоохранения.

Налогообложение автономных государственных учреждений

Автономное государственное учреждение здравоохранения – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации соответственно государственных или муниципальных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Автономное учреждение может быть создано путем учреждения или путем реформирования из государственного учреждения.

Решение об учреждении автономного государственного учреждения здравоохранения принимается Правительством РФ, а автономного муниципального учреждения здравоохранения – муниципальным образованием. В случае изменения правового статуса учреждения решение принимает Росимущество.

Текущий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью федерального автономного учреждения осуществляет федеральный орган исполнительной власти, который назначает руководителя учреждения. Высшим органом управления автономным учреждением является наблюдательный совет.

Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества. Согласно Закону N 239-ФЗ автономное учреждение должно обеспечить открытость и доступность сведений, содержащихся в следующих документах:

  • в уставе;
  • в свидетельстве о государственной регистрации;
  • в решении учредителя о создании автономного учреждения;
  • в решении учредителя о назначении руководителя учреждения;
  • в положении о филиалах и представительствах;
  • в документах, содержащих сведения о составе наблюдательного совета;
  • в плане финансово-хозяйственной деятельности;
  • в годовой бухгалтерской отчетности.

Эти сведения размещаются на сайте Федерального казначейства.

Автономные учреждения в обязательном порядке получают от учредителя государственное или муниципальное задание на оказание услуг, выполнение работ. Причем автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения задания учредителя.

Автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств. Финансирование деятельности автономных учреждений осуществляется в виде государственных субсидий, направленных на выполнение задания (размер субсидий определяется так же, как и в случае с бюджетными учреждениями), разовых субсидий, дохода от оказания платных услуг, добровольных взносов, грантов и спонсорских средств. Автономные учреждения здравоохранения могут оказывать платные услуги, перечень которых должен быть закреплен в уставе автономного учреждения и соответствовать уставным целям его деятельности. Размер платы за оказание платных услуг определяется учредителем автономного учреждения и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 02.12.2009 N 984 “О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти платных услуг”. Размер оплаты не может превышать экономически обоснованные расходы на оказание услуги. При этом под экономически обоснованными затратами понимаются затраты на оплату труда, приобретение расходных материалов, коммунальные платежи, затраты на содержание и использование имущества, общехозяйственные расходы. Доходы автономного учреждения от оказания платных услуг поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Отметим, что платные услуги могут быть предусмотрены и в рамках государственного (муниципального) задания учредителя для автономного учреждения в случаях, определенных федеральными законами. В конце финансового года у автономного учреждения может возникнуть ситуация, при которой часть субсидий, выделенная из бюджета, не была использована. В случае если речь идет о субсидиарных средствах, предоставленных на выполнение задания, автономное учреждение может использовать их в следующем году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. Бюджетные средства, перечисленные автономному учреждению на другие цели и не использованные им в течение финансового года, должны быть возвращены в бюджет.

Автономные учреждения могут открывать лицевые счета как в кредитных организациях, так и в органах Федерального казначейства и в финансовом органе региона (муниципального образования). Причем открытие автономным учреждениям счетов в органах Федерального казначейства в соответствии с законодательством производится не по желанию учреждения, а по усмотрению учредителя. При этом автономное учреждение не может отказаться от открытия счетов в Федеральном казначействе.

Необходимо обратить внимание читателей журнала на то, что счета, которые были открыты органами Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими автономным учреждениям, а также счета, которые предназначены для выдачи наличных денежных средств автономным учреждениям и их обособленным подразделениям, обслуживаются учреждениями Банка России без взимания платы.

Закон N 239-ФЗ устанавливает порядок ведения операций с бюджетными средствами. Так, бюджетные инвестиции, направленные на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного задания, могут учитываться только на специальных счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. То же касается и средств, поступающих автономным учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования. При этом расходование средств с этих счетов возможно без предоставления подтверждающих документов, а субсидии, предоставленные на другие цели (кроме покрытия нормативных расходов на выполнение государственного заказа), могут учитываться и на лицевых счетах, открытых автономным учреждением в кредитных организациях. Поступление и расходование средств на этих счетах возможно только после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы.

Каждое автономное учреждение наделяется имуществом, необходимым для выполнения им своих функций, которое подразделяется на недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество и движимое имущество, не включенное в состав особо ценного движимого имущества.

Собственником данного имущества в зависимости от уровня подчиненности являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования. Имущество передается автономным учреждениям на праве оперативного управления. Автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться следующими видами имущества:

  • недвижимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением учредителем;
  • земельными участками, полученными на праве бессрочного пользования;
  • особо ценным движимым имуществом.

Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого автономное учреждение не сможет осуществлять свою деятельность, а также некоторые категории движимого имущества, стоимость которого составляет для федеральных автономных учреждений от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., для автономных учреждений субъекта Российской Федерации – от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб., для муниципального автономного учреждения – от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Во избежание нарушений автономным учреждениям рекомендуется, чтобы балансовая стоимость особо ценного движимого имущества была установлена учредителем и прописана в уставе автономного учреждения.

Остальными видами имущества автономное учреждение распоряжается самостоятельно. Для участия своим имуществом в капитале других юридических лиц автономное учреждение должно получить согласие у своего учредителя.

Учет недвижимого и особо ценного движимого имущества должен вестись раздельно.

Учредитель автономного учреждения контролирует осуществление крупных сделок, которые совершаются автономным учреждением только с предварительного согласия наблюдательного совета.

Автономные учреждения вправе привлекать и предоставлять заемные средства, осуществлять сделки с ценными бумагами.

Автономные учреждения получили право производить закупки без конкурсных процедур. Так как автономные учреждения больше не являются получателями бюджетных средств, они не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и не подпадают под действие Закона N 94-ФЗ.

Автономные учреждения получили не только большую самостоятельность, но и большую ответственность за ведение финансово-хозяйственной деятельности. Учредитель автономного учреждения не несет ответственности за обязательства учреждения, автономное учреждение отвечает за принятые им обязательства своим имуществом, за исключением недвижимого имущества, принадлежащего собственнику, и особо ценного движимого имущества.

Для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность и являющихся плательщиком налога на прибыль, с 2011 г. установлен льготный порядок налогообложения путем применения нулевой ставки по налогу на прибыль ко всей налоговой базе, за исключением налоговой базы по доходам в виде дивидендов и доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Эта льгота предоставляется на период до 1 января 2020 г. Применение нулевой ставки возможно только с начала налогового периода. Для того чтобы медицинское учреждение могло ею воспользоваться, оно должно подать заявление и представить копию лицензии на осуществление медицинской деятельности в срок до 1 декабря предшествующего года.

Для получения льготы медицинское учреждение должно соблюдать следующие условия:

  • осуществляемая деятельность должна входить в перечень видов медицинской деятельности, установленный Правительством РФ;
  • медицинское учреждение должно иметь соответствующую лицензию;
  • доходы от медицинской деятельности должны составлять не менее 90% всех доходов организации либо отсутствовать;
  • в штате организации должно числиться не менее 15 работников;
  • не менее 50% медицинского персонала должны иметь сертификат специалиста;
  • в налоговом периоде должны отсутствовать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

До 28 марта медицинское учреждение, применяющее нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль, должно представить в налоговую инспекцию сведения о доле доходов от осуществления медицинской деятельности в общей сумме доходов, а также о численности работников в штате. Если данные сведения не будут направлены в срок, то за этот налоговый период будет применена 20%-ная ставка налога.

Те организации, которые применяли льготную ставку и отказались от нее либо утратили право на нее, не вправе перейти на использование нулевой ставки в течение пяти лет с года, в котором налог вновь исчисляется по ставке 20%.

Для целей налогообложения по налогу на прибыль автономному учреждению необходимо разработать учетную политику и регистры налогового учета. Автономное учреждение обязано вести раздельный учет доходов и расходов, получаемых от бюджетной и внебюджетной деятельности.

При этом автономное учреждение не имеет права уменьшать доходы, полученные от внебюджетной деятельности, на величину расходов, финансирование которых осуществляется за счет выделенных субсидий. Субсидии в расчет налоговой базы по налогу на прибыль не включаются.

Автономные учреждения вправе применять упрощенную систему налогообложения, в случае применения которой они освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, полученных в виде дивидендов, и по операциям с отдельными видами долговых обязательств), налога на имущество, НДС. Автономное учреждение самостоятельно определяет объект налогообложения в случае применения упрощенной системы налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговая ставка устанавливается в размере 6%; если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то она равна 15%. Важно отметить, что выбранный объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения в автономном учреждении здравоохранения должны соблюдаться следующие условия:

  • численность работников за отчетный период не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн руб.;
  • доходы по итогам девяти месяцев того года, в котором учреждение подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не должны превышать 45 млн руб. (без учета целевого финансирования);
  • автономное учреждение не имеет филиалов и представительств.

Обратите внимание! В состав налоговой базы при расчете налога по упрощенной системе налогообложения не включаются целевое финансирование и субсидии, выделяемые собственником.

Автономные учреждения являются плательщиками НДС, за исключением случая, если они применяют упрощенную систему налогообложения. НДС также не начисляется в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход.

Так же как и в случае с бюджетными учреждениями здравоохранения, субсидии, предоставляемые автономным учреждениям, НДС не облагаются. Этот налог начисляется с операций по реализации товаров, работ, услуг на платной основе, реализации имущественных прав на территории Российской Федерации, выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Автономное учреждение, осуществляющее операции, подлежащие обложению НДС, и операции, освобожденные от обложения НДС, обязано вести раздельный учет таких операций. Это необходимо, когда организация использует приобретенные товары одновременно как в деятельности, облагаемой НДС, так и в деятельности, не облагаемой этим налогом. В этом случае одна часть “входного” НДС принимается к вычету, а другая учитывается в стоимости приобретенных товаров. Сложным вопросом является распределение “входного” НДС от приобретенного неделимого имущества, которое одновременно используется и в тех, и в других операциях.

В этом случае часть НДС, уплаченного по такому имуществу, работам и услугам, принимается к вычету, а часть включается в их стоимость. Суммы НДС, принимаемые к вычету, определяются исходя из стоимости отгруженных товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению в общей стоимости товаров, отгруженных за соответствующий налоговый период. Аналогично рассчитывается и сумма НДС, включаемая в стоимость этих товаров. При этом базой для расчета является стоимость отгруженных товаров (работ, услуг). При этом не имеет значения, перешло право собственности покупателю на товар или нет.

Для ведения раздельного учета автономное учреждение здравоохранения должно использовать регистры бухгалтерского учета и в случае необходимости самостоятельно разработать документы для раздельного учета.

В случае отсутствия раздельного учета по суммам “входного” НДС эти суммы не подлежат вычету.

Автономное учреждение здравоохранения может получить льготу по НДС. Если объем выручки автономного учреждения за три последовательных месяца не превышает двух миллионов рублей, автономное учреждение может воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

После отправки уведомления о применении права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС автономное учреждение должно восстановить суммы налога, ранее принятые им к вычету. Причем восстановить необходимо суммы налога, относящиеся к товарам, работам, услугам, в том числе к основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, но не использованным для вышеуказанных операций до использования права на освобождение. Автономное учреждение, получившее право на освобождение от уплаты НДС, не обязано представлять налоговую декларацию по НДС, за исключением случая, если оно выступает в качестве налогового агента. Такая ситуация может возникнуть при получении в аренду от публично-правового образования государственного или муниципального имущества.

По истечении 12 последовательных календарных месяцев автономное учреждение должно подтвердить правомерность использования льготы.

Автономное учреждение здравоохранения может также применять единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

В автономных учреждениях здравоохранения, а также на прилегающих территориях могут располагаться пункты общепита, розничной торговли, предоставления бытовых услуг населению. Передача в аренду площадей таким организациям является одним из источников дохода автономного учреждения. Если автономное учреждение здравоохранения сдает в аренду помещение для осуществления отдельных видов деятельности, то может возникать объект обложения ЕНВД.

К объектам, передача которых в аренду облагается ЕНВД, относятся:

  • торговые места, расположенные в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов;
  • объекты нестационарной торговой сети;
  • объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • земельные участки для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети;
  • земельные участки для размещения объектов организации общественного питания.

Автономные учреждения должны представлять налоговые декларации по налогу на прибыль ежеквартально и, соответственно, уплачивать налог по окончании отчетного периода, то есть по итогам I квартала, полугодия, девяти месяцев, независимо от объемов получаемых доходов.

Если автономное учреждение не осуществляет операции, в результате которых происходит движение денежных средств, оно может представить единую налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. При этом единая упрощенная декларация должна содержать ссылку на применяемую систему налогообложения.

В случае применения упрощенной системы налогообложения автономное учреждение должно уплачивать квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода, то есть за I квартал, полугодие, девять месяцев. При этом внутри квартала ежемесячные авансовые платежи в бюджет не производятся.

кафедры бухгалтерского учета и аудита

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *