Объектами налогообложения в сфере образования, как, впрочем, и в других сферах, являются:
- • обороты (т. е. перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
- • выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
- • прибыль, т. е. разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период);
- • объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
- • другое в соответствии с действующим налоговым законодательством (налог на рекламу, например, на содержание жилищного фонда, на милицию).
Каких-либо специфических объектов налогообложения, характерных именно для системы образования, не имеется. В этом смысле учебные заведения не выделяются среди прочих организаций.
Изменение режима налогообложения, т. е. установление налоговых льгот, освобождение от уплаты налогов, изменение ставки налога и объекта налогообложения, осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу (ст. 3, п. 5) [5J. Поэтому мы охарактеризуем отдельные виды налогов.
1. Единый социальный налог.
Главой 24 Налогового кодекса устанавливается единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Входит он в группу федеральных налогов и сборов (ст. 13). Налогоплательщиками признаются организации, производящие выплаты физическим лицам.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты, вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Статьей 238 Налогового кодекса определены суммы, не подлежащие налогообложению. Например, государственные пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за ребенком, по беременности и родам, компенсации за неиспользованный отпуск и другие выплаты. В перечень компенсационных выплат, не подлежащих налогообложению с 2008 г., включены выплаты, связанные с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.
Налог на имущество — один из налогов субъектов РФ. Причем налог на имущество организаций входит в группу региональных налогов (ст. 14), а налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (ст. 15). Плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения и организации, считающиеся юридическими лицами. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика [5].
Согласно п. «а» ст. 4 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. налогом не облагается имущество бюджетных учреждений. Кроме того, п. «г» данной статьи Закона дает право не облагать налогом имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры.
К нуждам образования и культуры в соответствии с пп. «г» п. 5 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» относится имущество, используемое для дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов и учебных участков, учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов; оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи; центров, клубов и кружков (в сфере образования); предприятий и организаций, выпускающих или реализующих учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, осуществляющих снабжение, ремонт и хозяйственное обслуживание учреждений образования (в доле, относящейся к указанной продукции, работам и услугам); курсовой сети по профессиональной подготовке и переподготовке населения; детских экскурсионно-туристических организаций, а также других учреждении и организаций, деятельность которых отвечает целям образования.
Однако в письме Минфина России от 23 июня 2004 г. «О применении льгот по налогам на имущество организации» отмечается, что если образовательное учреждение одновременно с основной (образовательной) деятельностью осуществляет иные виды деятельности (сдача в аренду, размещение на территории образовательного учреждения объектов торговли (киоски по продаже канцелярских товаров, кондитерских изделий и др.)), то в этой ситуации происходит отчуждение собственности, и это имущество подлежит налогообложению. В этом случае образовательное учреждение в целях налогообложения налогом на имущество должно обеспечить раздельный (обособленный) учет такого имущества.
Земельный налог — основная форма платы за пользование земельными ресурсами. Это вид местного налога, действующего в России с 1991 г. Налогоплательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование. Размер земельного налога независимо от размеров хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Образовательным учреждениям предоставлены льготы по земельному налогу. Согласно Закону РФ от 12 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (п. 4 ст. 12) полностью освобождаются от уплаты этого налога учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования. Подчеркнем, что льготы, предоставленные ст. 12 Закона «О плате за землю», относятся к образовательным организациям, имеющим организационно-правовую форму «учреждение».
Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств определяется Федеральным законом от 18 октября 1991 г. «О дорожных фондах». В федеральном законодательстве каких-либо специальных льгот по налогу с владельцев транспортных средств для учреждений образования не предусмотрено.
Изменение ставки налога с владельцев транспортных средств или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов РФ, так как он входит в группу региональных налогов.
Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие транспортные средства.
5. Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог на товары и услуги, базой которого служит стоимость, добавленная на стадии производства и реализации товара. Он относится к федеральным налогам (ст. 13).
Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость регламентирует гл. 21 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п. 2 ст. 149 не подлежат налогообложению:
- а) услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
- б) услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанного в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче помещений в аренду. Указанная льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса (пп. 14);
в) реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми других учебных заведений, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях. Положение настоящего пункта применяется только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета (пп. 5).
Применяя данную льготу, следует помнить, что Налоговый кодекс не предусматривает освобождение от налога при реализации покупных товаров вышеперечисленными столовыми и при отпуске на сторону блюд собственного производства. Это входит в противоречие с Законом «Об образовании», согласно ст. 12 которого под образовательным процессом понимается не только реализация образовательных программ, но и обеспечение содержания обучающихся воспитанников. Следовательно, к услугам по обеспечению питанием учащихся, даже если питание не является продукцией собственного производства, должна применяться льгота по НДС. Однако необходимо быть готовым к тому, что данную правовую позицию предстоит отстаивать в суде.
При осуществлении образовательными учреждениями предпринимательской деятельности, в частности, при сдаче в аренду основных фондов и иного имущества, реализации товаров (работ, услуг), при посреднических услугах, долевом участии в деятельности других учреждений (в том числе образовательных), предприятий и организаций согласно налоговому законодательству налог на добавленную стоимость уплачивается в установленном порядке.
При этом ст. 145 устанавливает возможность освобождения организаций от обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога.
6. Налог па пользователей автомобильных дорог.
Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» льготы по налогу на пользователей автомобильных дорог для учреждений образования не предусмотрены.
Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между проданной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческой, сбытовой и торговой деятельности. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности и входит в группу региональных налогов.
Налог на прибыль входит в группу федеральных налогов и сборов и уплачивается организациями (в том числе бюджетными) с валовой прибыли, уменьшенной (увеличенной) на установленные регулирующие суммы.
Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества организации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям, порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями устанавливается ст. 321 Налоговою кодекса РФ [6].
Налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетною учреждения, и получающие доходы от иных источников в целях налогообложения, обязаны вести раздельный счет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, налога с продаж и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
При определении налогооблагаемой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.
Налог с продаж — налог, устанавливаемый в процентах от стоимости, цены продаваемых товаров и услуг. Данный налог входит в группу региональных налогов и устанавливается законодательными актами органов власти субъектов РФ, порядок исчисления и уплаты налога определяется гл. 27 Налогового кодекса.
Налогоплательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором установлен указанный налог.
Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
Согласно ст. 350 Налогового кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):
- • товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным процессом, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;
- • услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях.
Ставка налога устанавливается субъектами РФ не выше 5 %. Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю.
Рассматривая налоговое законодательство в целом с точки зрения его воздействия на систему образования, нужно отметить следующее.
- 1. Отношение налоговой системы к сфере образования практически не отличается от отношения к иным организациям, в том числе коммерческим. Все различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот.
- 2. Одним из элементов формирования эффективного экономического механизма развития образования является стимулирование многоканального финансирования образовательных учреждений. Анализ действующей налоговой системы показывает, что она не стимулирует создание такой системы.
- 3. Налоговое законодательство не предусматривает существенных льгот для юридических лиц, оказывающих финансовую и иную материальную помощь образовательным учреждениям. Поэтому предприятия, представители бизнеса (иные юридические лица) не заинтересованы в оказании такой помощи.
- 4. Привлечение дополнительных средств через расширение платного обучения также недостаточно стимулируется налоговым законодательством. Только с 2001 г. введена льгота по подоходному налогу в части средств, израсходованных на обучение (до 25 тыс. руб. в год).
- 5. В системе образования налоговыми льготами должна стимулироваться в первую очередь образовательная деятельность. Но стимулируется одновременно и любая другая, в том числе деятельность, приносящая доходы и не связанная с образованием. Разница между стимулами заключается в налоге на добавленную стоимость: средства, полученные от оказания образовательных услуг, им не облагаются, а все прочие — облагаются.
Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях более ясного его понимания и правильного применения как одного из инструментов финансово-хозяйственного механизма.
]]>