Налоговые льготы. Сущность и назначение налоговых льгот, их виды – Сущность и назначение налоговых льгот

Налоговые льготы;

Согласно ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ): «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере»

Налоговые льготы – важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот – сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже – отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).

Налоговые льготы – неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Налоговые льготы – предмет острых дискуссий. С одной стороны, налоговые льготы являются рыночным методом регулирования экономики, помогающим решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости, льготный режим для одних налогоплательщиков в условиях дефицита бюджета означает дополнительное бремя для других. С одной стороны, они делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу.

Основанием для предоставления льгот могут быть:

  • · материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика;
  • · особые заслуги граждан перед Отечеством;
  • · необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны;
  • · социальное, семейное положение граждан;
  • · охрана окружающей среды и пр.

Законность установления налоговых льгот.

Налоговые льготы устанавливаются и отменяются в соответствии со ст.56 НК:

  • – по федеральным налогам и сборам – налоговым кодексом;
  • – по региональным – законами субъектов РФ;
  • – по местным – нормативно – правовыми актами органов местного самоуправления.

Недопустимость индивидуального (персонифицированного) характера установления льгот.

Данное положение раскрывается в ст.56 НК РФ: «нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера».

Рисунок.1. Признаки (свойства) льгот.

Недопустимость дискриминационного характера установления льгот.

В соответствии со ст.3 НК РФ не допускается установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Добровольность применения льгот

Т.е. возможность свободного выбора налогоплательщиком – применять или не применять установленную льготу. Однако данное положение сформулировано в ст.56 НК РФ не в форме согласия, а в форме отрицания (отказа): налогоплательщики вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Из такой формулировки следует, что налогоплательщику не нужно оповещать налоговый орган о своем согласии воспользоваться льготой, но необходимо определенным образом обозначить свой отказ. Отказ этот необходим для того, чтобы не возникла возможность у налогоплательщика предъявить в последующем требование о возврате (зачете) из бюджета переплаченных сумм налога в связи с неприменением льготы в отдельном налоговом периоде.

Крайне важным проявлением этого признака является отнесение льготы к правам , а не к обязанностям налогоплательщика. Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Данное положение очень важно. Сам факт наличия льготы в законе не приводит к автоматическому ее использованию налогоплательщиком: ему для этого необходимо наличие соответствующих оснований. С другой стороны, это положение свидетельствует о том, что установленное право налогоплательщика не связано с получением какого-либо специального разрешения налогового органа. Если существует льготы и есть основания, тогда налогоплательщик вправе ею воспользоваться. Если же налоговый орган придерживается противоположного мнения, он вправе требовать от налогоплательщика в соответствии со ст.31 НК РФ пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Отсутствие срочности применения льготы

НК не устанавливает сроков, в течение которых налогоплательщик имеет право воспользоваться льготой. Следует заметить, что в налоговом законодательстве образца 1991г. срочность применения льгот достаточно широко практиковалась, например освобождение от уплаты отдельных налогов на определенный срок для вновь создающихся малых предприятий. Однако современное законодательство целенаправленно уходит от практики установления срочности льгот.

Создание налоговых преимуществ через предоставление льгот

Данное свойство является одним из важнейших при определении сущности и состава льгот. На основании этого признака состав фактических льгот будет существенно шире их законодательно установленного состава. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Большинством исследователей подчеркивается сложившийся двойственный подход к определению состава льгот. В узком их восприятии в соответствии с «буквой закона» к налоговым льготам относят только те, которые выделены в НК РФ как отдельный элемент налогообложения. Льготы таким образом выделены лишь в ЕСН (ст.239НК), госпошлине (ст.333 35 – 333 39 НК), земельном налоге (ст.395 НК), налогах на имущество организаций и физических лиц. В расширенном их восприятии льготами считают установление законодательством любых налоговых преимуществ. В соответствии с таким подходом к льготам, помимо полных или частичных освобождений от уплаты налога, имеющих легитимный статус льгот, следует относить пониженные, а в некоторых случаях и нулевые налоговые ставки, различные налоговые вычеты и необлагаемые минимумы, освобождение от обязанности налогоплательщика, отсрочку или рассрочку налогового платежа.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *