МОНОГОРОД: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ – Фундаментальные исследования (научный журнал)

Налоговые льготы;

Настоящая статья посвящена исследованию создания моногородов в РФ. Последствия мирового финансового кризиса заметно изменили хозяйственную и социальную жизнь моногородов, градообразующих предприятий, наукоградов и прочих закрытых поселений в России. Основными причинами изменений стали: затруднение деятельности их градообразующих предприятий, узкая сфера занятости и ограниченные возможности манёвра населения при потере работы, свёртывание социальной инфраструктуры, сокращение налогооблагаемой базы местных бюджетов. Все это привело к недостатку финансирования таких городов. Исходя из этого, на государственном уровне были разработаны меры по поддержке моногородов. Одним из механизмов такой поддержки является предоставление налоговых льгот. В статье проведен сравнительный анализ льгот и преференций, предоставляемых ТОСЭР и ОЭЗ, а также общей системе налогообложения.

1. Александрова С.В., Кольцова Т.А., Пелькова С.В. Особенности налогообложения особых территорий Российской Федерации // Агропродовольственная политика России. – 2015. – № 9. – С. 62–69.

2. Александрова С.В., Пелькова С.В. Налоговый режим для особых территорий России, определяющих её национальный приоритет в XXI веке // Агропродовольственная политика России. – 2015. – № 7 (19). – С. 26–31.

3. Антонов Г.Д., Иванова О.П., Антонова И.С. Подход к управлению проектами диверсификации моногорода (на примере Кузбасса) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. – № 7. – С. 15–22.

4. Антонова И.С. Теория диверсификации экономики моногорода // Вестник науки Сибири. – 2015. – № 2 (17). – С. 179–193.

5. Баннова К.А., Князева М.В. Проблемы и пути совершенствования оценки эффективности налоговых льгот // Baikal Research Journal. – 2015. – Т. 6, № 3. – С. 5.

6. Иванова О.П., Антонова И.С., Антонов Г.Д. Развитие моногородов и управление инвестиционной привлекательностью: монография. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 260 с.

В настоящее время в России многие регионы и города нуждаются в разного рода поддержке со стороны государства, особенно те, в которых расположены градообразующие предприятия. Исходя из этого, в законодательстве было прописано такое понятие, как «моногород». Моногорода подразделяются на 3 категории, перечень которых утверждается Постановлением Правительства, и те, которые попали в первую категорию «наиболее кризисные моногорода», имеют возможность получить поддержку от государства. Механизм государственной поддержки может проявляться различными субсидиями, грантами, выделяемыми из бюджета РФ, возмещением части затрат, содействие развитию кредитования малого бизнеса. Одним из механизмов такой поддержки является предоставление налоговых льгот. Однако в налоговом законодательстве не прописаны льготы для моногородов, что нарушало бы основной принцип налогообложения «обезличенность», поэтому был разработан такой механизм, как территория опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР). ТОСЭР создаётся на территории моногорода, для такой территории льготы предусмотрены в Федеральном законе. В данной статье проведем сравнительный анализ льгот и преференций, предоставляемых ТОСЭР и ОЭЗ, а также общей системе налогообложения.

Понятие «моногород». Деление моногородов на категории

Понятие «моногород» раскрывается в Постановлении Правительства РФ от 29.07.2014 N 709. Обязательным признаком является включение такого моногорода в перечень монопрофильных муниципальных образований.

Данным постановлением устанавливаются и три категории:

1. К первой категории относятся наиболее кризисные моногорода, т.е. первая категория представляет собой список моногородов, у которых существуют реальные проблемы, подлежащие решению.

2. Вторая категория моногородов представляет собой «группу риска».

3. Наконец, третья категория представляет собой все остальные моногорода со стабильной экономической ситуацией.

Таким образом, деление моногородов на категории необходимо, прежде всего, для осуществления эффективной государственной политики по поддержке моногородов в первую очередь из первой категории, т.е. наиболее «кризисных» моногородов, градообразующая организация которых прекратила деятельность [4].

Перечень моногородов определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р.

Законодательство о моногородах состоит из следующих нормативно-правовых актов:

1. Постановление Правительства РФ от 11.11.2014 N 1186.

2. Постановление Правительства РФ от 29.07.2014 N 709.

3. Приказ Минрегиона России от 03.07.2013 N 282.

4. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Российской Федерации».

5. Закон Кемеровской области о моногородах от 23 июля 2013 года N 88-ОЗ.

Государственная поддержка моногородов

Существует несколько направлений государственной поддержки устойчивого развития моногородов.

1. Субсидии из бюджета Российской Федерации в НКО «Фонд развития моногородов».

НКО «Фонд развития моногородов» заключает с моногородами генеральные соглашения, предполагающие совместное строительство (за счет средств гос. субсидий) объектов инфраструктуры и т.п. Заключаются такие соглашения с моногородами первой категории с наиболее сложным социально-экономическим положением (в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 16.04.2015 № 668-р).

В Кузбассе в эту категорию вошли 9 моногородов: Анжеро-Судженск, Гурьевск, Прокопьевск, Калтан, Киселевск, Юрга, Салаир, Таштагол, Мундыбаш [6].

В марте 2015 года Губернатором Кемеровской области А.Г. Тулеевым и руководителем Фонда развития моногородов заключены генеральные соглашения о сотрудничестве по развитию моногородов Анжеро-Судженск и Юрга.

20 апреля 2015 года с моногородами Анжеро-Судженск и Юрга подписаны соглашения о софинансировании расходов Кемеровской области в целях реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в этих городах. В соответствии с ними государственная поддержка моногородов Анжеро-Судженск и Юрга из средств федерального бюджета составляет 1,5 млрд рублей [3].

В силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 11.11.2014 N 1186 критерием оценки эффективного расходования государственных средств на поддержку моногородов является перевод моногорода в другую категорию (из 1 во вторую или третью).

Таким образом, номер категорий, к которой отнесен моногород, безусловно определяет размеры государственной поддержки. В первую очередь государство помогает наиболее проблемным городам, отнесенным к первой категории, выдавая денежные средства под строительство социальных объектов и инфраструктуры.

Объем льгот от категории моногородов не зависит, однако только моногорода, относящиеся к первой категории, могут привлечь государственные субсидии на строительство социальных объектов, инфраструктуры, только на территории моногородов из первой категории могут быть созданы территории опережающего социально-экономического развития с льготами, предусмотренными в налоговом, таможенном и административном законодательстве [2].

2. Создание на территории моногорода территории опережающего развития (далее ТОР, ТОСЭР).

Создание такой территории, льготы предусмотрены в Федеральном законе от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Российской Федерации».

В силу п. 1.1 ст. 34 настоящего закона Решение Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) со стабильной социально-экономической ситуацией, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и должны содержать обоснования целесообразности их создания с учетом действующих льготных режимов на территориях указанных монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) [8].

То есть территория опережающего развития может быть создана только по решению правительства в городах первой категории. Допустимо создание ТОСЭР в моногородах второй и третьей категории, но для этого необходимо отправить заявку в Минэкономразвития РФ с обоснованием такого решения.

Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 641 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Юрга» на территории г. Югра создана ТОСЭР. В постановлении определены конкретные направления экономической деятельности, которыми на льготных условиях могут заниматься резиденты (юридические лица, осуществляющие деятельность в г. Югра) ТОСЭР.

Далее рассмотрим преференции и льготы для резидентов ТОСЭР.

Также предоставляются административные преференции:

1. Предоставление земельных участков (Правительства РФ N390 от 24.04.2015).Впоследствии подписания соглашения земельный участок предоставляется резиденту в аренду. После выполнения условий соглашения земельный участок предоставляется резиденту путем заключения договора купли-продажи.

2. Разрешение на иностранную рабочую силу без КВОТ (ст. 351.5 ТК РФ и п. 1 ст. 6, 473-ФЗ):

– не требуется получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников;

– квоты определяются решением наблюдательного совета.

Нахождение города в списке моногородов первой категории не означает автоматическое получение льгот. Для этого необходимо выполнение двух условий: первое – моногород должен заключить соглашение с «Фондом развития моногородов», и второе – принято постановление Правительства РФ о создании на территории моногорода ТОСЭР [7].

Так с 2015 по 2016 г. был заключен ряд соглашений и создано 16 ТОР.

Далее проведем сравнительный анализ действующих преференций для резидентов территории опережающего развития (далее – ТОР), резидентов Особой экономической зоны промышленно-производственного типа (далее – ОЭЗ ППТ), участников проекта «Сколково» и общего режима налогообложения [5].

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *