Настоящие Методические материалы подготовлены в целях оказания содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в предоставлении налоговой поддержки СОНКО.
Методические материалы содержат описание федерального законодательства, регламентирующее применение налоговых льгот и пониженных налоговых ставок органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также существующие региональные практики применения налоговых преференций для СОНКО, которые могут быть полезны для использования другими регионами в целях оказания налоговой поддержки СОНКО.
Методические материалы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” и Налоговым кодексом Российской Федерации.
В приложении указаны нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в которых установлены региональные налоговые преференции для СОНКО.
Налоговые преференции для СОНКО:
В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” государственные органы субъектов Российской Федерации могут предоставлять СОНКО льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Прежде всего, согласно пункту 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливать налоговые льготы и пониженные налоговые ставки для СОНКО по региональным налогам.
Так, региональные органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации имеют полномочия по установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций в соответствии со статьей 372 НК РФ и по транспортному налогу, что предусмотрено статьей 356 НК РФ.
Одновременно законами субъектов Российской Федерации сохраняется возможность снижать установленные НК РФ налоговые ставки при использовании СОНКО упрощенной системы налогообложения (далее – УСН). В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение УСН организациями освобождает их от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 НК РФ), а также налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ). Пункт 1 статьи 346.20 НК РФ устанавливает, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, при этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В то же время в пункте 2 статьи 346.20 НК РФ предусмотрено, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Региональная практика по установлению для СОНКО налоговых
льгот и пониженных налоговых ставок
Налог на имущество организаций
Следует отметить, что в субъектах Российской Федерации имеется различная практика установления налоговых льгот на имущество организаций.
В части субъектов Российской Федерации региональные органы законодательной власти расширяют перечень освобождаемого от налогообложения имущества тех СОНКО, которые в соответствии со статьей 381 НК РФ при определенных условиях уже имеют льготу на уплату налога на имущество. Так, в Брянской, Костромской, Мурманской, Тамбовской областях, а также в Красноярском крае полностью освобождается от налогообложения имущество религиозных организаций, в то время как в пункте 2 статьи 381 НК РФ предусмотрено освобождение религиозных организаций от уплаты налога на имущество организаций исключительно в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности. В Архангельской области используется льготная ставка налога на имущество в размере 0 процентов в отношении общероссийских организаций инвалидов и местных общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов). Одновременно в пункте 3 статьи 381 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения имущества общероссийских организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов).
Кроме того, существует практика, когда льгота на уплату налога на имущество организаций установлена таким образом, что ею может воспользоваться СОНКО, работающие в установленной сфере деятельности. Так, в Рязанской области освобождаются от уплаты налога на имущество организаций некоммерческие физкультурно-спортивные организации, занимающиеся проведением занятий физкультурой и спортом с несовершеннолетними детьми без взимания платы, в отношении имущества, используемого для нужд физкультуры и спорта. В Республике Хакасия налоговая база уменьшается организациями на величину кадастровой стоимости 300 квадратных метров площади объекта недвижимого имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности, в отношении одного объекта недвижимого имущества по выбору налогоплательщика. В Ямало-Ненецком автономном округе освобождаются от налогообложения учреждения социального обслуживания (социальной защиты) населения, учреждения культуры и искусства – в отношении имущества, находящегося в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, собственности муниципальных образований и закрепленного за ними на праве оперативного управления, за исключением имущества, переданного такими учреждениями и организациями в безвозмездное пользование, аренду. В Самарской области от уплаты налога на имущество организаций освобождаются благотворительные организации, имеющие статус “благотворительная организация Самарской области”.
В Ярославской области устанавливается пониженная ставка налога на имущество в размере 1,1 процента для профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку олимпийского резерва по хоккею. Кроме того, необходимо отметить, что в данном субъекте Российской Федерации от уплаты налога на имущество освобождаются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности деятельность в области спорта, имеющие спортивные объекты с искусственным льдом, отвечающие требованиям для проведения соревнований по международным правилам, а также не облагается соответствующим налогом имущество детских оздоровительных лагерей (центров), используемое для осуществления деятельности по обеспечению отдыха и оздоровления детей.
Наконец, уникальным примером по установлению льгот по уплате налога на имущество является Ханты-Мансийский автономный округ (далее – ХМАО), где обязательным условием по предоставлению льготы по уплате налога на имущество организаций СОНКО является включение ее в государственный реестр региональных СОНКО – получателей поддержки и (или) в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.
Практика по установлению налоговых льгот и пониженных налоговых ставок по транспортному налогу для СОНКО в субъектах Российской Федерации заключается в том, что региональные власти предоставляют данные налоговые преференции в большинстве случаев для общественных организаций инвалидов.
Так, в Архангельской, Астраханской, Мурманской, Брянской, Оренбургской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Тамбовской, Тюменской областях, Республике Дагестан, Республике Калмыкия, Республике Крым, а также в Ненецком автономном округе от уплаты транспортного налога освобождены общественные организации инвалидов, в Ярославской области – региональные организации (отделения) общероссийских общественных организаций инвалидов, при этом в части из указанных субъектов Российской Федерации обязательным условием использования данной льготы общественными организациями инвалидов является использование транспортного средства для осуществления уставной деятельности. В Забайкальском крае, Свердловской области, ХМАО предоставляется льгота по транспортному налогу для общественных организаций инвалидов в размере 33 процентов, 35 и 50 процентов соответственно от налоговой ставки, установленной для данной категории транспортных средств, а в Новосибирской области ее размер составляет от 10 до 60 процентов в зависимости от объекта налогообложения.
В то же время в Брянской, Оренбургской, Рязанской областях, а также в Ненецком автономном округе от уплаты транспортного налога освобождаются общественные объединения пожарной охраны, в ХМАО – религиозные объединения и организации, а в Тюменской области – СОНКО, которые являются образовательными организациями. В Мурманской области СОНКО освобождаются от транспортного налога, если они относятся к образовательным учреждениям (организациям), организациям, ведущим деятельность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или к учреждениям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. В Рязанской области от транспортного налога освобождаются СОНКО, осуществляющие физкультурно-оздоровительную деятельность, деятельность в области спорта, туризма, а также СОНКО, основным видом экономической деятельности которых является осуществление деятельности детских лагерей на время каникул.
Упрощенная система налогообложения
Практика показывает, что в законах субъектов Российской Федерации предусматривается возможность для СОНКО воспользоваться пониженной налоговой ставкой в случае применения УСН при осуществлении ими видов указанной экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014.
Так, самыми распространенными видами экономической деятельности, по которым в законах субъектов Российской Федерации понижается налоговая ставка, являются: образование (в том числе общее образование, дополнительное образование детей и взрослых), деятельность по уходу с обеспечением проживания, предоставление социальных услуг без обеспечения проживания, а также деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.
В 2 субъектах Российской Федерации (Курской области и Республике Хакасии) СОНКО может воспользоваться пониженной налоговой ставкой в размере 5 процентов при осуществлении указанных в региональных законах видов экономической деятельности в случае, если объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов. В еще 3 субъектах Российской Федерации (Тамбовской и Саратовской областях, ХМАО) СОНКО может воспользоваться пониженной налоговой ставкой в размере от 1 до 4 процентов (в зависимости от региона) при осуществлении указанных в региональных законах видов экономической деятельности в случае, если объект налогообложения – доходы. В Воронежской и Кемеровской областях для СОНКО имеется возможность снизить налоговую ставку в случае применения упрощенной системы налогообложения, если объект налогообложения доходы (ставка 4 и 3 процента соответственно) или доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ставка 5 процентов).
В большинстве из указанных регионов пониженные налоговые ставки при применении УСН применяется в том случае, если доля доходов от реализации товаров (работ, услуг), полученная от осуществления указанных видов экономической деятельности за соответствующий отчетный (налоговый) период, составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Особый опыт применения пониженных ставок для СОНКО в связи с применением УСН имеет ХМАО, поскольку в отдельном пункте регионального закона, устанавливающего ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, закреплена налоговая ставка в размере 1 процента именно для региональных СОНКО, включенных в государственный реестр региональных СОНКО – получателей поддержки и (или) в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг в случае, если объектом налогообложения являются доходы.
В целом, субъекты Российской Федерации имеют следующие возможности по предоставлению налоговых преференций для СОНКО:
1) частичное или полное освобождение СОНКО от транспортного налога;
2) снижение налоговой ставки для СОНКО по транспортному налогу;
3) частичное или полное освобождение СОНКО от налога на имущество организаций;
4) снижение налоговой ставки для СОНКО по налогу на имущество организаций;
5) снижение налоговой ставки для СОНКО в случае применения УСН.
Практики установления для СОНКО налоговых льгот и пониженных налоговых ставок государственными органами власти субъектов Российской Федерации схожи между собой. Это проявляется, прежде всего в том, что регионы Российской Федерации, которые вводят налоговые льготы для СОНКО, как правило, освобождают от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога те же формы СОНКО: в первом случае религиозные организации, а во втором – общественные организации инвалидов.
Также распространенной практикой является, когда региональная льгота по уплате налога или пониженная ставка налога установлены таким образом, что ими могут воспользоваться СОНКО, работающие в установленной сфере деятельности, например, осуществляют деятельность в области образования, спорта, организации досуга и развлечений, по уходу с обеспечением проживания или предоставляют социальные услуги без обеспечения проживания.
В качестве условия для предоставления налоговых льгот или пониженных налоговых ставок, которыми могут воспользоваться СОНКО, в законодательных актах субъектов Российской Федерации имеется возможность устанавливать определенные требования к составу доходов СОНКО за соответствующий отчетный (налоговый) период. Так, зачастую пониженные налоговые ставки в случае применения организациями УСН устанавливаются региональными законами в том случае, если доля доходов от реализации товаров (работ, услуг), полученная от осуществления указанных видов экономической деятельности за соответствующий отчетный (налоговый) период, составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Следует отметить, что только в ХМАО осуществляется адресная налоговая поддержка СОНКО. В региональных законодательных актах данного субъекта Российской Федерации СОНКО выделены в качестве отдельной категории налогоплательщиков, которой предоставлены отдельные налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций и пониженные налоговые ставки в случае применения УСН. При этом в законодательных актах ХМАО установлен перечень условий, выполнение которых влечет за собой возникновение права на льготу. Так, льготой по уплате налога на имущество организаций и пониженной ставкой в случае применения УСН могут воспользоваться только региональные СОНКО, включенные в государственный реестр региональных СОНКО – получателей поддержки и (или) в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.
Таким образом, при разработке налоговых преференций для СОНКО, органы власти субъектов Российской Федерации могут опираться на меры, которые уже используются в других субъектах Российской Федерации, а также осуществлять адресную налоговую поддержку СОНКО, как в ХМАО.
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРАКТИКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ
ДЛЯ СОНКО НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ПОНИЖЕННЫХ НАЛОГОВЫХ СТАВОК
В соответствии со статьей 2 Областного закона от 14 ноября 2003 года N 204-25-ОЗ “О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области” в отношении имущества областных (региональных) и местных общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, используемого ими для осуществления их уставной деятельности, используется льготная ставка налога на имущество в размере 0 процентов.
Согласно статье 4 Областного закона от 1 октября 2002 года N 112-16-ОЗ “О транспортном налоге” от уплаты транспортного налога освобождаются общественные организации инвалидов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 22 ноября 2002 года N 49/2002-ОЗ “О транспортном налоге” общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных общественных организаций, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности, освобождены от уплаты транспортного налога.
В соответствии с Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года N 79-З “О налоге на имущество организаций” освобождаются от уплаты налога на имущество религиозных организаций.
Согласно статье 3 Закона Брянской области от 9 ноября 2002 года N 82-З “О транспортном налоге” от уплаты транспортного налога освобождаются общественные организации инвалидов, общественные объединения пожарной охраны, создающие подразделения добровольной пожарной охраны для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в населенных пунктах Брянской области, в части специально оборудованных для тушения пожаров автомобилей, а также общественные организации, осуществляющие подготовку парашютистов, пилотов-любителей, в части летательных аппаратов.
Закон Воронежской области от 5 апреля 2011 года N 26-ОЗ “Об установлении ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков” устанавливает:
а) налоговую ставку в размере 5 процентов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и осуществляющих виды деятельности в соответствии с разделом Р “Образование” (группа 85.11) ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);
б) налоговую ставку в размере 4 процентов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы и осуществляющих виды деятельности в соответствии с разделом Q “Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг” (подклассы 87.9, 88.1, 88.9) и разделом Р “Образование” (группа 85.11) ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Указанные налоговые ставки распространяются в том случае, если налоговая выручка от реализации товаров (работ, услуг), полученная от осуществления указанных видов экономической деятельности за соответствующий отчетный (налоговый) период, составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи Закона Забайкальского края от 20 ноября 2008 года N 73-ЗЗК “О транспортном налоге”, общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, признаваемые налогоплательщиками транспортного налога по транспортным средствам категорий, определенных пунктами 1 – 5 статьи 1 настоящего Закона края, уплачивают транспортный налог в размере 67 процентов от налоговых ставок, установленных для данных категорий транспортных средств.
Закон Кемеровской области от 26 ноября 2008 года N 99-ОЗ “О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения” устанавливает:
а) налоговую ставку в размере 5 процентов для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 80 процентов доходов, определяемых в порядке, установленном статьей 346.15 НК РФ, составили доходы от осуществления деятельности по уходу с обеспечением проживания (код ОКВЭД 87) и предоставления социальных услуг без обеспечения проживания (код ОКВЭД 88);
б) налоговую ставку в размере 3 процентов для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 80 процентов доходов, определяемых в порядке, установленном статьей 346.15 НК РФ, составили доходы от деятельности по уходу с обеспечением проживания (код ОКВЭД 87) и предоставления социальных услуг без обеспечения проживания (код ОКВЭД 88).
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона Костромской области от 24 ноября 2003 года N 153-ЗКО “О налоге на имущество организаций на территории Костромской области” от уплаты налога на имущество организаций освобождаются религиозные организации.
В соответствии с пунктом “д” статьи 3 Закона Красноярского края от 8 ноября 2007 года N 3-674 “О налоге на имущество организаций” от уплаты налога на имущество организаций освобождаются религиозные организации.
Законом Курской области от 4 мая 2010 года N 35-ЗКО “Об установлении дифференцированных ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогообложения” установлена налоговая ставка в размере 5 процентов для налогоплательщиков, созданных (зарегистрированных) после 1 января 2010 года и осуществляющих свою деятельность на территории Курской области, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов при осуществлении видов экономической деятельности, предусмотренных разделом P “Образование” (подкласс 85.1 “Образование общее”, группа 85.21 “Образование профессиональное среднее”, подкласс 85.3 “Обучение профессиональное”, группа 85.41 “Образование дополнительное детей и взрослых”, подгруппа 85.42.9 “Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки”) ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), удельный вес доходов от которых составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов налогоплательщика.
Согласно статье 3-1 Областного закона Ленинградской области от 25 ноября 2003 года N 98-оз “О налоге на имущество организаций”, от налога на имущество освобождены религиозные организации – в отношении имущества, используемого для административно-хозяйственной, просветительской и общественно полезной деятельности (в том числе имущество богаделен, приютов, домов причта, монастырских подсобных хозяйств).
В соответствии с п. “в” статьи 4 Закона Мурманской области от 26 ноября 2003 года N 446-01-ЗМО “О налоге на имущество организаций” освобождаются от налогообложения религиозные организации в отношении имущества, не используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
Статьей 3 Закона Мурманской области от 18 ноября 2002 года N 368-01-ЗМО “О транспортном налоге” предусмотрено освобождение от транспортного налога:
а) дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования в части предоставления услуг (выполнения работ) по государственному (муниципальному) заданию;
б) образовательных учреждений (организации) независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений (организаций);
в) организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом указанных организаций;
г) региональных и территориальных организаций общественных организаций инвалидов (среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80 процентов от общего числа членов, состоящих на учете в указанных организациях);
д) учреждений, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Ненецкий автономный округ
В соответствии со статьей 9 Закона Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2002 года N 375-оз “О транспортном налоге” от уплаты транспортного налога освобождаются общественные организации инвалидов, добровольные объединения пожарной охраны.
В пунктах 7 и 23 статьи 9 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года N 322/66-Ш-ОЗ (ред. от 25.10.2018) “О транспортном налоге” предусмотрено освобождение от транспортного налога общественных организаций инвалидов, использующих транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности, а также общественных объединений пожарной охраны, созданные в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ “О добровольной пожарной охране”.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.4 Закона Новосибирской области от 16 ноября 2003 года N 142-ОЗ “О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области” транспортный налог уплачивается общественными организациями инвалидов в отношении транспортных средств, используемых для осуществления их уставной деятельности, в следующих размерах:
а) в отношении объектов налогообложения, предусмотренных подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 2.2, – в размере 40 процентов от установленных статьей 2.2 настоящего Закона налоговых ставок;
б) в отношении объектов налогообложения, предусмотренных подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 2.2, – в размере 35 процентов от установленных статьей 2.2 настоящего Закона налоговых ставок;
в) в отношении объектов налогообложения, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 2.2, – в размере 50 процентов от установленных статьей 2.2 настоящего Закона налоговых ставок;
г) в отношении объектов налогообложения, предусмотренных подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 2.2, – в размере 60 процентов от установленных статьей 2.2 настоящего Закона налоговых ставок;
д) в отношении объектов налогообложения, предусмотренных подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 2.2, – в размере 10 процентов от установленных статьей 2.2 настоящего Закона налоговых ставок.
Пунктом 4 статьи 5 Закона Республики Дагестан от 2 декабря 2002 года N 39 “О транспортном налоге” предусмотрено освобождение от транспортного налога общественных организаций инвалидов, использующих транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности.
Пунктом 4 статьи 2 Закона Республики Калмыкия от 18 ноября 2014 года N 79-V-З “О транспортном налоге” предусмотрено освобождение от транспортного налога общественных организаций инвалидов, использующих транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Крым от 19 ноября 2014 года N 8-ЗРК/2014 “О транспортном налоге” некоммерческим общественным организациям инвалидов предоставлены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты транспортного налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 года N 73 “О налоге на имущество организаций” при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества налоговая база уменьшается организациями на величину кадастровой стоимости 300 квадратных метров площади объекта недвижимого имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности, в отношении одного объекта недвижимого имущества по выбору налогоплательщика.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года N 123-ЗРХ “О налоговой ставке при применении упрощенной системы налогообложения” установлена налоговая ставка в размере 5 процентов для налогоплательщиков, определивших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70 процентов дохода составил доход от осуществления видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 “образование дошкольное, образование начальное общее” (группы 85.11, 85.12 раздела P), научные исследования и разработки (класс 72 раздела M).
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Областного закона от 10 мая 2012 года N 843-ЗС “О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области” от уплаты транспортного налога освобождаются общественные организации инвалидов.
В соответствии с пп. 1 п. 1 статьи 13.1 Закона Рязанской области от 29 апреля 1998 года “О налоговых льготах” освобождаются от уплаты налога имущество организаций некоммерческие физкультурно-спортивные организации, занимающиеся проведением занятий физкультурой и спортом с несовершеннолетними детьми без взимания платы, в отношении имущества, используемого для нужд физкультуры и спорта.
Статьей 10 указанного Закона освобождаются от уплаты транспортного налога:
а) некоммерческие организации, осуществляющие физкультурно-оздоровительную деятельность, деятельность в области спорта, туризма, зарегистрированные в налоговых органах на территории Рязанской области, а также организации, основным видом экономической деятельности которых является осуществление деятельности детских лагерей на время каникул;
б) общественные организации инвалидов;
в) общественные объединения пожарной охраны.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД “О налоге на имущество организаций на территории Самарской области” от уплаты налога на имущество организаций освобождаются благотворительные организации, имеющие статус “благотворительная организация Самарской области” (присваивается согласно статье 7 Закона Самарской области от 24 мая 1999 года N 18-ГД “О благотворительной деятельности в Самарской области”).
Пунктом 2 статьи 2 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 года N 86-ГД “О транспортном налоге на территории Самарской области” предусмотрено освобождение от транспортного налога общественных организаций инвалидов, использующих транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона Саратовской области от 25 ноября 2015 года N 152-ЗСО “Об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков на территории Саратовской области” действует налоговая ставка 2 процента для отдельных категорий налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения “доходы” и осуществляющих деятельность в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014:
а) производство изделий народных художественных промыслов (подгруппа 32.99.8);
б) научные исследования и разработки (класс 72);
в) дошкольное образование детей (группа 85.11);
г) дополнительное образование детей и взрослых (группа 85.41);
д) дневной уход за детьми (группа 88.91);
е) предоставления социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам (группа 88.10).
Данная налоговая ставка применяется в том случае, если доля доходов от реализации товаров (работ, услуг), полученная от осуществления указанных видов экономической деятельности за соответствующий отчетный (налоговый) период, составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Закона Свердловской области от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ “Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области”) устанавливается транспортный налог в размере 35 процентов суммы исчисленного налога для общественных организаций инвалидов – за каждое зарегистрированное на них транспортное средство, за исключением легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно.
Пунктом 7 статьи 2 Закона Смоленской области от 30 ноября 2011 года N 114-з “О налоговых льготах” освобождаются от уплаты транспортного налога и налога на прибыль организаций для общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Тамбовской области от 28 ноября 2003 года N 170-З “О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области”, освобождаются от уплаты налога на имущество религиозные организации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 Закона Тамбовской области от 28 ноября 2002 года N 69-З “О транспортном налоге в Тамбовской области” от уплаты транспортного налога освобождаются общественные организации инвалидов, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в их собственности и использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности.
Статьей 1 Закона Тамбовской области от 27 ноября 2015 года N 587-З “Об установлении дифференцированных налоговых ставок отдельным категориям налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, использующих в качестве объекта налогообложения доходы” установлена пониженная налоговая ставка в размере 4 процентов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, использующих в качестве объекта налогообложения доходы, и осуществляющих следующие виды предпринимательской деятельности в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014:
б) деятельность по уходу с обеспечением проживания (класс 87);
в) предоставление социальных услуг без обеспечения проживания (класс 88);
г) деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (раздел R, за исключением кодов ОКВЭД, относящихся к классу 92).
Налогоплательщики вправе применять указанную в настоящей статье налоговую ставку при условии, если их доходы от осуществления данных видов предпринимательской деятельности составляют не менее 70 процентов доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 НК РФ за соответствующий налоговый (отчетный) период.
В соответствии с подпунктами 4 и 14 статьи 1 Закона Тюменской области от 19 ноября 2002 года N 93 “О транспортном налоге” освобождаются от транспортного налога:
а) общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
б) образовательные организации независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных организаций.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (ХМАО)
Согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 ноября 2010 года N 190-оз “О налоге на имущество организаций” исчисленная сумма налога на имущество организаций в ХМАО уменьшается на 50 процентов для региональных СОНКО, имеющих право на получение поддержки в соответствии со статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 декабря 2010 года N 229-оз “О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” и включенных в государственный реестр региональных СОНКО – получателей поддержки и (или) в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.
Пунктом 4 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 ноября 2002 года N 62-оз “О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” предусмотрено освобождение от уплаты налога за автобусы с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно в размере 50 процентов от суммы налога религиозных объединений и организаций, а также общественных организаций инвалидов.
Пунктом 4 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2008 года N 166-оз “О ставках налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения” (далее – Закон N 166) установлено, что в течение 2018 – 2020 годов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка в размере 1 процента устанавливается для региональных СОНКО, осуществляющих виды деятельности, указанные в статье 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры “О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре”, и включенных в государственный реестр региональных СОНКО – получателей поддержки и (или) в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона N 166 в течение 2019 – 2021 годов на территории ХМАО в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка в размере 1 процента устанавливается для организаций и индивидуальных предпринимателей, основными видами экономической деятельности которых являются виды деятельности, включенные в следующие группировки ОКВЭД ОК 029-2014:
б) деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (классы 86 – 88);
в) деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (классы 90 – 93).
Ямало-Ненецкий автономный округ
В соответствии с пп. 1.2 п. 1 статьи 2.1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2003 года N 56-ЗАО “О налоге на имущество организаций” освобождаются от налогообложения учреждения социального обслуживания (социальной защиты) населения, учреждения культуры и искусства – в отношении имущества, находящегося в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, собственности муниципальных образований и закрепленного за ними на праве оперативного управления, за исключением имущества, переданного такими учреждениями и организациями в безвозмездное пользование, аренду.
Согласно п. 7 статьи 2 Закона Ярославской области 15 октября 2003 года N 46-з “О налоге на имущество организаций в Ярославской области” налоговая ставка устанавливается в размере 1,1 процента для профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку олимпийского резерва по хоккею. Также на основании указанного Закона освобождаются от уплаты налога на имущество организаций:
а) религиозные организации, зарегистрированные в соответствии с федеральным законодательством на территории Ярославской области, – в отношении имущества, используемого для осуществления уставной деятельности, за исключением имущества, участвующего в осуществлении предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 3.1);
б) организации – в отношении имущества детских оздоровительных лагерей (центров), используемого для осуществления деятельности по обеспечению отдыха и оздоровления детей (п. 4 ст. 3.1);
в) организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности деятельность в области спорта, имеющие спортивные объекты с искусственным льдом, отвечающие требованиям для проведения соревнований по международным правилам (п. 5 ст. 3.1).
Согласно пункту 5 статьи 7 Закона Ярославской области от 5 ноября 2002 года N 71-з “О транспортном налоге” от уплаты налога освобождаются региональные организации (отделения) общероссийских общественных организаций инвалидов. Налоговая льгота не распространяется на легковые автомобили, исчисление суммы налога по которым производится с учетом повышающих коэффициентов в соответствии со статьей 362 НК РФ. Налоговая льгота не распространяется на транспортные средства, переданные во владение и (или) пользование по договору аренды или на ином законном основании, на период такого владения и (или) пользования.
]]>