Меры налоговой поддержки по реализации концессионных соглашений и пути их усовершенствования – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Налоговые льготы;

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каманин Виталий Игоревич

В данной статье рассматривается существующий в современном законодательстве РФ механизм налоговой поддержки при реализации ведущей формы государственно-частного партнерства концессионных соглашений. Предлагаются пути усовершенствования механизма на основе накопленного на федеральном и региональном уровнях опыта

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каманин Виталий Игоревич

Направления совершенствования системы налогообложения проектов государственно-частного партнерства в России

Предложения по совершенствованию условий реализации проектов государственно-частного партнерства сферы здравоохранения в субъектах Российской Федерации

Текст научной работы на тему «Меры налоговой поддержки по реализации концессионных соглашений и пути их усовершенствования»

Меры налоговой поддержки по реализации концессионных соглашений и пути их усовершенствования

Каманин Виталий Игоревич /Kamanin Vitaly Igorevich – студент, направление подготовки «Юриспруденция»,

Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.

Аннотация: в данной статье рассматривается существующий в современном законодательстве РФ механизм налоговой поддержки при реализации ведущей формы государственно-частного партнерства – концессионных соглашений. Предлагаются пути усовершенствования механизма на основе накопленного на федеральном и региональном уровнях опыта.

Abstract: the existing in Russian contemporary legislation mechanism of tax support in the implementation of the leading form of public-private partnership – concessional agreement – is discussed in this article. The ways to improve the mechanism are proposed, based on the federal and regional practice.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, налоговые льготы.

Keywords: public-private partnership, concessional agreement, tax concession.

Проекты на основе механизмов государственно-частного партнерства имеют существенные преимущества: возможность реализации сложных проектов в инфраструктурных отраслях экономики с привлечением наиболее квалифицированных частных организаций, совместное разделение рисков по проектам с частным партнером, создание долгосрочной модели эксплуатации значимых для экономики и населения объектов и возможность дополнить финансирование затратного проекта за счет государственного бюджета частными средствами, и т. д.

В российской практике применения ГЧП проектов наибольшее распространение получила форма концессионных соглашений -договора между государственной (концедент) и частной (концессионер) стороной, в котором право распоряжения создаваемым либо реконструируемым объектом принадлежит или перейдет в будущем концеденту, а концессионер наделяется правом владения и пользования объектом в обмен на совершение платежей концеденту (Ст. 3 ФЗ «О концессионных соглашениях») [3].

Представляется целесообразным предоставление различных мер финансовой поддержки прежде всего концессионерам, как участникам наиболее урегулированной на данный момент в российском законодательстве формы осуществления государственно-частного партнерства. Такими мерами финансового стимулирования могут выступать государственные субсидии на проект ГЧП, государственные займы, софинансирование из государственного фонда, государственная гарантия, налоговые и таможенные льготы и т. д.

Существенной частью расходов концессионера выступает уплата налогов, поэтому меры налоговой поддержки концессионных проектов являются важным шагом для обеспечения притока инвестиций, создания выгодных условий реализации.

Налоговый кодекс РФ [1, 2] устанавливает особые правила налогообложения концессионных соглашений НДС, налогом на прибыль и налогом на имущество организаций.

Особенностью налога на добавленную стоимость в отношении концессионера является предоставление следующих льгот:

1. Передача имущества по концессионному соглашению не является объектом налогообложения по НДС в соответствии со ст. 39 НК

2. Концессионер имеет право на налоговый вычет в указанных в статье 171.1 НК РФ случаях.

3. В соответствии со статьей 146 НК РФ не облагается налогом плата, взымаемая концессионером за пользование платными автомобильными дорогами.

При уплате налога на прибыль организаций применяются следующие специальные нормы:

1. В налоговую базу не включается переданное концессионеру имущество (статья 251 НК РФ).

2. Статьи 256 и 264 относят амортизируемое имущество концессионера и концессионную плату соответственно к прочим расходам.

Особенностью налога на имущество организаций в соответствии со статьей 378.1 НК РФ является установление обязанности уплаты

налога с имущества во владении и пользовании концессионера.

Несмотря на существование определенных льгот, затруднительно назвать их полноценным комплексом мер налоговой поддержки. На данное обстоятельство неоднократно обращали внимание различные авторы и предлагали различные меры по развитию.

Так, в числе возможных мер называется введение существенно сниженной или нулевой ставки налога на прибыль, взымаемого с иностранных работников на объекте концессии налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций [8].

Заслуживают внимания и такие предложения, как предоставление льгот по таможенным пошлинам, право на инвестиционный налоговый кредит, на отсрочку по уплате налогов, закрепление специального налогового режима налогообложения при выполнении соглашений о ГЧП [6].

На наш взгляд, целесообразным является применение накопленного на федеральном и региональном уровнях опыта по предоставлению мер налоговой поддержки.

На уровне субъекта РФ в соответствии со ст. 284 и ст. 380 НК РФ существует возможность по предоставлению льготных ставок по налогам на прибыль и имущество организаций соответственно. В качестве примера можно привести уменьшение ставки по налогу на прибыль от 1,25 до 4 % и ставки по налогу на имущество организаций в размере 0,5 % на срок окупаемости проекта для концессионера в Пензенской области [4].

Федеральный опыт по предоставлению налоговых преференций в области соглашений по разделу продукции (глава 26.4 НК РФ) может быть использован для имеющих схожую природу концессионных соглашений. Налогообложение во время выполнения соглашений о разделе продукции имеет свои особенности, однако преследуемая данным специальным режимом цель – привлечение инвестиций, является схожей с концессионным соглашением [5].

Таким образом, инструментом стимулирования участия частных партнеров в концессионных соглашениях могут служить налоговые льготы. Законодательство РФ о налогах и сборах предусматривает определенные преференции для концессионеров при уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, но данные льготы нельзя признать достаточными. Для дальнейшего стимулирования участия в проектах на основе государственно-частного партнерства представляется возможным использовать опыт субъектов РФ по снижению налоговых ставок на срок реализации концессионных соглашений и закрепленного в Налоговом кодексе РФ специального налогового режима, применяемого при выполнении соглашений о разделе продукции.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.05.2015).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015).

3. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О концессионных соглашениях».

4. Закон Пензенской области от 30.06.2009 N 1755-ЗПО (ред. от 04.07.2014) «Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области».

5. Курочкина Н. В. Значение и сущность специальных налоговых режимов в современной экономике. Международный бухгалтерский учет. 2013. № 43. С. 44-56.

6. Методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в субъектах РФ

«Региональный ГЧП-стандарт». М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. Режим доступа:

7. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в России. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/ppp+.pdf.

8. Чернышова О. Н., Тер-Акопов С. Г. Исследование мировой практики применения механизма партнерских взаимодействий государства и частного бизнеса в отраслях материального производства. Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – Т. 9. – № 10. – С. 154-159.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *