Содержание статьи
- Кто относится к субъектам МСП
- Критерии малого предприятия 2022: таблица
- Что дает статус субъекта малого предпринимательства
- Льготы для малых предприятий
- Бухгалтерский учет и отчетность
- Кассовые операции
- Налоговые льготы
- Трудовые отношения
- Административная ответственность
- Страхование вкладов
- Статистическая отчетность
- Государственный заказ
- Особенности деятельности малого предприятия
Индивидуальные предприниматели, а также небольшие организации могут рассчитывать на различные льготы, которые государство предоставляет для развития малого бизнеса. Из настоящей статьи вы узнаете, что это за льготы, а также кто, когда и при каких условиях может на них рассчитывать в 2022 году.
Кто относится к субъектам МСП
Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.
Все субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть включены в специальный реестр, который ведет ФНС. Этот реестр находится в открытом доступе на сайте налоговой службы по адресу https://rmsp.nalog.ru .
Критерии малого предприятия 2022: таблица
Основные критерии СМП приведены в Федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Согласно статье 4 этого закона, ими могут быть индивидуальные предприниматели, ООО, кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.
В таблице приведены показатели деятельности, при выполнении которых налогоплательщик становится субъектом малого и среднего предпринимательства.
Среднесписочная численность за предыдущий год
Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета
Прочие ограничения (для ООО)
- не менее 51% капитала (акций) должно принадлежать физлицам, или другим СМП;
- доля организаций, не являющихся СМП, не может быть больше 49%;
- доля государства, субъектов РФ и (или) НКО — не более 25% (суммарно)
не более 250 человек (до 1 000 человек — для легкой промышленности, до 1 500 человек — для общепита)
Общие для всех субъектов малого и среднего бизнеса показатели по доле участия определяются ежегодно. Их нарушение сразу же приводит к утрате соответствующего статуса.
Ограничения по доходу и среднесписочной численности применяются кумулятивно за три года. Это означает, что изменение категории субъекта МСП или утрата статуса происходит только в том случае, если как минимум один из этих критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд (п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 письма ФНС от 18.08.16 № 14-2-04/0870@ , письмо Минэкономразвития от 11.04.16 № Д28и-913).
Например, компания или ИП утратит статус СМП (перейдет в другую категорию) с 2022 года, если в течение каждого из трех предыдущих лет (2019, 2020 и 2021 гг.) были превышены показатели по доходу и (или) численности работников. Если хотя бы в одном из перечисленных годов соблюдались оба параметра, то статус в 2022 году сохраняется.
Категория субъекта МСП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (п. 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). Например, если ООО соответствует по численности микропредприятию, но его доход превышает 800 млн руб. (но менее 2 млрд руб.), то оно будет считаться средним.
Что дает статус субъекта малого предпринимательства
Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.
Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.
Льготы для малых предприятий
Рассмотрим основные послабления и преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса.
Бухгалтерский учет и отчетность
Значительная часть льгот касается бухгалтерского учета. Так, практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов, названных в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.
При ведении упрощенного бухучета предусмотрен целых ряд послаблений (информация Минфина № ПЗ-3/2015). Перечислим наиболее важные. Так, можно не создавать резерв на оплату отпусков; исправлять как несущественные любые ошибки в бухучете, даже если они выявлены после утверждения отчетности; не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; не переоценивать основные средства и нематериальные активы и не отражать обесценение НМА; не переоценивать финансовые вложения и не проверять их на обесценение. Также при данном способе бухучета можно учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы, а запасы оценивать на отчетную дату по фактической себестоимости.
Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ о бухучете).
Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н).
Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ о бухучете).
Кассовые операции
Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных.
На основании этого же указания ЦБ РФ индивидуальные предприниматели имеют дополнительные «кассовые» льготы — они могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу.
Налоговые льготы
Налоговые преференции для СМП устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровнях.
В частности, на выплаты работникам сверх МРОТ данные организации начисляют страховые взносы по пониженным тарифам. А именно: по пенсионным взносам 10%, по медицинским — 5%, по взносам «на больничные» — 0% . Скорее всего, в 2023 году будет действовать другие льготы по взносам (см. « Объединение ПФР и ФСС: какие новшества ожидают страхователей »). Также возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.
В периоды введения коронавирусных ограничений предприятия малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших отраслей могли получать государственные субсидии (см., например, « Как бизнесу получить субсидию за нерабочие дни в ноябре »). Дополнительные меры поддержки для СМП вводили отдельные регионы.
Существуют и другие субсидии для малого и среднего бизнеса. Например, за пользование системой быстрых платежей (см. « Субсидия за пользование системой быстрых платежей продлена до конца 2022 года »).
Трудовые отношения
Субъекты малого бизнеса, у которых работают не более 35 (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — не более 20) человек, могут заключать с ними срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Переоформлять эти договоры в бессрочные при утрате работодателем статуса МСП, или при превышении указанного числа работников не нужно. В последнем случае с новыми работниками (36-м (21-м) и последующими) следует заключать договоры на неопределенный срок.
Микропредприятия вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные нормативные акты, а также график сменности. Условия, которые обычно прописываются в этих документах, нужно включить непосредственно в трудовой договор. Для этого лучше применить специальную типовую форму договора (постановление правительства РФ от 27.08.16 № 858).
Административная ответственность
Для субъектов МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.
Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред, а также вред (либо угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и при этом не было угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Виды правонарушений, при совершении которых невозможна замена штрафа на предупреждение, перечислены в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект , в котором предлагается взимать штрафы с малых и средних предприя тий в том же размере, что и с ИП (с м. « Штрафы для малого и среднего бизнеса смягчат »).
Страхование вкладов
Счета и вклады микропредприятий и малых предприятий включены в систему обязательного страхования ( п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ). Если банк, в котором находятся деньги такой компании или ИП, лишится лицензии, либо Центробанк введет мораторий на удовлетворение требований кредиторов данного банка, можно будет получить страховое возмещение. Его размер равен сумме, которая была на счетах, но не более 1 400 000 руб. по всем счетам в одном банке. Подробнее см. « Деньги в «проблемном» банке: когда и как ИП, малые предприятия и физлица смогут вернуть деньги со счетов и вкладов ».
Статистическая отчетность
Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.
Некоторое формы статистической отчетности предназначены специально для субъектов МСП. Например, № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». А вот форму № П˗5(м) «Основные сведения о деятельности организации» субъекты МСП не сдают, хотя распространено заблуждение, что данная форма является чуть не основным статистическим отчетом для небольших организаций.
Остальную статистическую отчетность субъекты малого и среднего предпринимательства сдают в особом порядке. Соответствующая обязанность возникает в рамках сплошного (в отношении всех СМП) или выборочного (в отношении указанных Росстатом организаций и ИП) статистического наблюдения. При этом сплошное исследование малого бизнеса проводится один раз в 5 лет (п. 2 ст. 5 Закона № 209-ФЗ). Так, в 2021 году СМП должны были отчитаться о своей деятельности за 2020 год (см. «Сплошное статистическое наблюдение за малым бизнесом: Росстат напомнил, когда и как надо отчитываться»).
Выборочное статистическое наблюдение проводится в отношении тех субъектов, которые попали в перечень, ежегодно определяемый Росстатом (п. 3 ст. 5 Закона № 209-ФЗ). Информацию о том, нужно ли конкретному субъекту сдавать статотчетность, по каким формам и с какой периодичностью, можно уточнить на сайте Росстата (https://websbor.gks.ru/online/info). Также см. «Отчетность в статистику (Росстат) по ИНН: как узнать, какие отчеты сдавать».
Государственный заказ
Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят специальные тендеры. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а продавцы — субъекты МСП с хорошей репутацией могут и вовсе не обеспечивать контракт.
Кроме того, срок оплаты контракта, стороной которого выступает малое или среднее предприятие, меньше, чем для «обычных» участников закупок. Деньги нужно выплатить не позднее 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору или его этапу (п. 14.3, 28 и 32.1 Положения, утв. постановлением правительства РФ от 11.12.14 № 1352). За нарушение этого срока заказчик может быть оштрафован на сумму до 100 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Особенности деятельности малого предприятия
Такие нюансы могут возникать из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.
Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически не будет отражена дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.
Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН. Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.
В заключение отметим, что все субъекты малого и среднего предпринимательства должны периодически проверять наличие информации о них в специальном реестре, который ведет ФНС. Исправить неверные сведения можно через форму на сайте службы . И, конечно, необходимо отлеживать основные критерии, которые дают право считаться СМП в 2022 году — выручку, среднесписочную численность и ограничения по составу участников.
]]>