Энциклопедия судебной практики. Установление и использование льгот по налогам и сборам (Ст. 56 НК) | ГАРАНТ

Налоговые льготы;

Содержание статьи

Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Только законодатель вправе определить круг лиц, на который распространяются налоговые льготы.

Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которые распространяются налоговые льготы.

Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которые распространяются налоговые льготы.

Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.

Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

1.2. Налоговая льгота может применяться только при наличии установленных законодательством условий

Налоговая льгота – это всегда специальная норма, которая может применяться только при наличии установленных законодательством условий.

Несоблюдение условий предоставления конкретной льготы, выдвинутых законодателем, препятствует ее использованию налогоплательщиком.

1.3. Налоговые льготы применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков

Налоговые льготы согласно ст. 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

Налоговые льготы согласно статье 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

Налоговые льготы используются лицами, относящимися к определенной категории налогоплательщиков, для которых соответствующие налоговые льготы установлены.

1.4. Налоговая ставка и налоговая льгота являются самостоятельными, не тождественными элементами налогообложения

Из системного анализа норм статей 17 и 56 НК РФ следует, что налоговая ставка (стандартная, пониженная, нулевая) и налоговая льгота являются раздельными, самостоятельными, а значит не тождественными элементами налогообложения.

1.5. Право на налоговую льготу может быть реализовано налогоплательщиком в любом налоговом периоде

Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.

Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.

Исходя из положений указанной статьи [ст. 56 НК РФ] право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.

1.6. Возможность отказа от использования или приостановления использования налоговой льготы может быть реализована только в отношении текущего или следующего налоговых периодов

Возможность отказа от использования или приостановления использования налоговой льготы, предусмотренная п. 2 ст. 56 НК РФ, может быть реализована только в отношении текущего или следующего налоговых периодов.

1.7. Обязанность доказывания права на применение налоговой льготы лежит на налогоплательщике

Обязанность доказывания правомерности соблюдения всех условий для соблюдения льготы лежит на налогоплательщике.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что обоснование права на применение льготы по НДС лежит на налогоплательщике, поскольку именно он обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), объектов налогообложения, а также раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод, что бремя доказывания обстоятельств, служащих основанием для освобождения от налогообложения по НДС, возлагается на Общество.

Бремя доказывания факта обоснованности освобождения от налогообложения лежит на налогоплательщике, поскольку он ссылается на выполнение им всех требований, предусмотренных налоговым законодательством.

Статьей 21 НК РФ закреплено право налогоплательщиков использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Претендуя на льготу, общество обязано доказать правомерность ее применения соответствующими документами.

1.8. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ не могут устанавливать налоговые льготы

Суд пришел к выводу, что в соответствии с п. 1 ст. 4 и п. 3 ст. 56 НК РФ утвержденный Правительством области Порядок не относится к законодательству о налогах и сборах и не может дополнять налоговое законодательство путем введения положения об установлении начала течения срока для применения льготы, которое отсутствует в актах законодательства о налогах и сборах, либо изменять установленный порядок.

1.9. Неотражение налоговой льготы при составлении налоговой декларации само по себе не означает отказ налогоплательщика от этой льготы

При применении статьи 56 НК РФ в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Согласно правовой позиции изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 30.07.2013 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации” в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Внимание

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.

1.10 Налогоплательщик считается отказавшимся от налоговой льготы, если он не отразил ее в декларации

Общество при таможенном оформлении импортируемого товара не заявляло о своем праве на льготу. Данное обстоятельство суды оценили как добровольный отказ от льготы.

1.11. Выставление счета-фактуры с НДС в случае, если налогоплательщик имеет право на льготу, может быть расценено как отказ от льготы

Право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, предусмотренное п. 5 ст. 149 НК РФ, исходя из определения п. 1 ст. 56 НК РФ, представляет собой налоговую льготу, применение которой, по смыслу п. 2 ст. 56 НК РФ, зависит от волеизъявления налогоплательщика.

В этой связи суды указали, что выставление при реализации объекта незавершенного строительства счета-фактуры с указанием в нем суммы НДС, равно как и последующую реализацию спорного объекта с начислением НДС, следует расценивать как отказ участников операции по реализации объекта недвижимости от использования льготы, предоставленной подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ.

2. Обстоятельства, не относящиеся к налоговым льготам

2.1. Освобождение от налогообложения операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ, не признается налоговой льготой

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что инспекция в ходе камеральных налоговых проверок направила в адрес кооператива требования о представлении документов, подтверждающие право на использование освобождения от налогообложения, принимая во внимание, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций, заявленных в разделе спорных декларации, прямо предусмотрено подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса, и в силу статьи 56 Кодекса они не являются льготой. Руководствуясь положениями статей 56, 88, 149 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что направление кооперативу при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 3 статьи 149 Кодекса, – противоречит положениям статьи 88 Кодекса.

Отсутствие у налогоплательщика объекта налогообложения и, как следствие, обязанность исчислять и уплачивать в бюджет налог в силу статьи 56 НК РФ не является льготой.

Внимание

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.

2.2. Освобождение от налогообложения операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ, признается налоговой льготой

Освобождение перечисленных в подпунктах 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК ПФ операций от налогообложения отвечает определению “налоговая льгота”, данному в пункте 1 статьи 56 НК РФ.

Статья 149 НК РФ устанавливает перечень операций, включенных в объект обложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС), однако в силу прямого указания закона не подлежащие обложению данным налогом (освобождены от налогообложения), по своей природе носят характер налоговой льготы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.03.2000 N 5-П, Определениях от 09.06.2005 N 287-О, от 07.11.2008 N 1049-О-О указывал, что положения статьи 149 НК РФ, устанавливающие перечень операций, которые в соответствии со статьей 146 НК РФ включены в объект обложения НДС, однако в силу прямого указания закона не подлежат обложению данным налогом (освобождены от налогообложения), по своей природе носят характер налоговой льготы.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в постановлении от 28.03.2000 N 5-П “По делу о проверке конституционности подпункта “к” пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость””, определении от 20.11.2003 N 392-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пронченко А.Я. на нарушение его конституционных прав подпунктом 21 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации”, освобождение от уплаты налогов по своей природе – льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения.

Освобождение от уплаты налога по своей природе льгота, которая является исключением из установленных Конституцией Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения.

Освобождение от уплаты налогов по своей природе – льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения.

Освобождение от уплаты налога по своей природе льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции РФ (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения.

2.3. Особенности исчисления налоговой базы в отношении объектов обслуживающих производств и хозяйств не признаются налоговой льготой

Суды указали, что установленные ст. 275.1 НК РФ особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, не являются налоговой льготой в смысле п. 1 ст. 56 Кодекса, и сделали вывод о том, что налоговым органом неправомерно затребованы у общества документы, касающиеся обоснованности отражения в налоговой декларации по налогу на прибыль убытков от деятельности обслуживающих хозяйств.

2.4. Применение налоговой ставки 0 процентов признается налоговой льготой

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС является разновидностью налоговых льгот, которыми в соответствии со статьей 56 данного Кодекса признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.02.2002 N 37-О, установленную в статье 164 НК РФ, налоговую ставку 0 % следует рассматривать как разновидность налоговых льгот, которыми в соответствии со статьей 56 НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Внимание

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.

2.5. Применение налоговой ставки 0 процентов не признается налоговой льготой

Налоговая ставка 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых установлена для всех плательщиков налога на добычу полезных ископаемых и не является налоговой льготой, в связи с чем обязанность по представлению доказательств, подтверждающих факт неправильного исчисления налогоплательщиком налога, связанного с неправомерным применением данной ставки, лежит на налоговом органе в силу п. 6 ст. 108 НК РФ.

2.6. Освобождение от обложения НДС операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов не подпадает под понятие налоговой льготы

Операции, предусмотренные подп. 17, 25 п. 2 ст. 149, подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ [освобождение от обложения НДС операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов], не подпадают под понятие налоговой льготы, определенной ст. 56 НК РФ.

2.7. Отсутствие обязанности исчислять и уплачивать НДС по операциям займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и не является льготой

Отсутствие обязанности исчислять и уплачивать НДС по операциям займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу статьи 56 НК РФ не является льготой.

2.8. Операции, освобождаемые от налогообложения, но осуществляемые не на территории РФ, не признаются налоговыми льготами

Операции, не признаваемые объектом налогообложения, операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации), не отвечают признакам льготы по налогам и сборам согласно статье 56 НК РФ.

Осуществление операций, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, означает, что объект обложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не возникает (статья 146 и 148 Кодекса). Следовательно, отсутствуют основания для отнесения этих операций к таким, по которым предоставляется льгота, поскольку территория Российской Федерации местом потребления реализуемых в рамках таких операций товаров (работ, услуг) не признается и тем самым не исключается признание местом реализации соответствующего товара (работы, услуги) территории другого государства.

2.9. Обязанность по уплате НДС по ставке 10 процентов не является льготой

Обязанность по уплате НДС по ставке 10 процентов прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу статьи 56 НК РФ не является льготой.

2.10. Налоговый вычет при исчислении налога к уплате не рассматривается в качестве льготы

Статья 56 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть применена в рассматриваемом случае, поскольку налоговый вычет при исчислении налога к уплате не рассматривается законодателем в качестве льготы.

2.11. Отсутствие у плательщиков НДПИ обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог при добыче полезных ископаемых не может быть квалифицировано как льгота

Отсутствие у плательщиков налога на добычу полезных ископаемых обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог при добыче полезных ископаемых, предусмотренных подпунктом 4 пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть квалифицировано как льгота.

2.12. Отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет НДС с операций по реализации земельных участков не является льготой

Отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу статьи 56 Кодекса не является льготой.

2.13. Снижение судом размера государственной пошлины по ходатайству физических лиц не может считаться носящей индивидуальный характер налоговой льготой

Снижение судом (судьей) размера государственной пошлина по ходатайству физических лиц не может считаться носящей индивидуальный характер льготой, установление которых запрещено законодательством о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации) и под которыми подразумевается предоставление тех или иных преимуществ (в основаниях, порядке и условиях уплаты налогов и сборов) для одних налогоплательщиков (плательщиков сборов) по сравнению с другими.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В “Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ” собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июня 2022 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке “Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ” использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО “Центр экономических экспертиз “Налоги и финансовое право”, а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *