ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – Студенческий научный форум

Налоговые льготы;

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Студент: Федорович Е.Е.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

Научный руководитель: Е.В. Коваленко, кандидат экономических наук, доцент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

Economic and social orientation of tax incentives in THE RussiaN FEDERATION

Student: Fedorovich E.E.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

Omsk State Pedagogical University (Omsk city)

Scientific adviser: E.V. Kovalenko , candidate of economic sciences, associate professor

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

Omsk State Pedagogical University (Omsk city)

Annotation. The article uses approaches to consider the term “tax incentives”, which is given a definition approved in the legislation, as well as from the scientific literature. The main types of incentives are given with a brief description of the assessment of their effectiveness. The current tax incentives for the property of individuals are characterized by the example of pensioners. Data are presented according to indicators of the share of property taxes in the budget structure of Russia. The classification of tax incentives on various is also provided. The influence of tax incentives on the timing of tax payments is described. Attention is paid to tax incentives from an economic and social perspective. The importance of tax incentives as a tool for stabilizing the position of specific categories of citizens in society is revealed.

Keywords. taxes, taxation procedure, tax incentives for pensioners, property tax for individuals, the share of taxes, tax incentives, classification of tax incentives, investment tax credit

Аннотация. В статье используются подходы для рассмотрения термина «налоговая льгота», которому даётся определение, утверждённое в законодательстве, а также из научной литературы. Приводятся основные виды льгот с кратким описанием оценки их эффективности. Охарактеризованы действующие налоговые льготы на имущество физических лиц на примере пенсионеров. Приведены данные согласно показателям удельного веса налогов по имуществу в структуре бюджета России. Доводится классификация налоговых льгот согласно установленным критериям. Описано влияние налоговых льгот на сроки уплаты налогов. Уделяется внимание налоговым льготам с экономических и социальных позиций. Раскрывается значимость налоговых льгот в качестве инструмента стабилизации положения конкретных категорий граждан в обществе.

Ключевые слова. налоги, порядок налогообложения, налоговые льготы для пенсионеров, налог на имущество физических лиц, удельный вес налогов, налоговые льготы, классификация налоговых льгот, инвестиционный налоговый кредит.

В наше время система налоговых льгот обширно применяется в международной практике с целью оказания поддержки категории работников с низкой оплатой труда, для стимуляции пенсионных сбережений, содействия в повышении уровня образованности граждан, для усовершенствования процесса предоставления медицинской помощи, расширения индивидуального строительства жилья, развития деятельности предпринимателей, привлечения экономических инвестиций, стимулирования научных разработок, а также чтобы развить отдельные территории и экономические сферы. Для любого налога или сбора налоговые льготы считаются значимой составляющей, по этой причине данный вопрос подлежит отдельному изучению.

Налоговый Кодекс Российской Федерации принял налоговую льготу как независимый компонент налогообложения и в ст. 56 впервые зафиксировал законодательную формулировку налоговой льготы как предоставление конкретным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов привилегий, установленных законодательством о налогах и сборах, по отношению к иным плательщикам налогов или сборов, в том числе освобождение от уплаты налога или сбора либо их уплаты в меньшем объёме.

Исследование положений Налогового Кодекса Российской Федерации приводит к заключению о необходимости применения двух подходов с целью осмысления сути налоговых льгот – формального и содержательного. Первый подразумевает непосредственное указание закона на наличие налоговой льготы в том или ином положении. Утверждается, что более полное представление о налоговой льготе складывается при втором подходе, первоначально основывающегося на определении налоговой льготы и её точном разделении по типам, применении в конкретных ситуациях, закреплении категорий субъектов, обладающих правомочием в использовании налоговых льгот.

Значение дефиниций данного понятия согласно монографиям и научным статьям не выходит за рамки установленного Налоговым Кодексом определения налоговых льгот. Таким образом, Коровкин В.В. трактует налоговые льготы как привилегии, которыми обладают установленные законодательством категории плательщиков налогов (сборов), позволяющие уменьшить объём обязательств по их уплате в сравнении с остальными налогоплательщиками [1].

В свою очередь, Малько А.В. определяет налоговую льготу разновидностью льготы правовой, которая подразумевает правомочное облегчение положения субъекта, дозволяющее ему удовлетворить личные потребности, а также выражающееся в обладании особых преимуществ (прав) и в избавлении от обязательств [4].

По мнению таких авторов, как Тимошенко В.А., Барулин С.В., Макрушин А.В., налоговые льготы служат элементом налогообложения, а также инструментом политики государства в области налогов, сочетающим в себе ряд методов и указаний по полному или частичному освобождению налогоплательщиков от налоговых обязательств, кредитов, предполагая для них наличие скидок с целью экономического регулирования налогов государством и решения социальных вопросов [6].

Как на базу налогообложения, так и на налогоплательщика конкретной льготе свойственен индивидуальный характер воздействия, но это не означает отсутствие у них общих признаков, свойств или иных назначений, которые позволяют систематизировать их по критериям. Таким образом, налоговые льготы подразделяют на:

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации налоговые льготы, которые заключаются в изменении сроков уплаты налогов и предполагают собой налоговые избавления, можно классифицировать:

рассрочка или отсрочка по налоговой уплате.

Рассрочка или отсрочка по налоговой уплате отражает изменение во времени уплаты налога в период, который не превышает года, в соответствии с однократной или эпизодичной уплатой плательщиком налога задолженной суммы. Она дозволяется согласно установленным Налоговым Кодексом Российской Федерации основаниям: в следствие причинённого ущерба налогоплательщику по причине природных катаклизм, технологической катастрофы или прочих факторов непреодолимой силы; приостановки финансирования плательщика из бюджета или расчёта по случаю выполнения правительственного заказа; при угрозе разорения налогоплательщика в связи с единоразовой выплатой им налога, принятием арбитражным судом мирового соглашения или графика покрытия задолженности в процессе операции по экономическому оздоровлению; если материальное состояние физического лица не даёт возможности единовременной уплаты налога; если изготовление и (либо) реализация товаров, услуг либо работ налогоплательщиком имеют характер сезонности; если есть установленные Таможенным Кодексом РФ основания для рассрочки или отсрочки налоговой уплаты, связанной с движением товаров через границу таможни России;

Инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит полагается компании, которая является плательщиком соответствующего налога, если имеется на это конкретное основание: осуществление этим предприятием научных и исследовательских или опытно-конструкторских работ, или переоснащение личного технологического производства, которое также ориентировано на формирование функционирующих мест для инвалидов или на сохранность природы от промышленных отходов и загрязнений; кредитная сумма не превышает 30% от цены купленного инвентаря; проведение компанией мероприятий, направленных на деятельность по внедрению инноваций, включая разработку новых сырьевых и материальных видов, технологий или их модернизацию; работа предприятия над заказом особой значимости по экономическому и социальному развитию региона и оказание ею услуг особой важности для общественности; вложение предприятия в разработку объектов, которые обладают энергетической эффективностью высокого класса, а также многоквартирных жилищ.

Инвестиционный налоговый кредит подразумевает собой такое изменение в сроке уплаты налога, в условиях которого компании позволяется в рамках установленного срока и в оговоренном объёме снижать выплаты по налогу с последующей периодичной уплатой кредита и процентов, начисленных по нему. Сроки на предоставление кредита составляют от года до 5 лет как по местным и региональным налогам, так и на прибыль организации. Имеющая инвестиционный налоговый кредит компания обладает полномочием снижать платёж по налогу согласно установленному сроку в договоре об инвестиционном налоговом кредите. Процедура и порядок снижения платежей по налогу также обусловлена заключённым договором [9].

В виду суждений авторов, центральное место наряду с ассигнованиями в системе поддержки граждан должны занимать налоговые преференции по налогам на имущество, полагающиеся конкретным категориям плательщиков налогов [5]. Целесообразно рассмотреть основные виды льгот в отношении определённой категории налогоплательщиков. Правительством России для пенсионеров на текущий год установлены льготы по имущественному, земельному и транспортному налогу. По первому пенсионерам положено освобождение от уплаты, но исключительно при владении одним объектом. Если в имении несколько объектов, то освобождению от уплаты подлежит только один из них на основании заявления. Например, если в собственности имеются два гаража с квартирой, освобождаться от налога будет один гараж и одна квартира. На всей территории России пенсионеры не освобождены от уплаты земельного налога, однако, на уровне региональном такая возможность есть, поскольку он находится во ведении местных органов самоуправления. Информация предоставляется по месту проживания соответственно. В случае транспортного налога освобождёнными от уплаты пенсионеры могут быть на основании инвалидности, обладания трёх степеней ордена Славы, являясь героями России или же СССР, если причислены к пострадавшим от ядерных аварий; а также в отношении одного транспортного средства. Эти условия правомочны и при получении льгот по земельному налогу.

Согласно сведениям ФНС удельный вес налогов по имуществу в доходной структуре фиксированного бюджета в России незначителен и приблизительно равен 7%. В отношении консолидированного бюджета субъектов России в доходной структуре доля налогов по имуществу приравнивается к 15%. Эти данные свидетельствуют о недостаточной оценке фискального и регулирующего значения имущественных налогов и невысокой эффективности представленного вида налогообложения. Низкие оценочные показатели также характеризуют незначительное влияние предприятий и граждан на налоговую нагрузку [3]. По данным Росстата, для сравнения, в 2017 удельный вес налогов на имущество физических лиц с учётом доходов на душу населения, в среднем, составил 1,38%, а в 2018 эта доля равнялась 1,65%.

В следствие этого, налоговая льгота полностью соответствует обозначенным признакам, однако существующие специализированные признаки, сформированные из дефиниций налоговой льготы, непосредственно выделяют её и наделяют правовыми свойствами, к которым относится то, что налоговые льготы полагаются конкретным категориям плательщиков налогов, наделённых свойствами, отличающих их от иных категорий; налоговые льготы не носят индивидуальный характер, а применение их налогоплательщиками и плательщиками сборов является правом, а не обязательством.

Проведённое исследование даёт возможность заключить, что систематизация налоговых льгот обладает целевым предназначением и имеет крайнюю важность в оценке и сопоставлении льгот (издержек правительственного бюджета), которым характерна экономическая направленность, заключающаяся в стимулировании установленных видов и форм деятельности предпринимателей, и льгот, социальная направленность которых призвана минимизировать общественный дискомфорт среди малообеспеченных и наименее трудоспособных граждан [10]. В связи с этим возникает необходимость таким же образом совершенствовать налоговые привилегии для молодых категорий граждан – членам семьи, в которых есть дети, и членам многодетных семей, а также молодым выпускникам высших учебных заведений в начальные годы работы.

1. Коровкин, В.В. Основы теории налогообложения. М., 2016. – С. 148.

2. Абдурахманов О.К. Усиление стимулирующего воздействия прямых налогов на экономическую деятельность в РФ // Вестник Российской экономической академии им. Плеханова, 2016. – № 1. – С.67-73.

3. Пакова О.Н. Налоговые льготы и их регулятивный характер // Вестник СевКавГТУ. Серия “Экономика”, 2018. – № 3. – С.23-32.

4. Малько А.В., Матузов Н.И. Льготы, привилегии и иммунитеты в
праве // Теория государства и права: учебник. М., 2015. – С. 484.

5. Николаев И., Калинин А., Артемьева С., Шульга И. Экономика льгот // Общество и экономика, 2016. – № 10. – С.122-137.

6. Макрушин А.В., Тимошенко В.А., Барулин С.В. Налоговая политика Росии: Монография. – Саратов: Изд. «Сателлит», 2017. – С. 96.

7. Кашин В.А., Толкушин А.В., Русакова И.Г. Налоги и налогообложение: учебное пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2015. – 318 с.

8. Князев В.Г., Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. – М.: МЦФЭР, 2018. – 326 с.

9. Тарасова,В.Ф., Семыкина, Л.Н., Владыка, М.В., Сапрыкина, Т.В.;
под общей редакцией Тарасовой, В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2017. – С. 27-28.

10. Залибекова, Д.З. Правовое регулирование налоговых льгот и вычетов / Теория и практика общественного развития.2015 №4. – С.297-299

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *