Сравнительный анализ налоговой нагрузки в Российской Федерации и странах социальноориентированной экономики – Социальная направленность налогового менеджмента

Налоги в других странах;

Анализируя налоговую политику государства необходимо оценить действующий уровень налоговой нагрузки на российскую экономику, а также сопоставить ее с аналогичными показателями развитых зарубежных стран.

По величине показателя налогового бремени можно судить о проводимой государством социальной политике. Изучение и практический анализ принципа справедливости налогообложения в отношении трудоспособного населения страны, распределения налогового бремени, дает возможность государству относительно пропорционально распределять налоговую нагрузку между различными социальными слоями для стабилизации социально-экономической ситуации в стране [26].

Для оценки уровня налоговой нагрузки на экономику необходимо рассмотреть уровень и динамику налоговых доходов бюджета Российской Федерации. Это важно, поскольку позволяет с ее помощью выравнивать доходы и расходы бюджета.

В табл. 1 приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства Российской Федерации (включая консолидированный бюджет Российской Федерации и внебюджетных фондов бюджетной системы Российской Федерации) в 2009-2015 гг. [1]

Представленные данные показывают, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей), рассчитываемая как доля валового внутреннего продукта, за последние шесть лет понизилась на 1,7 процентных пункта: с 35,04% – в 2009 году до 33,32% – в 2014 году.

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2009 – 2015 гг. (% ВВП) |37]

Налоговые доходы и платежи

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость

Налог на добычу полезных ископаемых

Единый социальный налог и страховые взносы

Средний уровень налоговой нагрузки на экономику в странах- членах ОЭСР в 2014 г. [3] составил 34,5% к ВВП, что на 0,8 процентных пункта ниже значения 2009 г. (табл. 2) [45].

Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР за 2009-2014 гг. (% ВВП) [4]

Россия (без учета нефтегазовых доходов)

Несмотря на то, что уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации соответствует среднему значению показателя по странам ОЭСР, необходимо учитывать, что в Российской Федерации, по- прежнему, существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи, реализации и экспорта нефти, газа и нефтепродуктов (табл. 3) [72].

В этой связи необходимо учитывать, что уровень конъюнктурных доходов в различных странах ОЭСР составляет различную величину, а в большинстве стран отсутствует, поэтому сравнительный анализ уровней налоговой нагрузки в Российской Федерации следует проводить без учета таких доходов.

Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов 1 [72]. (% к ВВП)

Налоговые доходы и платежи

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

Вывозные таможенные пошлины на нефть

Вывозные таможенные пошлины на газ

1 Данные за 2015 год на дату обращения отсутствуют.

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти)

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов.

Из данных, приведенных в табл. 3, следует, что уровень налоговой нагрузки без учета налоговых доходов от нефти, газа и нефтепродуктов в 2014 г. составил 10,1% к ВВП, что ниже среднего уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР на 10,8 процентных пункта.

Основным конкурентным преимуществом этих стран по сравнению с Россией является более низкая налоговая нагрузка на компании, преимущественно в части налогов на фонд оплаты труда и прочих налогов.

Ежегодное исследование группы Всемирного банка оценивает в 183 странах простоту осуществления предпринимательской деятельности на основе 10 индикаторов. Доклад «Ведение бизнеса» («Doing Business»- «DB») посвящен оценке нормативных актов, регулирующих деятельность малых и средних предприятий на протяжении всего жизненного цикла, и порядке их применения на практике. Данные по одному из 10 индикаторов, индикатору «Налогообложение» в ежегодном докладе «Ведение бизнеса» («Doing Business» – «DB»), представлены в табл.4 и 5.[51]

Рейтинг индикатора «Налогообложение»

Российской Федерации в ежегодном докладе «Ведение бизнеса»

Улучшение позиции- по отношению к ПР (% пунктов)

Показатели сравнении индикатора «Налогообложение»

Выплаты Общее число налоговых платежей в год. Показатель отражает общее число уплачиваемых налогов и отчислений, метод уплаты, частоту уплаты и число ведомств, задействованных в процессе в стандартном случае на второй год работы компании.

Показатели сравнения индикатора «Налогообложение»

Время (часы). Количество времени, затраченного на подготовку, подачу отчетности и уплату (или удержание) налога на доходы корпораций, налога на добавленную стоимость и отчислений на социальное обеспечение (в часах в год).

Налог на прибыль (% прибыли).

Сумма уплаченных предприятием налогов на прибыль как процент от коммерческой прибыли.

Налог и выплаты на зарплату (% прибыли). Сумма уплаченных предприятием налогов и обязательных отчислений, связанных с рабочей силой, как процент от коммерческой прибыли.

Сумма уплаченных предприятием налогов и обязательных отчислений, не включенных в категории налогов на прибыль или на рабочую силу, как процент от коммерческой прибыли.

Общая налоговая ставка (% прибыли). Суммарная налоговая ставка показывает размер налогов и обязательных отчислений, которые должно уплачивать предприятие на второй год работы, и выражается как доля от ее коммерческой прибыли.

Индикатор «Налогообложение» в сравнении со средним уровнем в России и в странах с высоким уровнем дохода на душу населения (ОЭСР)

Высокий уровень налогообложения фонда оплаты труда в 2013- 2015 гг. в Российской Федерации связан с применением общей 30% ставки по страховым взносам – в условиях оценки по модельной компании это ведет к изъятию 36,7% прибыли, в то время как в среднем в странах ОЭСР этот показатель составляет 23,1%. Следует отметить, что, по отдельным странам уровень нагрузки на фонд оплаты труда несколько занижен, так как не учитывает выплаты с фонда оплаты труда, уплачиваемые самими работниками.

Высокая нагрузка в России по группе «Другие налоги» связана с налогообложением имущества организаций. В первую очередь, это связано с тем, что в большинстве стран ОЭСР активная часть производственных фондов освобождается от имущественного налогообложения. В связи с этим важнейшей мерой в Российской Федерации стала отмена с 2013 г. налога на имущество организаций в отношении вновь вводимого движимого имущества – по экспертным оценкам, около половины балансовой стоимости основных средств составляет движимое имущество (пи. 8, и. 4 ст. 374 НК РФ). При прочих равных условиях вступление в силу этой нормы позволило Российской Федерации продвинуться вверх по индикатору

«Налогообложение» в ежегодном докладе «Ведение бизнеса». [6]

Индикаторы Doing Business оценивают только условия ведения деятельности на уровне компаний и не учитывают условия налогообложения физических лиц (в том числе уровень налога на доходы физических лиц, налогов на потребление, взносов на социальные нужды).

С целью более объективной оценки налоговой нагрузки на компании и физических лиц в разных странах, можно сопоставить условия налогообложения модельной организации и физических лиц, являющихся её работниками.

Для анализа использована информация о ставках соответствующих налогов (в том числе расчетных эффективных ставках) и о совокупной доле налогов и обязательных платежей в затратах на оплату труда по странам ОЭСР за 2012 год (табл. 6). [34]

В расчетах учтены следующие параметры:

  • – годовой объем выручки (без НДС) – 100 млн. рублей;
  • – расходы на заработную плату в целом по компании – 20 млн. рублей;
  • – материальные расходы (без НДС) – 60 млн. рублей;
  • – налоги, учитываемые при расчете корпоративной налоговой нагрузки:
  • – взносы на социальное страхование, уплачиваемые работодателем;
  • – налог на прибыль организаций;
  • – налоговая нагрузка на физических лиц учитывает социальные вычеты по НДФЛ, пособия и прочие выплаты государства при условии, что работник состоит в браке, является единственно работающим в семье, имеет двух несовершеннолетних детей, доход соответствует среднемесячному значению по стране;

нагрузка включает следующие налоги:

  • – НДФЛ, уплачиваемый работником со среднемесячным по стране доходом;
  • – страховые взносы на социальное страхование, уплачиваемые самим работником;
  • – НДС, уплаченный по стандартной ставке, с доходов после уплаты НДФЛ.

Ставки налогов в странах ОЭСР в 2012 году, %

Совокупная доля налогов в затратах на оплату труда 1

НДФЛ и взносы на социальное страхование, уплачиваемые работником

Взносы на социальное страхование, уплачиваемые работодателем

1 Доля налогов и обязательных платежей в совокупных затратах работодателя на оплату труда (% от совокупных затрат работодателя в размере среднего уровня оплаты труда работника, нс пользующегося специальными льготами).

В указанных условиях, в Российской Федерации показатели налоговой нагрузки в условиях 2012 г. составили:

  • для организаций:
    • 1) взносы на социальное страхование = 20 млн. рублей (заработная плата работников) * 30,0% (ставка) = 6 млн. рублей;
    • 2) налог на прибыль организаций = (100 млн. рублей (выручка) – 60 млн. рублей (материальные расходы) – 20 млн. рублей (расходы на оплату труда) – 6 млн. рублей (взносы на социальное страхование)) * 20% (ставка налога на прибыль) = 2,8 млн. рублей;
    • 3) налоговая нагрузка = (6 млн. рублей + 2,8 млн. рублей) /100 млн. руб. (выручка) = 8,8%
    • 1) НДФЛ, уплачиваемый работником со среднемесячным по стране доходом = 20 млн. рублей (заработная плата работников) * 10,79% (расчетная ставка НДФЛ с учетом стандартных вычетов на двух несовершеннолетних детей) = 2,2 млн. рублей;
    • 2) НДС, уплаченный по стандартной ставке, с доходов после уплаты НДФЛ = (20 млн рублей – 2,2 млн рублей) * 15,25% (расчетная ставка НДС) = 2,7 млн. рублей;
    • 3) налоговая нагрузка = (2,2 млн рублей + 2,7 млн рублей) / 20 млн рублей = 24,4%.

    Результаты проведенного анализа, представленные в табл. 7 показывают, что по уровню налоговой нагрузки модельной компании Российская Федерация в группе стран ОЭСР в условиях 2012г. занимала 23 место из 34 стран [34]

    Рейтинг страны по уровню налоговой нагрузки организаций, %.

    Рейтинг страны но налоговой нагрузке организаций

    Россия (в условиях 2012 года)

    Налоговая нагрузка в условиях до 2012 года составляла 9,45% выручки модельной организации. Основной фактор, оказывающий влияние на высокий уровень нагрузки – ставки страховых взносов на социальное страхование.(34%), впрочем, как и в последующие годы, несмотря на снижение общей ставки страховых взносов до 30 %, для работодателей она остается слишком обременительной.

    Тем неменее, в результате снижения ставок в 2012 году до 30% Российская Федерация в 2014 году поднялась на 23 позицию в рейтинге, налоговая нагрузка снизилась до 8,81% выручки организации.

    Налоговая нагрузка на физических лиц в Российской Федерации в 2011 г. составила 25,2% от доходов работника. По сравнению со странами ОЭСР Российская Федерация занимает 16 место из 34. В 2012 г. налоговая нагрузка снизилась до 24,4% за счет повышения стандартных налоговых вычетов на детей, а ни как не за счет введения плоской шкалы налогообложения! (табл. 8). [48]

    Рейтинг стран по уровню налоговой нагрузки физических лиц в странах ОЭСР, %

    Налоговая нагрузка физически х лиц, всего %

    по страховым взносам и НДФЛ %

    Рейтинг страны по налоговой нагрузке физическ их лиц

    Россия (в условиях 2012 г.)

    В зарубежных странах напротив, были увеличены ставки налогов на доходы физических лиц, в большинстве случаев в отношении лиц с высоким уровнем дохода (например, Канада, Словакия, Словения (как временная мера), США, Франция, Чехия).

    Максимальная ставка НДФЛ, с 2007 г., увеличена в 18 странах- членах ОЭСР (табл. 9), хотя некоторые из этих увеличений носят временный характер, либо применяются только при достаточно высоких пороговых значениях доходов, и только в 7 странах ставка НДФЛ за этот период была снижена. [48]

    Количество стран-членов ОЭСР, изменивших ставки налогов с 2007 по 2013 гг.

    Количество стран-членов ОЭСР

    Максимальная ставка налога на доходы физических лиц

    Основная ставка налога на прибыль организаций

    Такие страны, как например, Финляндия и Франция, используют инструменты сдерживания налоговых расходов бюджетов путем замедленной по сравнению с инфляцией индексации вычетов по налогу, а также изменением уровней доходов, к которым применяются пониженные ставки налога. [48]

    В экономической теории есть множество различных методик расчета налоговой нагрузки, на макроуровне, наиболее распространенной является соотношение поступивших в консолидированный бюджет обязательных платежей и ВВП страны.

    Если рассмотреть изменения в налоговой системе Российской Федерации за последнее десятилетие, то мы увидим, что она претерпела значительные изменения. Общая тенденция изменений характеризуется переносом налоговой нагрузки на сырьевой сектор при ее снижении в остальной экономике. Общий уровень налоговой нагрузки до начала международного финансового кризиса оставался сравнительно стабильным, составляя 34-36% ВВП, в 2009 г. снизился до уровня 30,2% ВВП и в дальнейшем восстановился до уровня 2005-2008 гг. (рис. 6). По величине налоговой нагрузки Россия близка к странам Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия), где этот показатель составляет 35-39% ВВП [52]. [7]

    Рис. 6. Уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации, в % к ВВП за 2005-2012 гг.

    Сравним уровень налоговой нагрузки на экономику и размер ставок налогов в России с аналогичными показателями стран ОЭСР [8] за период 2009-2014 г. в процентах к ВВП (табл. 10)

    Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР и России (% ВВП) [9]

    Россия (без учета нефтегазовых доходов)

    Таким образом, налоговая нагрузка на экономику в России ниже, чем в странах ОЭСР. Более того, в 2014 году она снизилась по сравнению с 2009 годом на 1,8%. Согласны, небольшое понижение, но в сравнении со странами ОЭСР, где прослеживается повышение налоговой нагрузки на 1,8%, это неплохой результат.

    При сопоставлении российской налоговой системы с другими странами, еще раз отметим зависимость российской экономики от налогов и пошлин от добычи, реализации и экспорта нефти, газа и нефтепродуктов. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами за 2009 и 2014 гг. составили 18% доходов федерального бюджета. Доля доходов от внешнеэкономической деятельности в федеральном бюджете РФ составила в 2014 году 50,2%, тогда как в США доля доходов в бюджет от таможенных платежей составляет менее 2 % и, по мнению экспертов, продолжает активно снижаться, эта же доля в ведущих экономиках Европы составляет менее 5 %, а в Китае – менее 10 %.[46] Внешнеторговый оборот России за 2016 год составил 471,2 млрд, долларов.[74]

    Налоги на потребление, которые в России включают налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины занимают 20,7% ВВП. [10] [23] Это достаточно высокий показатель по сравнению с другими странами. Например, в Корее, Польше, Португалии налоги на потребление составляют менее 10% ВВП. Высокая доля налогов на потребление связана с доминированием удельного веса поступлений от таможенных пошлин – 8,2% к ВВП (табл. 11 и 12), которые являются одним из основных источников, формирующим ВВП страны.

    Отношение доходов бюджетной системы страны к ВВП [721

    Доходы бюджетной системы РФ (всего), млрд руб.

    Доход федерального бюджета РФ, млрд руб.

    Поступления основных налогов, формирующих доходы федерального бюджета, млрд руб. |72]

    Налог на прибыль, подлежащий зачислению в федеральный бюджет

    Поступления налога на добавленную стоимость как на товары (работы и услуги), реализуемые на территории РФ, так и на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

    Поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции) как производимой на территории РФ, так и ввозимых на территории РФ

    Поступления на добычу полезных ископаемых

    Поступления ввозных и вывозимых таможенных пошлин

    Из показателей таблицы следует, что поступления налоговых платежей в федеральный бюджет Российской Федерации по перечисленным позициям составляют 18,1% к ВВП или 81,9% от доходов федерального бюджета.

    Таким образом, нельзя не отметить, что акцизы и НДС, составившие в 2014 году 5517,5 млрд руб. – это налоги, обладающие выраженным регрессивным характером. Основные потребители товаров, работ и услуг, облагаемых косвенными налогами – это среднестатистический россиянин, то есть основная масса платежеспособного населения с различным уровнем доходов, чаще низкодоходным. Следовательно, основную налоговую нагрузку по данным видам налогов несут малоимущие слои населения, что может в конечном итоге привести к негативным социальным последствиям.

    Проанализируем собираемость налога на доходы физических лиц [11] за 2009-2014 гг. (табл. 13-14).

    Расчет показателя собираемости НДФЛ за период с 2009 – 2014 гг.

    Общая сумма дохода, выплаченная налоговыми агентами физ. лицам, млрд. руб.

    Общая сумма удержанного налоговыми агентами НДФЛ, млрд руб.

    Из данных таблицы наблюдается положительная динамика показателя собираемости налогов за рассматриваемый период. Налог на доходы физических лиц в Российской Федерации составляет немалую долю в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет.

    Динамика поступления НДФЛ в консолидированный доход РФ за 2012-2016гг.!

    Отклонение 2016 г. от 2012 г.

    Удельный вес в общей сумме налоговых поступлений

    1 Таблицы 13-14 составлены авторами на основании данныхс сайта ФНС России [73]

    Таким образом, на протяжении четырех лет с 2012 по 2016 год удельный вес НДФЛ в общей массе налоговых поступлений вырос всего на 1%. Следовательно, пропорциональное налогообложение существенно не влияет на рост поступлений НДФЛ в бюджет.

    В отличие от России, подоходный налог в экономически развитых странах играет существенную роль во всей системе налогообложения, причем, эта роль в значительной степени зависит от общего высокого уровня личных доходов основной массы населения. В таких странах, как США и Канаде, подоходный налог доминирует среди других налогов, составляя до 40% всех налоговых поступлений. В других, ведущих странах эта доля тоже велика (например, в Германии, Италии, Японии – около 30%). [53] Исключением является Франция, в которой указанный налог охватывал лишь около 15% всех налоговых поступлений (за счет высокого социального налога с населения).

    Что касается Российской Федерации, то в ней использование налога на доходы физических лиц принципиально отличается от других стран. В России, как указано выше, установлено пропорциональное налогообложение личных доходов – 13%, независимо от величины доходов тех или иных групп населения. Небольшие отклонения (30% для нерезидентов России, 35% – с выигрышей, освобождение от налога пенсий и стипендий) общей картины не меняют. В развитых европейских странах действует прогрессия в отношении налогообложения доходов физических лиц.

    Часто ставка налога доходит до 45-55%, например, в Великобритании, Германии, Италии, Франции – 45%, Швеции – 56%. [12] Кроме того в зарубежных странах присутствует такое понятие как необлагаемый доход, т.е. определенный доход граждан, который в принципе не облагается налогами. Например, в Великобритании – это годовой доход в 15500 долл. США, в Германии – 9000 долл., во Франции – 6800 долл., в Швеции – 2160 долл. [13] [ 18]

    Во многом, действующая ставка налога в 13% в России – это следствие невысокого уровня доходов большинства россиян по сравнению с экономически развитыми странами. В рейтинге стран, по уровню жизни 2014 г., составляемому ежегодно ООН, Россия занимает 50 место рядом с Белоруссией и Казахстаном, поднявшись в рейтинге по сравнению с 2012 годом на 9 пунктов. Первое место в данном рейтинге принадлежит Норвегии, второе – Австралии, третье – Швейцарии. США занимают 10-е место, Великобритания – 13-е место.[81]

    В 2012 году, объем поступлений налога на доходы физических лиц, облагаемых по ставке 13%, составляет 96,6% в общей сумме поступлений данного налога, 2013 году – 96,6%, в 2014 году – 95,6%, в 2015 году – 99,3% и в 2016 году – 99,4%.

    Доля поступления налога с доходов, облагаемых по иным ставкам составляет всего в 2012 году – 3,3%, в 2013 году – 3,3%, в 2014 году – 4,4%, в 2015 году – 0,7% и в 2016 году – 0,6%.(табл. 15).

    Объем поступлений по НДФЛ по различным ставкам за 2012-2016 гг. [14] [15] (млрд, руб.)




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *