Сравнительная характеристика налоговых систем различных стран (Дипломная работа)

Налоги в других странах;

Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы в целом и системы налогообложения в частности является ее предметный анализ, направленный на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементарном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать методику сравнения данной системы с ее аналогом для сравнения отдельных характеристик системы и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.

При сравнительном анализе налоговой системы, необходимом для разработки обобщенных, концептуальных, методологических положений по ее совершенствованию (реформированию), налоговые системы других государств, в том числе региональные, выступают в качестве ее аналогов. Сравнивая национальные налоговые системы с учетом их региональных особенностей, можно выявить наиболее эффективные способы построения налоговой вертикали «центр – регионы» и, в некоторых случаях, принципы и методы горизонтальных связей «регион – регион». Данная постановка задачи анализа предполагает, что объектами сравнения должны быть налоговые системы тех стран, где государственное устройство близко к Российской Федерации.

Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу систем налогообложения федеральных (по сути) государств является то, что возможность использования отдельных элементов, методов, структурных решений в российской налоговой практике должна оцениваться в обязательном порядке с учетом реального уровня социально-экономического развития. -экономическое развитие конкретных стран. особенности протекания социально-экономических процессов, а также цели и задачи (не только экономические, но и политические), которые стоят перед этим государством.

Налоговые системы зарубежных стран

Немецкая налоговая система

Налоговая система этой страны отличается прогрессивными налоговыми ставками, то есть чем выше зарплата, тем выше налог. Здесь налоги обеспечивают около 80% доходов бюджета страны.

Для физических лиц минимальная ставка налога на прибыль составляет 15%, максимальная – 42% (применяется к резидентам с доходом выше 52,152 тыс. €). Также размер налога здесь зависит от семейного положения налогоплательщика. Таким образом, если вы не состоите в браке, вы будете платить 22,9% с дохода в 8153 евро. Вы будете платить такую ​​же ставку, если состоите в браке, если ваша семейная пара имеет доход 16 307 евро.

Налог на заработную плату удерживается работодателем ежемесячно из заработной платы работника. Индивидуальные предприниматели и фирмы платят налог ежеквартально. Размер налога на заработную плату определяется одним из шести существующих налоговых классов.

Взносы на социальное страхование из фонда оплаты труда делятся поровну между работником и работодателем и составляют 6,8%. Из них 19,9% поступает в пенсионный фонд, 14,25% – на медицинское страхование, 4,2% – на страхование от безработицы.

Налог на прибыль для юридических лиц составляет 15%. Прибыль рассчитывается исходя из разницы между годовым доходом фирмы и суммой отчислений и скидок.

Поскольку невозможно сказать заранее, какой будет годовой доход, в случае чрезмерного удержания в конце календарного года разница будет возвращена налогоплательщику. Соответственно, в случае недостаточной оплаты необходимо доплатить.

Базовая ставка налога на недвижимость составляет 0,35% от оценочной стоимости недвижимости в год. Но с учетом муниципального коэффициента он обычно составляет 0,98–2,84%.

Налог на автомобили здесь в основном зависит от наличия катализатора (т. е. От того, используется ли в качестве топлива экологически чистый бензин, не содержащий свинца). С учетом других параметров автомобиля налог на «экологически чистые» автомобили либо сильно снижен, либо не уплачивается вовсе. Однако чем меньше автомобиль соответствует экологическим нормам и чем он старше, тем выше ставка – до 37 евро за каждые 100 см3.

НДС здесь 19%, но для некоторых продуктов питания, полиграфической продукции он снижен до 7%. Этот налог платят конечные потребители продукта – он включен в его окончательную цену.

В Германии есть такая особенность, как церковный налог, который платят прихожане католической и евангелической церквей. Это 8-9% от суммы, оставшейся после уплаты налога на прибыль. Члены англиканской и православной церквей не платят этот налог.

Французская налоговая система

Налоговая система Франции имеет много общего с российской налоговой системой, несмотря на то, что это государство не является ни законодательно, ни фактически федеральным, а с точки зрения организации государственных финансов это жестко централизованная система, построенная на государственном уровне. и на местном уровне.

Налоговая система Франции в рамках реализации экономической (регулирующей) функции является точным отражением ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

Жители Франции обязаны платить налоги со всех своих доходов во всем мире. Однако нерезиденты Франции платят налоги со всех доходов, полученных только во Франции.

Французская налоговая система – это социальная направленность, широкая система льгот и скидок. Современные налоги во Франции можно разделить на три большие группы: – налоги на прибыль (подоходный налог, корпоративный подоходный налог, универсальные социальные отчисления, налог на богатство); – налоги на расходы: НДС, налоговые надбавки на бензин, алкоголь, табак и спички, а также другие налоги (регистрационные сборы на услуги, на марки, на обменные операции и т. д.); – местные налоги (налоги на землю со зданиями, землю без построек, профессиональный налог, налог на жилье).

Налог с доходов корпораций.

Рассчитывается в зависимости от размера прибыли, наличия иждивенцев в семье и типа юридического лица: 36% – на крупное; 33,3% – для малых и средних компаний, а также фирм, у которых 50% капитала на момент начала деятельности принадлежит физическим лицам. человек.

Он взимается с прибыли, полученной во Франции.

Ставка: первые 38 120 евро прибыль компании составляет 15%, затем 33,1 / 3%.

Ежегодное единовременное налогообложение, непосредственно связанное с налогом на общества. Не взимается с вновь открываемых компаний. Начисляется в зависимости от оборота за год. До 76000 евро – 0%; от 76000 до 149 999 евро -750 евро; от 150 000 до 299 999 евро -1125 евро и так далее по шкале доходов.

Общая ставка составляет 19,6%.

Продовольственные товары – 5,5%.

Налог на земельную собственность и построенные на ней строения:

  • Ставка определяется муниципалитетом (для 1 округа Парижа – 7,98%, из которых 7,11% – это коммунальный сбор, а 0,87% – региональный сбор).
  • Налоговая база составляет 50% от годовой арендной платы, которую теоретически может получить собственник. Размер арендной платы определяется кадастровыми властями.
  • Налог на заработную плату (оплачивается работодателями, не платящими НДС).

Рассчитывается по прогрессивной шкале от 4,25% до 13,5%.

Рассмотрим один из самых важных налогов – НДФЛ.

Плательщиками этого налога являются все физические лица страны (с 18 лет), а также предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами.

Даже если вы не являетесь налоговым резидентом Франции (то есть ваше постоянное место жительства и работа находятся за пределами Франции), весь доход, который вы получаете здесь, обязательно будет облагаться подоходным налогом.

Основная особенность заключается в том, что налог рассчитывается с дохода семьи (супругов, детей и других иждивенцев), а не физического лица. Например, если плательщик одинокий, то это семья из одного человека.

В зависимости от дохода ставки варьируются от 0 до 40%. Не облагаемый налогом (ставка 0%) доход не более 5875 евро.

В 2012 году во Франции применялись следующие ставки:

  • до 5963 евро в год: налог 0%;
  • от 5 963 до 11 896 евро в год: ставка налога 5,5%;
  • от 11 897 до 26 420 евро в год: ставка налога 14%;
  • от 26 421 до 70 830 евро в год: ставка налога 30%;
  • свыше 70 830 евро в год: ставка налога 41%.

Шкала ежегодно обновляется с учетом инфляционных процессов.

Налогообложение осуществляется с общей суммы дохода, заявленной в декларации, которую сам плательщик составляет один раз в год по доходу за предыдущий год.

В доход, полученный в течение года, входят: заработная плата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доход от движимого имущества, доход от собственности на землю, от сельскохозяйственной, промышленной и коммерческой деятельности, доход от некоммерческой деятельности, доход от операций с ценными бумагами, один -временной доход, полученный в случае перехода права собственности.

Несмотря на то, что налог рассчитывается по единой прогрессивной шкале, учитываются экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Общее правило вычета для определения чистой прибыли заключается в том, что все производственные расходы, приносящие доход, такие как целевые продовольственные пособия, вычитаются из налоговой базы. Вычитаются расходы на содержание пожилых родителей и благотворительность.

Подоходный налог с населения – это инструмент для стимулирования семей и помощи бедным. Из-за применения многочисленных льгот и отчислений из 25 миллионов плательщиков только 15 миллионов фактически платят налог.

Испанская налоговая система

Для испанской налоговой системы характерно следующее:

  1. сходство с государственным устройством России (федеральный уровень – автономные края и провинции – местный уровень);
  2. сопоставимость (в определенной степени) макроэкономических условий его функционирования с российскими.

Подоходный налог в Испании может уплачиваться семьей или индивидуально. Как и во многих европейских странах, выплаты производятся по прогрессивной шкале – чем больше доход, тем выше налог. Шкала включает 16 ставок, от минимальной – 20% до максимальной – 56%. Они платят максимум, если годовой доход превышает 57 тысяч евро, или 66 тысяч евро для супружеской пары. Налог на заработную плату рассчитывается вашим работодателем ежемесячно.

Юридические лица уплачивают налог на прибыль по ставке 35%. Для вновь созданных компаний нет никаких льгот. Исключение составляют кооперативы, для которых ставка снижена до 26%. Вы можете рассчитывать на налоговые льготы, если ваша компания поддерживает развитие культуры страны (образование, киноиндустрия и т. д.) С помощью денежных вложений. Индивидуальные предприниматели платят налог на прибыль, из которого вычитается стоимость аренды помещений и оборудования.

Налоговую декларацию здесь нужно подать до 20 июня, каждый день просрочки карается штрафом. Налог может быть уплачен сразу или в 2 этапа – 60% и 40% каждый в течение шести месяцев после подачи декларации.

Базовая ставка НДС составляет 16%. На товары первой необходимости – 4%, на транспортные и гостиничные услуги – 7%. Взимается налог с конечных пользователей, т.е. юридические лица его не платят.

Налог на недвижимость регулируется местными властями, а также оплачивается физическими лицами по прогрессивной шкале от 0,2 до 2,5% в год. Эта концепция включает недвижимость, транспорт, ювелирные изделия, культурные ценности, банковские и финансовые продукты. Этот налог уплачивается только в том случае, если общая стоимость недвижимости превышает 90 тысяч евро на человека. Если меньше, декларация не подается. Налог на имущество составляет 0,4–1% от его стоимости. Налог на автомобили составит в среднем 90-150 евро в год.

Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран и России

Следует отметить, что налоговые системы в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, методам сбора, налоговым ставкам, фискальным полномочиям разных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Современные страны с развитой экономикой характеризуются расширением и усилением государственного вмешательства в различные сферы экономической жизни. Другая составляющая только в степени этого вмешательства.

Налоговая система Российской Федерации в настоящее время находится на стадии становления, что значительно затрудняет ее анализ. На практике наблюдается заметное несоответствие между высоким качеством нормативного и законодательного обеспечения системы налогообложения на высшем ее уровне (Налоговый кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), нижним уровнем инструктивных материалов ( особенно в части определения налогооблагаемой базы по основным налогам) и критически низкой налоговой дисциплины.

Вот краткие результаты анализа российской налоговой системы.

Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы в России в целом реализована очень слабо, механизм налогового регулирования экономики практически не применяется, хотя определенные возможности для этого есть.

Инвестиционный потенциал российской налоговой системы включает такие элементы, как ускоренная амортизация, налоговые льготы на прибыль, используемую для развития хозяйствующего субъекта, а также возможность получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов для стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной административной процедурой их использования и, во-вторых, общей тенденцией к завышению стоимости уклонения от уплаты налогов.

Региональный потенциал российской налоговой системы следует оценивать с двух точек зрения: во-первых, требования Налогового кодекса Российской Федерации оставляют очень ограниченные возможности для проведения, хотя бы в узких пределах, независимой региональной налоговой политики, и во-вторых, определенные автономные территории получают значительные налоговые льготы, которые выдаются вне рамок налогового законодательства. Последнее обстоятельство означает, что наличие возможностей для региональных льгот – не сильная, а слабая сторона налоговой системы.

Отраслевой потенциал как элемент российской налоговой системы представлен, по сути, только практикой ее функционирования, что свидетельствует о бессистемности предоставления отраслевых налоговых льгот и зачастую лишении экономического смысла.

Конкурентный потенциал этой системы следует признать очень низким (отсутствует даже такой механизм, как прогрессивное налогообложение доходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокий общий уровень монополизации в экономике.

Фискальная функция налоговой системы в России представлена ​​более существенно, чем экономическая, однако, как показывает состояние дел со сбором налогов (разница между ожидаемыми, начисленными и уплаченными объемами налоговых платежей), ситуация здесь нельзя считать благоприятным.

Доходы физических лиц, в отличие от других стран (кроме Франции), не являются первым и даже вторым по величине источником налоговых поступлений в России, составляя 13,2% от общего объема налогов и сборов в консолидированном бюджете.

Для получения реальных денежных доходов государства большое значение имеет налогообложение доходов хозяйствующих субъектов, занимающих более 25% в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета, что фактически устанавливает определенные ограничения на использование нормативных (стимулирующих) потенциал налогов.

Налогообложение имущества, которое в условиях тотальной приватизации могло быть полноценной формой мобилизации финансовых ресурсов, таковым не стало из-за существенно заниженной стоимости имущества и отсутствия объективной системы оценки стоимости земельных участков.

Основным источником государственных доходов в России являются косвенные налоги, среди которых первостепенное значение имеет НДС, который составляет 25,6% в структуре консолидированного бюджета и 44,6% в структуре федерального бюджета. Такая ситуация определяется простотой сбора и администрирования данного вида налогов и возможностью переложить бремя его уплаты на население.

Степень реализации той или иной функции или отдельных ее компонентов должна быть адекватна, во-первых, реальной экономической ситуации и, во-вторых, целям и задачам социально-экономического развития.

Вывод:

Опыт западных государств вполне применим в современных условиях России, если не копировать вслепую, а перенимать лучшее, применительно к особенностям российской экономики:

  1. Из-за большого налогового давления практически вся сумма сбережений (прибыли) выводится с предприятий, применяется многократное налогообложение корпоративного дохода (например, прибыль облагается трехкратным налогом – через налог на прибыль, налог на имущество организаций и через НДС. Все это приводит к большому сокрытию доходов, стимулирует занижение прибыли и рост себестоимости продукции, сокращение инвестиций. Если использовать опыт зарубежных стран (Испания), то в данной ситуации необходимо снизить налоговые ставки – НДС и подоходный налог, а также социальные выплаты с соответствующим переносом налоговой нагрузки на физических лиц через акцизную систему, налоги на имущество и т. д. В целом эта мера должна повысить инвестиционный интерес предприятий, но она Следует иметь в виду, что уровень платежеспособного спроса населения падает, а предлагаемые меры еще больше снизят его, что негативно скажется на развитии производства.
  2. Ввиду того, что инвестиционный потенциал российской налоговой системы недостаточно высок, следует ввести особо льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, особенно для инвестиций в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли.
  3. использование специальных налоговых ставок для особо высоких спекулятивных доходов с целью уменьшения слишком большого неравенства в распределении доходов в обществе (Германия, Франция).
  4. льготное налогообложение основных потребительских товаров, определяющее необходимое минимальное потребление и, соответственно, стоимость рабочей силы, например освобождение от НДС для стимулирования производства продуктов питания во Франции.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

В случае копирования материалов, указание web-ссылки на сайт natalibrilenova.ru обязательно.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *