Практика налогообложения игорного бизнеса

Налоги в других странах;

На протяжении двух десятилетий, прошедших со времени легализации игорного бизнеса в России, государство пытается выработать политику в отношении игорной индустрии. По мнению авторов, прийти к грамотным решениям можно, лишь обратившись к опыту других стран.

Игорный бизнес связан с организацией и проведением азартных игр. Поскольку законодательства зарубежных стран по-разному трактуют понятие “азартная игра”, виды деятельности, относящиеся к игорному бизнесу, различаются по составу. Как правило, под азартными понимаются игры в казино, на игровых автоматах, прием ставок на бегах, скачках и спортивных состязаниях. Тем не менее в Бельгии спортивные пари относят не к азартным играм, а к спорту; в Узбекистане игре на тотализаторе дано определение спортивной лотереи. В Великобритании, Испании, США, Канаде, Франции, Болгарии к игорной индустрии отнесена организация популярной в этих странах игры бинго.

В большинстве государств лотерея считается азартной игрой, но лишь в Великобритании, Германии, Финляндии, Латвии, Словакии, Гонконге, Швеции она законодательно отнесена к игорному бизнесу. Чаще эта деятельность признается самостоятельной отраслью.

В Испании наряду с казино, игровыми автоматами и игрой бинго к игорному бизнесу отнесены аттракционы и луна-парки. В Киргизии в целях налогообложения к игорной деятельности (помимо казино и игровых автоматов) отнесены организация видеосалонов, видеопоказов, проката видео- и аудиокассет и записей на них, проведение массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах с числом мест более 2 тысяч. В ряде зарубежных стран с последних мероприятий уплачивается налог на развлечения (налог на зрелищные мероприятия, налог на увеселительные заведения и т.п.), но сами они не относятся к игорной деятельности. Вместе с тем известны случаи, когда организаторы азартных игр уплачивают подобного рода налог наряду с налогом на игорный бизнес (США (штат Невада), Португалия).

Во всем мире деятельность игорных заведений подлежит лицензированию. Практически везде лицензии выдаются адресно – на открытие конкретного игорного заведения в конкретном месте. Стоимость лицензии во многих странах установлена на высоком уровне. Например, в США (в частности, в Лас-Вегасе) – до 1 млн долл. , в Латвии – 500 тыс. долл. США, в Греции – 730 тыс. евро в год за казино. В некоторых государствах (Германия, Словения) размеры лицензионного сбора рассчитываются исходя из валового дохода игорного заведения. Часто лицензионные платежи носят характер регулярно уплачиваемых налогов (ежегодно, ежеквартально или ежемесячно).

В США некоторые индейские резервации имеют несравнимый со многими странами Европы уровень жизни, и это только за счет лицензий на открытие игорных заведений [1, с. 63 ].

В международной практике игорная деятельность, как правило, не подпадает под общий порядок налогообложения. Для нее установлены свои специфические налоги, которые могут уплачиваться дополнительно к общеустановленным налогам или заменять отдельные из них (в частности, налог на прибыль), а иногда, как, например, в Австрии, и все общеустановленные налоги.

В большинстве стран организаторы игорного заведения не платят налог на прибыль. Но в некоторых государствах налог на игорный бизнес взимается наряду с корпоративным налогом. Такая практика существует в Египте, Греции, Чехии, Македонии, Словакии, а также Литве и Республике Молдова.

Как правило, организаторы азартных игр освобождены от НДС, но есть и исключения (Испания, Чехия, Латвия, Литва). В Великобритании налогообложению НДС подлежат отдельные виды азартных игр.

В ряде государств для организаторов игорных заведений установлены дополнительные фиксированные налоги и сборы, которые могут уплачиваться как раз в год, так и ежеквартально, ежемесячно и даже ежедневно.

Так, все казино Франции ежедневно перечисляют в бюджеты муниципалитетов 12 евро от каждой первой открывшейся рулетки и 6 евро – от последующих. А казино американского штата Нью-Джерси помимо ежегодного сбора уплачивают ежедневные сборы в размере 3 долл. за каждую занятую комнату их отеля и 2 долл. за парковку автомобиля (в отдельных отелях казино – 3 долл.).

В зависимости от вида игорной деятельности организаторы азартных игр уплачивают налог на тотализатор, букмекерскую контору, проведение лотерей, налог на доходы от игорного оборудования. Налог на тотализатор, букмекерскую контору и лотереи устанавливается, как правило, в процентах от суммы ставок. Размеры ставок налога зависят от вида пари.

Так, в Великобритании налог на доход от национальной лотереи равен 12% общего размера ставок, в Польше лотереи облагаются налогом в размере 10% дохода, в Танзании – 60%, Эстонии – 18%, Суринаме – 20%.

Налог на тотализатор составляет 5% дохода в Эстонии, 2% – в Польше, 15% – в Литве, 1% – в Словакии, 10% – в Болгарии.

Налог на букмекерскую контору определен в Эстонии и Болгарии на уровне ставки тотализатора (5 и 10% соответственно). В некоторых странах – членах СНГ и ближнем зарубежье налог на букмекерскую контору и тотализатор установлен в фиксированной сумме. Так, в Беларуси он составляет соответственно около 2053 – 2369 и 265 – 316 долл. США, а в Казахстане – около 1364 – 4774 и 682 – 5115 долл. США. В Латвии букмекерская контора и тотализатор облагаются одновременно двумя налогами, из них один установлен в твердой сумме – около 67 256 долл. США, а другой определен в размере 10% дохода.

Доходы от игорного оборудования облагаются либо в виде отчислений от суммы полученного дохода (прибыли), либо вмененным налогом (за единицу игорного оборудования). Порой используются одновременно оба вида налогообложения (смешанное налогообложение).

Системы налогообложения, в которых в качестве объекта налогообложения используются доход или прибыль, существенно различаются по отдельным государствам. Так, в некоторых штатах США, Швейцарии, Дании, Италии, Египте, Тунисе, Конго, Марокко, Мадагаскаре объектом налогообложения является валовой доход от игорной деятельности, который представляет собой разницу между суммой, затраченной посетителями на игру, и суммой, выплаченной им в качестве выигрышей. Расходы на ведение игорной деятельности при этом во внимание не принимаются. В других странах расходы игорного бизнеса учитываются при налогообложении (Германия, Канада, Венесуэла, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Португалия). При этом к уменьшению дохода могут приниматься как отдельные законодательно определенные расходы (Франция, Мали), так и все расходы, понесенные организатором азартных игр.

В странах, использующих в качестве объекта налогообложения доход или прибыль, количество игровых столов и автоматов в казино или клубах не ограничивается. Исключение составляют Франция (в выдаваемой лицензии фиксируется разрешенное количество игровых автоматов), и Польша (регламентируется число игровых автоматов с денежным выигрышем в казино (не более 30)).

Система налогообложения за единицу игорного оборудования используется в основном в странах – членах СНГ и ближнем зарубежье. Существует она и в Доминиканской Республике, Македонии, Танзании, Суринаме, а также в Швеции для налогообложения частных игорных домов. Налог уплачивается в твердой сумме даже в том случае, когда налоговый период оказался убыточным.

Общепринятыми единицами игорного оборудования являются игровой стол и игровой автомат, а в отдельных странах (Туркменистан, Армения) наряду с общепринятыми – посадочное место, квадратный метр помещения, используемого для игорной деятельности.

В некоторых странах ставка налога на игровой стол дифференцируется в зависимости от территориального расположения игорного заведения (например, в Доминиканской Республике) или вида игры (в Суринаме и Македонии стол для игры в рулетку облагается по более высокой ставке).

Величина ставки налога на игровой автомат порой зависит от территориального расположения не только игорного заведения, но и самого игрового автомата: в казино или вне его (Латвия, Танзания), а также от категории игрового автомата (Литва).

Нельзя не сказать несколько слов по поводу игрового поля, по сути являющегося объектом налогообложения в России. Ничего подобного не существует в зарубежной практике и, по мнению специалистов, “не существует, скорее всего, потому, что и не может существовать” [2, с. 56]. С отменой Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ “О налоге на игорный бизнес” и введением в НК РФ гл. 29 “Налог на игорный бизнес” произошла фактическая подмена понятия объекта налогообложения: вместо игрового стола – игровое поле . А между тем есть такие игры, как кваттро-покер, мультипокер, в которых результат для каждого игрока зависит от игровой ситуации на всех элементах единого игрового поля. В другие игры на таких столах не играют. Если же отечественный законодатель имел в виду сдвоенный стол, за которым стоят 2 крупье и, следовательно, идут две независимые игры, то в международной практике такой стол учитывается как два стола.

Несмотря на то что объектом налогообложения по-прежнему признается игровой стол, “в случае если игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей” (п. 1 ст. 370 НК РФ).

Существуют страны, лояльно относящиеся к игорному бизнесу, где действуют сравнительно низкие ставки налогов (Венесуэла, Украина, Никарагуа, Свазиленд), и с достаточно высоким уровнем налогообложения (Германия, Франция, Тунис, Люксембург). Однако в большинстве государств мира поддерживаются относительно высокие ставки налогов, с помощью которых перераспределяется от 30 до 50% доходов игорной индустрии.

На уровень налоговых ставок оказывает влияние не только отношение власти к азартным играм, но и исторические особенности страны в сфере игорной деятельности. Высокая налоговая культура и эффективный налоговый контроль позволяют изымать в Германии в виде налогов до 80 – 90% валового дохода игорного заведения, тогда как в США при достаточно высоком уровне рентабельности игорного бизнеса примерно половина оборота деятельности организаторов азартных игр осуществляется в условиях льготных налоговых режимов (для лотерей, индейских казино и даже для обычных казино). При этом более 40% общего оборота игорного бизнеса США остается все же в тени. Крайне низкие ставки налога на игорную деятельность установлены в странах, легализовавших игорный бизнес с целью привлечения иностранных туристов.

Рентабельность игорной деятельности в США составляет около 6% при рентабельности в торговле и банковском бизнесе 3 – 4,5% [1, с. 146].

В международной практике налогообложения игорного бизнеса используются все виды налоговых ставок: прогрессивные, пропорциональные и даже регрессивные.

Прогрессивные ставки популярны в странах Западной Европы, в отдельных североамериканских штатах. Прогрессия применяется, как правило, при установлении ставок налога на доход (прибыль). Так, в Австрии установлено 9 размеров ставки налога: минимальная 35%, – для дохода до 35 тыс. евро, максимальная 80% – для дохода свыше 220 тыс. евро, в Великобритании шкала налогообложения доходов казино предусматривает 5 размеров ставки: минимальная 2,5% – для дохода до 534 тыс. фунтов стерлингов (около 674 тыс. евро), максимальная 40% – для дохода свыше 4984 тыс. фунтов стерлингов (около 6290 тыс. евро).

В США (штат Невада) прогрессия применена при определении размеров фиксированных ежеквартальных сборов с единицы игорного оборудования, а в Швеции – при определении суммы вмененного налога на игровые столы, расположенные в частных казино: 2 тыс. крон в месяц за один игровой стол, 4 тыс. – за 2 стола, 9 тыс. – за 3 стола, 18 тыс. – за 4 стола и 25 тыс. крон – за 5 игровых столов.

Прогрессивная ставка используется также в Беларуси в налогообложении игровых столов в зависимости от их количества и территориального расположения игорного заведения. Так, игровой стол в казино в г. Минске облагается по ставке 3500 евро, если установлено до 10 столов, и 4000 евро, – если игровых столов больше, в других областных центрах – 3000 и 3500 евро соответственно.

Пропорциональные ставки налога действуют в большинстве стран, где объектом налогообложения является доход или игорное оборудование. Однако чаще всего действует единая ставка отчислений от дохода, которая не зависит от вида оборудования. В Египте и Финляндии организаторы азартных игр уплачивают налог по ставке 50% дохода, в Словении – 38%, Марокко – 26%, Замбии и Южной Корее – 20%, Перу – 19%, Уганде – 15%, Конго – 10 %, Габоне – 4,5%.

В одних странах по более высокой ставке, чем казино, облагается доход от игровых автоматов (Мальта, Хорватия, североамериканский штат Луизиана, китайский анклав Макао), в других – наоборот (Голландия, Венесуэла).

Регрессивные ставки налога используются в Венгрии и на Багамских островах. В Венгрии с первых 5 млрд форинтов дохода взимается 30% налога, с последующих 5 млрд – 25%, а с дохода свыше 10 млрд форинтов – лишь 10%.

Принципиальные отличия имеет налогообложение в Португалии. В первые 3 года работы организаторы казино уплачивают налог на прибыль по ставке 50%, в последующие годы – 30 – 35% (в зависимости от региона, в котором находится игорное заведение).

В международной практике встречается несколько разновидностей смешанного налогообложения:

  1. доход от одного вида игорного оборудования облагается по фиксированной ставке, а от другого вида – в процентах от дохода. Так, например, в Румынии налог установлен в размере 1000 долл. США за каждый игровой стол и 10% дохода от игровых автоматов (2% – если игровые автоматы расположены в исторических зданиях);
  2. установлены ставки налога как за единицу игорного оборудования на игровые автоматы, расположенные вне казино, так и на доход (прибыль) от игорной деятельности, осуществляемой в казино (Австрия, Бельгия, Великобритания);
  3. один налог взимается в процентах от дохода вне зависимости от вида игорного оборудования, второй определен в фиксированной сумме и может быть установлен как только для игровых автоматов, так и для игровых автоматов и игровых столов (по сути, происходит двойное налогообложение деятельности). Например, в Гондурасе налог на доход казино состоит из фиксированной ежегодной суммы в размере 700 тыс. лемпир и 20% дохода; организаторы игорных домов, расположенных на островах, обязаны уплачивать 300 тыс. лемпир и 20% дохода. В индийском штате Гоа налог на игорный бизнес складывается из 10% валового сбора, 5 тыс. рупий за каждый игровой автомат или игровой стол, находящийся в казино гостиницы, и 10 тыс. рупий за игровой автомат или игровой стол, находящийся в плавучем казино.

Примечание. Существует теория, что система игры в рулетку была разработана французским математиком и философом XVII века Б. Паскалем, который был крайне вдохновлен устройствами бесконечного движения. В России эта азартная игра стала популярной при Екатерине II. В СССР была запрещена.

В одних странах (как правило, унитарных) налоговую политику в игорном бизнесе определяет государство. Оно устанавливает не только виды налогов, налоговую базу, но и размер ставок налога. В других на государственном уровне определяется только минимальный размер или диапазон ставок. Так, например, в Бельгии налоговая ставка на доходы игорных заведений устанавливается на региональном уровне, однако минимальный ее размер не может составлять менее трети доходов. В Тунисе на государственном уровне установлена минимальная (40%) и максимальная (75%) величина налога. В отдельных странах (Италия, Грузия) налоговая политика в игорном бизнесе полностью определяется муниципалитетами.

Бывает, что ставка налога на игорную деятельность или размеры лицензионного сбора устанавливаются отдельно для регионов (прежде всего, туристических зон), в которых развитие этого вида бизнеса носит приоритетный характер (Гондурас, Маврикий).

В федеративных государствах режим налогообложения игорного бизнеса, как правило, устанавливается субъектами федерации и существенно различается как по составу уплачиваемых налогов, так и по их налоговой базе и размерам ставок (США, Германия, Канада, Австралия, Индия) .

В Швейцарии политику в области налогообложения организаторов азартных игр определяет государство.

Так, в США размер пропорциональной ставки налога, применяемой в большинстве штатов, колеблется от 8% (Южная Дакота) до 66% (Пуэрто-Рико). Доходы, подпадающие под минимальную ставку налога, в случае применения прогрессивной шкалы ставок различаются в 25 раз (Индиана и Айова), минимальная налоговая ставка в Иллинойсе превышает аналогичную ставку в Колорадо в 60 раз, а максимальная выше аналогичной ставки в штате Миссисипи в 9 раз.

В штате Невада, крупнейшем игровом центре мира, организаторы азартных игр уплачивают налоги в зависимости от вида лицензии. Для операторов, обладающих ограниченными лицензиями, дающими право на установку не более 15 игровых автоматов (запрещается устанавливать игровые столы и организовывать какие-либо другие виды игр), установлены ежеквартальные и ежегодные сборы. Первые уплачиваются по прогрессивной ставке: за 1 автомат – 81 долл., за 10 автоматов – 1110 долл., а за 15 автоматов – 1815 долл. Ежегодный сбор установлен в фиксированной сумме – 250 долл. с каждого игрового автомата.

Операторы, имеющие неограниченные лицензии, также уплачивают ежеквартальный и ежегодный сборы, но для них ежеквартальный сбор установлен по пропорциональной ставке – 20 долл. с каждого игрового автомата. Размер ежегодного сбора такой же, как у операторов, имеющих ограниченные лицензии (250 долл.). Помимо ежеквартальных и ежегодных сборов операторы, имеющие неограниченные лицензии, обязаны ежемесячно производить отчисления от суммы валового дохода по прогрессивной ставке: с первых 50 тыс. долл. – 3,5%, с последующих 84 тыс. – 4,5%, с суммы, превышающей 134 тыс. долл., – 6,75%. С игровых столов уплачиваются ежегодные и ежеквартальные сборы по прогрессивной ставке.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *