Виды налоговых льгот налоговый кодекс – 2021

Налоговые льготы;

Содержание статьи

Ст. 407 НК РФ ч. 2 в последней действующей редакции от 1 января 2020 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 407. Налоговые льготы

1. С учётом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

  • 1) квартира, часть квартиры или комната;
  • 2) жилой дом или часть жилого дома;
  • 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
  • 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
  • 5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок её заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 10.1, 12, 15 пункта 1 настоящей статьи, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статья 56 НК РФ. Установление и использование льгот по налогам и сборам

Новая редакция Ст. 56 НК РФ

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Комментарий к Статье 56 НК РФ

Настоящей статьей дано определение льгот по налогам и сборам.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (организаций и физических лиц) и плательщиков сборов (организаций и физических лиц) предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, преимущества отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов могут выражаться:

— в более низкой налоговой ставке;

— в переносе сроков уплаты налогов и сборов;

— в иной периодичности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (например, не ежедекадно или ежемесячно, а по окончании квартала);

— в праве осуществлять различные налоговые вычеты (уменьшающие налогооблагаемую базу);

— в праве на ускоренную амортизацию основных средств (что также приводит к уменьшению налогооблагаемой базы) либо на включение в себестоимость товаров(работ, услуг), затрат, которые обычно в нее не включаются, и т.д.;

— в полном освобождении от уплаты налогов и сборов (такая льгота может предоставляться как по одному, так и по всем видам налогов и сборов).

Льготы по налогам и сборам могут быть предоставлены лишь в случае, когда это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Льготы по налогам и сборам предоставляются отдельным категориям плательщиков (например, субъектам малого предпринимательства, физическим лицам — инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и т.д.). Льготы по налогам и сборам не могут носить индивидуальный характер (т.е. их нельзя предоставлять конкретной организации, конкретному физическому лицу). Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Таким образом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания (т.е. обстоятельства, позволяющие предоставлять данной категории налогоплательщиков льготы по налогам и сборам), порядок (процедура предоставления налогоплательщику льгот по налогам и сборам, оформление и т.п.) и условия применения льгот по налогам и сборам (т.е. обязательность соблюдения налогоплательщиком, которому предоставлены льготы по налогам и сборам, определенных требований либо исполнения им определенных действий как необходимых предпосылок для реального использования льгот), не могут носить индивидуального характера.

— отказаться от использования любых льгот по налогам и сборам, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

— приостановить использование любой льготы по налогам и сборам на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (т.е. по окончании налогового периода (в течение которого льгота не применялась) плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего периода)).

Если налогоплательщик решил отказаться от использования льготы по налогам и сборам либо приостановить ее использование, он обязан письменно уведомлять налоговый орган об отказе (приостановлении) использовать льготу.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Другой комментарий к Ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пунктом 2 ст. 17 Кодекса предусмотрено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

Как определено п. 1 ст. 56 Кодекса, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснено, что до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены — связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

[3]

КС России в своих решениях неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе — льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Постановления КС России от 21 марта 1997 г. N 5-П, от 28 марта 2000 г. N 5-П , от 19 июня 2002 г. N 11-П и от 27 мая 2003 г. N 9-П ).

В Определении от 7 февраля 2002 г. N 37-О КС России признал, что предусмотренное ст. 145 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Кодекса освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость является разновидностью налоговых льгот.

Согласно п. 1 комментируемой статьи не допускается установление индивидуальных льгот. Причем запрет на индивидуальный характер касается норм законодательства о налогах и сборах, определяющих и основания, и порядок, и условия применения льгот по налогам и сборам.

2. Пункт 2 ст. 56 Кодекса предоставляет налогоплательщику право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.

Пленум ВАС России и Пленум ВС России в п. 16 Постановления от 11 июня 1999 г. N 41/9 при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, предписал судам исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

КС России в Определении от 5 февраля 2004 г. N 43-О выразил следующую позицию в отношении п. 2 комментируемой статьи:

пункт 2 ст. 56 Кодекса лишь предоставляет налогоплательщику право, но не обязывает его отказаться от использования налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов, а потому не может рассматриваться как затрагивающий какие-либо конституционные права и свободы;

однако, осуществляя соответствующий выбор, налогоплательщик вправе требовать реализации только того механизма предоставления налоговой льготы, который закреплен в законе. При этом установление в Кодексе особенностей применения налоговых льгот, в том числе в виде некоторых ограничений права налогоплательщика отказаться от использования налоговой льготы и обязанности совершить определенные действия, связанные с учетом сумм налога, также не направлено на ущемление конституционных прав и свобод налогоплательщика, поскольку законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования.

Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 17 февраля 2004 г. N 12671/03 указал, что исходя из положения ст. 56 Кодекса право на льготу по налогу не может быть поставлено в зависимость от избранного организацией метода учетной политики, т.к. в этом случае хозяйствующие субъекты поставлены в неравное экономическое положение при прочих равных условиях и права части из них.

3. Пункт 3 ст. 56 Кодекса определяет нормативные правовые акты, которыми устанавливаются и отменяются льготы по налогам:

по федеральным налогам и сборам — Кодексом;

по региональным налогам — Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах;

по местным налогам — Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Положения п. 3 комментируемой статьи основаны на закрепленных ст. 12 Кодекса полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (см. комментарий к ст. 12 Кодекса):

законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 12);

представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 4 ст. 12).

Статья 407. Налоговые льготы

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;

15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира, часть квартиры или комната;

2) жилой дом или часть жилого дома;

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном налоговом периоде предоставляется налоговая льгота.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

[1]

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые льготы.

Физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют права на налоговые льготы, которые определяются по двум схемам: освобождение доходов от налогообложения и налоговые вычеты. Условия для назначения налоговых льгот предусмотрены в статьях 217, 218, 219, 220 и 221 Налогового Кодекса РФ, а также в некоторых законах, принятых ранее.

Налоговая льгота — освобождение доходов от налогообложения.

Статья 217 НК РФ перечисляет виды доходов, свободных от налогообложения. Они представлены в закрытом перечне, который насчитывает десятки пунктов, большинство их которых связаны с государственными денежными выплатами и компенсациями физическим лицам. Примером доходов, по которым предоставляются налоговые льготы, можно привести следующие НДФЛ:

1. Денежная помощь, выделяемая государством, согласно в п.1 ст. 217 Налогового Кодекса РФ, в том числе пособия по безработице, рождению ребенка, а также другие виды выплат и компенсаций, исключая выплаты по нетрудоспособности и по уходу за больным ребенком.

2. Пенсии и пенсионные накопления – согласно п. п. 2, 48, 53, 54 ст. 217 НК РФ.

3. Государственные субсидии для частичной компенсации оплаты коммунальных услуг и обслуживания жилых помещений (п. 3 ст. 217 НК РФ).

4. Компенсации за эксплуатацию личного транспортного средства сотрудника в служебных целях при согласии предприятия (п. 3 ст. 217 НК РФ; ст. 188 ТК РФ).

5. Выплаты донорам крови, грудного молока и других видов донорской помощи (п. 4 ст. 217 НК РФ).

6. Алименты на содержание детей и нетрудоспособных родителей (п. 5 ст. 217 НК РФ).

7. Денежная помощь работнику в связи с рождением (усыновлением/удочерением) ребенка, если сумма меньше 50 тыс. рублей на одного ребенка (п. 5 ст. 217 НК РФ).

8. Доход от продажи недвижимого имущества, бывшего в собственности субъекта три и более года, при этом учитывая особенности, предусмотренные в ст. 217.1 НК РФ (п. 17.1 ст. 217 НК РФ; п. 3 ст. 4 Закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ).

9. Материнский капитал, если он был израсходован по назначению (п. 34 ст. 217 НК РФ).

10. Государственная материальная помощь, выданная с целью покупки или строительства жилого объекта, также может претендовать на налоговые льготы (п. 36 ст. 217 НК РФ).

Налоговая льгота — налоговые вычеты.

13-процентная налоговая ставка на доходы физических лиц может быть снижена с помощью так называемых налоговых вычетов (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ), которые разделены на группы и описаны в ст. ст. 218 — 221 НК РФ. Перечислим наиболее распространенные и стандартные налоговые льготы, а также социальные и имущественные вычеты.

Налоговая льгота — стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ).

Стандартные налоговые вычеты классифицируются на вычеты на себя и вычеты на детей. Первый вид льгот могут получить различные категории граждан – ветераны ВОВ, Герои РФ, «чернобыльцы», «афганцы» и другие категории субъектов. Они имеют право на вычет размером 500 рублей или 3000 рублей в месяц. Лицам, которые относятся сразу к двум категориям, предоставляется один максимальный по сумме вид вычета. Два вычета на одного субъекта нельзя суммировать и назначать на выплату.

Налоговые льготы на детей в рамках стандартных вычетов предоставляются лицам, имеющих на содержании несовершеннолетних детей. Сумма налоговых вычетов на каждого ребенка находится в пределах от 1400 до 12000 рублей в месяц (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Налоговый вычет на детей насчитывается при условии, что месячный доход лица, которому он начисляется, не превышает 350 000 рублей. За месяц, в котором доход родителя или опекуна превысил эту сумму, налоговый вычет на ребенка не назначается (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Налоговая льгота — социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ).

Гражданам, несущим определенные социальные расходы – осуществляющим оплату лечения, оказывающим благотворительную помощь, ухаживающим за больными, оплачивающим обучение и т.п. – насчитываются социальные налоговые вычеты. Они начисляются по таким видам расходов:

1. Благотворительность и другая помощь, при этом вычет не должен превышать четверть суммы годового налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ).

4. Негосударственное пенсионное обеспечение или пенсионное страхование.

5. Выплата дополнительных страховых взносов на накопительный пенсионный счет пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Размер социального вычета прямо пропорционален фактическим расходам, понесенным субъектом. Ограничение общей суммы налоговых льгот в рамках социальных вычетов, составляет 120 000 рублей в год (для расходов на оплату обучения, лечения (не дорогостоящего), на накопительную пенсию, негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование (абз. 3 пп. 3 п. 1, абз. 7 п. 2 ст. 219 НК РФ).

Лицам, оплачивающим учебу детей, сестер, братьев, полагается социальный налоговый вычет до 50 000 рублей в год на каждого субъекта денежной помощи (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Дорогостоящее лечение не предусматривает ограничений в размерах социальных вычетов, и налоговые льготы начисляются пропорционально понесенным расходом.

Налоговая льгота — имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ).

Граждане РФ могут рассчитывать на имущественные налоговые вычеты при следующих условиях:

1. Продажа недвижимости или его части, которое находилось в собственности физлица не менее трех лет (при условии, что она была приобретена до 1 января 2016) или в течение минимального срока, предусмотренного ст. 217.1 НК РФ. Вычет начисляется в сумме полученных с продажи средств, но не может превышать 1 млн рублей в год.

2. Реализация недвижимого имущества, которое перешло в собственность субъекта после 1 января 2016 года и находившегося в собственности субъекта меньше указанного в ст. 217.1 НК РФ минимального срока. Продажа другого имущества, бывшего в собственности субъекта более трех лет (автомобиль и другие объекты). Сумма вычета с продажи этого вида имущества эквивалентна сумме, полученной с продажи, но не более 250 000 рублей в год.

3. Продажа доли или части доли уставного капитала имущества при выходе субъекта из состава участников общества; при передаче средств или имущества другому участнику общества во время ликвидации последнего; при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества; при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве или связанному с долевым строительством другому договору. Сумма вычета равняется сумме документально зафиксированных расходов, связанных с приобретением долевого имущества (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ).

4. Изъятие участка и/или расположенного на нем объекта для нужд государства или муниципалитета. Сумма налоговой льготы равняется выкупной стоимости объекта (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

5. Строительство или покупка объекта жилой недвижимости или доли в нем, земельного участка для частного жилищного строительства или участка, на котором находятся приобретаемый жилой объект или доля в нем. Размер вычета равняется понесенным расходам на строительство или покупку объекта недвижимости, но не может превышать 2 млн рублей (пп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ).

6. Возврат процентов по кредитам на покупку или строительство объекта недвижимости, а также при выплате процентов по кредитам, предоставленных для рефинансирования кредитов по недвижимости. Размер вычета определяется равным по сумме понесенных расходов на выплату процентов по кредитам, но не может превышать 3 млн рублей (п. 4 ст. 220 НК РФ). Ограничение не действительно относительно кредитам, полученным до 1 января 2014 года (п. п. 1, 4 ст. 2 Закона от 23.07.2013 N 212-ФЗ).

Льготы по налогообложению

Налоговым законодательством России предусмотрено предоставление людям привилегий. В стране имеют место различные виды налоговых льгот, которые способствуют улучшению материального положения, а также, повышению мер социальной защиты физических лиц в непредвиденных жизненных ситуациях.

Определение понятия

Налоговая льгота освобождает субъект от уплаты взноса на какой-либо вид имущества. Льготное налогообложение бывает полным и в таком случае, действует всю жизнь. Используется по сниженной ставке и означает, что налог положен только для определённой суммы.

Применение налоговых льгот выражается в следующей классификации:

  1. Изъятие – этот вид государственных привилегий означает, что из определённого количества объектов, попадающих под налог, изымается один объект, платить за который не нужно.
  2. Освобождение – суть этого вида аналогична первому виду привилегий. Единственное отличие в том, что в данном случае льготы применяются для государственных пособий, и действуют постоянно.
  3. Скидка – предоставляет возможность снижение ставки суммы налога. Этим видом пользуются юридические, а не физические лица.
  4. Отсрочка – предусматривает уплату налога позже установленного срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
  5. Амнистия – такой вид предусмотрен для налогоплательщика, который не заплатил взнос без видимых на то оснований. В таком случае гражданин может заплатить штраф без дальнейших последствий.

Виды налоговых льгот

Рассмотрим подробно виды налоговых льгот.

Налоговые вычеты

В налоговом кодексе прописана классификация преимуществ, которые доступны к использованию физическим лицам.

Налоговые вычеты – представляют собой льготы, которые предусматривают возможность не уплачивать налог с суммы, которая направлена на установленные цели. Но это действует при наличии одного условия – эта сумма должна быть уплачена. Смысл этого заключается в том, что субъект уплачивает нужды определённой категории, с последующим предоставлением подтверждающих документов, что освобождает человека от уплаты на доходы физических лиц в пределах определённой суммы.

Налоговые вычеты делятся на следующие виды:

  1. Стандартные – предназначены для абсолютно всех граждан, у которых доход налогооблагаемый, и у которых есть дети. Вычет осуществляется ежемесячно, а его размер зависит от статуса детей (есть ли инвалидность у ребёнка), и является ли семья многодетной.
  2. Социальные – предназначены для таких расходов, которые были использованы в целях лечения, обучения, страхового обеспечения и пенсионного. Условия, для такого вида вычетов, подразумевают ограничение определённой суммой.
  3. Имущественные – имеют место, если гражданин занимается продажей или покупкой жилья, недвижимости или машины. В случае приобретения жилья, налогоплательщик имеет право на возврат уплаченного налога за покупку.

Если была произведена продажа недвижимости, субъект освобождают от налоговой платы за доход, который был получен в связи с продажей. Чтобы получить такой вид вычетов, необходимо соблюдать все условия, которые предусмотрены в НК.

На имущество

На любое имущество, которым владеет физлицо, налоговый кодекс предполагает обязательный государственный взнос. Налог на имущество распространяется на следующие категории:

  1. Плата на помещение. Любое помещение, которое находится в собственности у человека, обязательно облагается налогом. Но если за физическим лицом закреплён предусмотренный государством статус, он освобождается от обязательных взносов. Иногда бывают случаи, что размер помещения не позволяет рассматривать его в качестве объекта налогообложения.
  2. Налог на автомобиль. Данный вид налоговых взносов устанавливают на региональном уровне. Однако федеральным законодательством установлена сумма, которую государственный взнос не должен превышать. Не вносить плату за имущество физическое лицо может в том случае, если имеет на это право, или если транспортное средство не подходит под установленные характеристики.
  3. Государственный сбор на землю. Земельный участок, принадлежащий субъекту, также, облагается налогом. Но, не уплачивать взносы могут люди, принадлежащие к определённым льготным категориям, при выполнении всех необходимых условий.

Такие льготы предоставляются и на постоянной основе, и временно.

Льготы на земельный налог и транспортные услуги

  • инвалиды первой и второй группы;
  • инвалиды с детства;
  • герои труда и герои России;
  • кавалеры ордена Славы;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Чтобы оформить такой вид льгот, нужно обратиться в госслужбу своего города.

Налогообложению по транспорту подвергаются все вышеуказанные категории, и ещё сюда относятся пенсионеры, автомобили которых имеют мощность двигателя до 150 лошадиных сил.

Особенности по категориям

Налоговая социальная льгота распространяется на некоторые категории людей, после предоставления необходимого пакета документов. Какие именно категории людей имеют право на установленные льготы, прописано в налоговом кодексе России.

Для ветеранов

  1. Отменяется имущественный сбор.
  2. Предоставляются стандартные вычеты. Представляют собой сумму, на которую снижается размер дохода.
  3. Относительно налога на землю федеральные власти предусмотрели определённые условия. Предполагается снижение налоговой базы, но если общая стоимость земельного участка не достигает десяти тысяч рублей, то уплата государственной «дани» не предполагается. А если ветеран имеет несколько участков, льгота распространяется на каждый.
  4. Для транспортного сбора существуют послабления.

Для инвалидов

Если гражданин имеет инвалидность, для него предусмотрены следующие привилегии:

  • отмена платежа на имущество (относится к инвалидам первой и второй группы, и к инвалидам детства);
  • каждый месяц производится налоговый вычет в размере 3000 рублей;
  • за использование земельного участка предусмотрены особые условия;
  • при наличии транспортного средства подразумевается наличие скидок;

Для пенсионеров

Пенсионеры могут рассчитывать на такие послабления:

  • сборы за имущество не взымаются;
  • льготы, связанные с земельным сбором;
  • для владельцев автомобилей предусматриваются определённые условия для выплат;
  • в случае приобретения недвижимого имущества полагается вычет. Льгота предусматривается, если пенсионер владеет только одним объектом недвижимости. В случае если пожилой человек является владельцем нескольких объектов одного вида (квартира, частный дом), то привилегия распространяется исключительно на один объект.

Многодетным семьям

Люди, в семье которых растёт трое и более детей, относятся к многодетным семьям. Для них, также предусмотрены некоторые привилегии:

  1. Производятся вычеты на детей. За первых двоих детей вычет предполагает сумму в 1400 рублей, а за третьего и всех последующих детей вычет составляет три тысячи рублей.
  2. Льгота на транспортный государственный сбор. Устанавливаются региональными властями, и подразумевается полная льгота на уплату взноса.
  3. Послабления, связанные с земельным налогом.
  4. Определённые условия, если многодетная семья решит организовать фермерское хозяйство.

Для юридических лиц и ИП

Юридические лица и люди, являющиеся владельцами предпринимательской деятельности, могут рассчитывать на следующие виды льгот:

  • сбор на добавленную стоимость;
  • на имущество;
  • предполагаются особые условия, когда рассчитывается государственная дань на прибыль.

НДС предусматривает следующие категории:

  1. В случае реализации товаров или определённых услуг.
  2. Если предприниматель занимается деятельностью в сфере образования, в заведениях культуры.
  3. Если ИП предоставляет в аренду помещения или проводит государственные лотереи.

Имеются ли для безработных?

Основные привилегии, на которые могут рассчитывать безработные в первое время после увольнения – это пособия по безработице. На такой вид льгот имеют право лица, не получающие другого дохода.

После обращения в центр занятости, человеку назначают разовую помощь на усмотрение руководства. Субъекту выплачивается пособие ежемесячно.

Чтобы получить материальную помощь, людям необходимо обратиться в центр занятости и представить следующие документы:

  1. Подтверждение, что человек является безработным.
  2. Подтверждение, в котором прописано, что гражданину назначили выплаты по безработице.
  3. Приказ, подтверждающий, что физическое лицо зачислено на курсы повышения квалификации.
  4. Документ, в котором прослеживается успеваемость обучающегося.
  5. Личное дело, хранящееся в центре занятости.

Выплаты физическому лицу будут прекращены, если:

  1. Истёк срок предоставления материальной помощи.
  2. Гражданин перестал посещать занятия, связанные с повышением квалификации.
  3. Человек больше не является безработным.
  4. В случае смерти физического лица.

Как оформить и куда идти?

  1. Заполненное по образцу заявление.
  2. Документ, удостоверяющий личность.
  3. Документ, подтверждающий действующие права собственности на тот объект, на который распространяются льготы.
  4. Пенсионное удостоверение.
  5. Идентификационный код.
  6. Свидетельства о рождении детей.
  7. Документ, который подтверждает статус инвалида.
  8. Свидетельство, подтверждающее звание героя или ветерана.

Собранный пакет документов в налоговую инспекцию доставляется лично или почтой.

Пример

  1. Стандартный вычет составляет 500 рублей.
  2. На одного ребёнка вычет составляет 1400 рублей.
  3. Гражданин не уплачивает сбор на жилое помещение.
  4. Земельный взнос, не учитывая сумму, составляет 10000 рублей.
  5. Гражданин не уплачивает транспортный налог на машину.

Заключение

Из всего вышеизложенного следует, что общеобязательные привилегии бывают различными. Это зависит от субъекта, действия, сферы использования и формы. Чтобы узнать, у кого есть право на установленные преимущества, указано в налоговом кодексе Российской Федерации.

Ветераны и герои получают право на имущественные, земельные и транспортные льготы. Инвалиды освобождаются от имущественного государственного сбора. Индивидуальна процедура оформления транспортных и земельных взносов государству. Для пенсионеров устанавливаются льготы региональным законодательством.

У многодетных семей есть ряд преимуществ, среди которых вычеты на детей, а также послабления на ведение фермерства.

Владельцы частных организаций имеют привилегии при налогообложении.

Чтобы начать пользоваться послаблениями, нужные бумаги представляются в налоговые органы.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *