Тарханные грамоты и ограничение монастырских привилегий. Налоги с монастырских вотчин

Налоговые льготы;

В 40-х годах XVI в., во время боярской реакции, монастырям были предоставлены настолько широкие податные привилегии, что правительство Ивана IV в самом конце 40-х годов встало перед необходимостью пересмотра старых тарханных грамот. Первые попытки ревизии тарханов относятся к 1548—1549 гг.

Меры по ограничению монастырских привилегий были сначала приняты по отношению к недостаточно влиятельным монастырям: в противоположность крупным церковным корпорациям, они не могли оказать эффективного сопротивления царю. Только после большой организационно-политической подготовки (соборов 1549 и 1551 гг., кодификационных работ 1550—1551 гг.) Иван IV решился провести широко задуманное ограничение тарханов.

По Судебнику 1550 г. запрещалось выдавать тарханные грамоты и содержалось предписание «старые тарханные грамоты поимати у всех». Статья 43 Судебника была в истории русского феодального иммунитета первой попыткой законодательным путем повсеместно ликвидировать тарханы.

Намеченная Судебником «поимка» тарханных грамот закончилась к середине мая 1551 г. Принцип ограничения тарханов свидетельствует прежде всего о чисто фискальных целях этой ревизии жалованных грамот. Не получили полного подтверждения именно те тарханы, в которых содержалось освобождение от главных поземельных налогов (ямских денег, цосошной службы, городового дела) и основной таможенной пошлины — тамги. Статьи о неуплате этих поборов аннулировались . Однако самым существенным ограничениям подверглись жалованные грамоты на монастырские дворы. Монастырские дворы, расположенные на посадах, являлись «белыми местами», исключенными из черного посадского тягла.

В результате майской проверки тарханов эта изолированность монастырских дворов была ликвидирована, а население монастырских дворов низводилось до положения черных посадских людей и обязывалось участвовать во всех мирских расходах и мирской раскладке податей. Включение монастырских дворов в тягло имело большое значение не только для государства, увеличивавшего этим свои доходы, но и для посадов, внутри которых распределение налогового бремени становилось теперь более равномерным. Таким образом, борьба правительства против беломестного землевладения знаменовала союз царской власти и посадов.

Серьезным ограничениям подверглись таможенные льготы монастырей при покупке и провозе соли, хлеба и других товаров.

Старый обычай регламентации количества товаров, беспошлинно провозившихся монастырями, был превращен в общее правило, обязательное для всех монастырей. Монастырям разрешалось провозить товары лишь «на монастырский обиход, а не на продажу». Это соответствовало интересам посадского населения, для которого привилегированные монастыри были конкурентами на внутреннем рынке страны.

В целом пересмотр грамот в 1551 г . свелся к почти повсеместному уничтожению основных податных привилегий монастырей. Во всех районах Русского государства с монастырских вотчин стали взиматься ямские деньги, тамга, мыт. Население монастырских владений должно было выполнять носошную службу и городовое дело. Монастырские дворы были полностью включены в черное тягло. К старым налогам теперь прибавились новые —деньги пищальные, полоняничные, за засечное и ямчуж- ное дела, освобождение от которых не было зафиксировано в жалованных грамотах. Если сопоставить с этим небольшие размеры монастырской сохи, установленные реформой сошного письма, нетрудно будет понять, насколько сильный удар был нанесен монастырскому землевладению в 50-х годах XVI в., когда у кормила власти находилось правительство компромисса, — Адашев и близкий к нестяжателям Сильвестр.

Неподтвержденные в мае 1551 г. тарханные грамоты с широкими финансовыми льготами теряли свою юридическую силу .

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *