Свободный порт Владивосток: режим, критерии отбора резидентов и управление

Налоговые льготы;

Цель создания – максимальное привлечение иностранных инвестиционных средств и развитие товарооборота на Дальнем Востоке России, в том числе с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Свободный порт создается на 70 лет и этот срок может быть продлен Федеральным законом.

Свободный порт – это экономическая зона не входящая в томоженной территории данного государства. Говоря простым языком – здесь полностью или частично отсутствуют томоженные пошлины и налоги, а так же льготный режим ввоза/вывоза товаров.

Географические рамки

К свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований Приморского края, в том числе все ключевые порты юга Дальнего Востока от Зарубино до Находки, а также аэропорт «Кневичи», а также территории муниципальных образований:

  1. Камчатского края: городского округа «Петропавловск-Камчатский»;
  2. Хабаровского края: Ванинского муниципального района;
  3. Сахалинской области: городского округа «Корсаковский»;
  4. Чукотского автономного округа: городского округа «Певек».

К свободному порту Владивосток не относятся территории, на которых созданы особая экономическая зона, зона территориального развития или территория опережающего социально-экономического развития.

В зону действия Свободного порта входят перспективные крупные международные транспортные коридоры, такие как

  • «Приморье-1» (Харбин – Суйфэньхэ – Гродеково – порты Владивосток, Находка, Восточный – порты АТР) и
  • «Приморье-2» (Чанчунь – Цзилинь – Хуньчунь – Махалино – Посьет – Зарубино – порты АТР).

Их реализация позволяет получить экономический эффект для региона за счет обеспечения транзита грузов из Северо-Восточных провинций Китая в порты Приморья с последующей отгрузкой на суда в адрес стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Правовое регулирование

Как уже было сказано выше основной документ это Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток». Он регулирует отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта.

Также существует большое количество подзаконных актов, например, один из них – Постановление Правительства РФ от 30 июля 2016 № 729 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов свободного порта Владивосток органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Содержание особого режима

В свободном порту Владивосток действует особый правовой режим осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Резиденты Свободного порта получают ряд преференций: налоговые льготы, упрощение таможенных и визовых процедур, максимальное снижение административных барьеров.

На территории свободного порта Владивосток допускается осуществление любой не запрещенной законодательством России предпринимательской деятельности. При этом решением наблюдательного совета свободного порта определяются те виды деятельности, которые не вправе осуществлять резиденты свободного порта.

На входящих в состав Свободного порта территориях устанавливаются:

  • облегченный визовый режим (получение 8-дневной въездной визы непосредственно на границе);
  • современный и быстрый режим пересечения границы при осуществлении международной торговли;
  • меры государственной поддержки предпринимателей в целях привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, создания и развития производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной на рынках АТР продукции;
  • существенное сокращение сроков проведения фискальных проверок;
  • проведение внеплановых проверок только по согласованию с Управляющей компанией территории;
  • каникулы по налогу на прибыль организаций (ставка в течение первых 5 лет не превышает 5%);
  • пятилетние каникулы по налогу на имущество организаций и по земельному налогу;
  • льготная ставка страховых взносов для инвестиционных проектов, реализуемых в течение первых 10 лет в размере 7,6%, понижающий коэффициент по НДПИ и ускоренная процедура возмещения НДС;
  • свободный порт – центр со свободной таможенной зоной, где можно будет хранить предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат и осуществлять их продажную подготовку, включая демонстрацию товаров потенциальным покупателям.

Критерии отбора резидентов

Резиденты свободного порта Владивосток – это индивидуальный предприниматель или коммерческая компания, зарегистрированная на территории свободного порта Владивосток согласно российским законам.

Такие субъекты должны заключить в соглашение об осуществлении деятельности и быть включенными в реестр резидентов свободного порта Владивосток.

Предприниматели, намеревающиеся приобрести статус резидента, подают в управляющую компанию заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности.

Для того, чтобы претендовать на статус резидента Свободного порта Владивосток, необходимо:

  • наличие нового инвестиционного проекта либо нового вида деятельности компании;
  • объём капитальных вложений не менее 5 млн рублей за срок не более трех лет со дня включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестр резидентов.

Управление свободным портом Владивосток

Для управления свободным портом, характерны следующие черты: 1) выделение территории, на которой вводится особый режим управления; 2) ограничения полномочий органов государственной и муниципальной власти; 3) учреждение управляющей компании, создаваемой по канонам частного права; 4) передача управленческих функций управляющей компании.

Основным органом управления обозначен Наблюдательный совет, формируемый Правительством РФ. Особое положение подчеркивается тем, что его возглавляет лицо в ранге заместителя Председателя Правительства. Состав органа – смешанный, в него входят представители как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов, а также профсоюзов и территориальных объединений работодателей.

Полномочия Наблюдательного совета носят наглядный характер. Это, с одной стороны, мониторинг экономической ситуации и координация органов публичной власти. С другой – «рассмотрение и принятие мер в целях недопущения, устранения избыточного или необоснованного вмешательства контрольных (надзорных) органов в деятельность резидентов свободного порта Владивосток» (ч. 2 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

Стоит отметить право Наблюдательного совета инициировать проведение проверок в отношении тех должностных лиц указанных органов, которые будут замечены в такой «активной» деятельности, с последующим привлечением их к дисциплинарной ответственности.

Предусматриваются управленческие функции и у федерального органа власти – Минвостокразвития РФ. Одновременно создается управляющая компания, создаваемая по принципам, предусмотренным Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Обращение к указанному Закону показывает, что управляющая компания отвечает следующим признакам:

  1. организационно-правовая форма – акционерное общество;
  2. сто процентов акций принадлежат Российской Федерации;
  3. управленческий статус определяется Правительством РФ;
  4. цель создания – управление территорией опережающего социально-экономического развития.

Управляющей компанией может быть также дочернее хозяйственное общество, создаваемое с участием упомянутого акционерного общества.

Отметим право управляющей компания представлять и защищать интересы обратившихся к ней резидентов свободного порта Владивосток в суде, предъявлять иски по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, о защите прав и законных интересов неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидентов свободного порта Владивосток.

Закон также предусматривает создание Общественного совета свободного порта Владивосток при Минвостокразвития РФ.

Заключение

Использование географических и экономических преимуществ Приморского края как восточных морских ворот Российской Федерации способно ускорить интеграции в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона.

Советники по российскому праву подскажут оптимальную стратегию и окажут повседневную помощь на территории с особым статусом, что сэкономит время и средства инвесторов.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *