Проблемы и перспективы развития льгот в налоговой системе РФ

Налоговые льготы;

В данной работе рассмотрены понятие и классификация налоговых льгот в РФ, теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ, налоговые льготы в системе налогового планирования и другие вопросы, что поможет более углубленно познакомиться с ситуацией, касающейся применения налоговых льгот в России. Одной из главных целей контрольной работы является анализ функционирования налоговых льгот в Российской Федерации и поиски путей совершенствования налоговой системы в части применения налоговых льгот.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты налоговых льгот, их значимость для налоговой системы РФ 4
1.1 Понятие, классификация, виды налоговых льгот 4
1.2 Значимость налоговых льгот для налоговой системы РФ. Особенности налоговых льгот в РФ 6
2. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе Российской Федерации 8
2.1 Налоговые льготы в системе налогового планирования 8
2.2 Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования 11
2.3 Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства 14
3. Проблемы и перспективы развития льгот в налоговой системе РФ 17
3.1 Льготы по налогу на прибыль. Порядок исчисления льгот 17
3.2 Налог на добавленную стоимость. Проблемы применения льгот по НДС 18
3.3 Льготы по налогу на доходы физических лиц. Пути повышения эффективности и социальной направленности льгот по НДФЛ 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по налогам.rtf

1. Теоретические аспекты налоговых льгот, их значимость для налоговой системы РФ 4

1.1 Понятие, классификация, виды налоговых льгот 4

1.2 Значимость налоговых льгот для налоговой системы РФ. Особенности налоговых льгот в РФ 6

2. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе Российской Федерации 8

2.1 Налоговые льготы в системе налогового планирования 8

2.2 Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования 11

2.3 Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства 14

3. Проблемы и перспективы развития льгот в налоговой системе РФ 17

3.1 Льготы по налогу на прибыль. Порядок исчисления льгот 17

3.2 Налог на добавленную стоимость. Проблемы применения льгот по НДС 18

3.3 Льготы по налогу на доходы физических лиц. Пути повышения эффективности и социальной направленности льгот по НДФЛ 19

Список использованной литературы 22

Введение

Льготы реально функционируют на всех уровнях социальной иерархии, оказывают существенное влияние на социально-экономические отношения, финансируются государством и другими субъектами хозяйственной деятельности. Льготы являются органичной частью общественного сознания, элементом повседневной социальной и экономической практики, выступая традиционным для России способом разрешения наиболее злободневных трудовых и социальных проблем.

В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной и предпринимательской, финансовой и социальной, научно-технической и демографической, культурной и благотворительной и т.п. Налогообложение – одна из главных функций Российского государства.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о широком применении налоговых льгот в самых различных целях. Льготы активно используются в таких развитых рыночных странах как Великобритания, Германия, Франция. Причем, если социальные льготы носят более постоянный характер и призваны обеспечивать равенство и справедливость, то льготы, стимулирующие экономическое развитие, инвестиционную деятельность, гибко изменяются в зависимости от приоритетного направления развития отраслей производства.

В России практика использования налоговых льгот развивалась скорее революционным путем. На первоначальном этапе формирования современной налоговой системы существовало большое число льгот, которые не носили целенаправленного характера. Такое положение приводило к тому, что льготы не реализовывали стимулирующую функцию налога, а использовались лишь для снижения налогового бремени. Результатом такого использования налоговых льгот стало широкомасштабное их сокращение, что не самым лучшим образом повлияло на развитие экономики. В связи с вышесказанным можно отметить, что в России не было периода рационального и эффективного регулирующего использования налоговых льгот как инструмента налоговой политики, что делает изучение именно такого их аспекта наиболее актуальным и полезным. Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории.

В данной работе рассмотрены понятие и классификация налоговых льгот в РФ, теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ, налоговые льготы в системе налогового планирования и другие вопросы, что поможет более углубленно познакомиться с ситуацией, касающейся применения налоговых льгот в России. Одной из главных целей контрольной работы является анализ функционирования налоговых льгот в Российской Федерации и поиски путей совершенствования налоговой системы в части применения налоговых льгот.

1. Теоретические аспекты налоговых льгот, их значимость для налоговой системы РФ

1.1 Понятие, классификация, виды налоговых льгот

Налоговыми льготами, иначе льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Налоговые льготы – важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций. Налоговая льгота не может иметь индивидуальный характер. Налогоплательщик в праве отказаться от льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Существует классификация налоговых льгот. В зависимости от субъектов и элементов налогового производства налоговые льготы делятся на четыре группы, предоставляемые: по объекту (изъятия, скидки); по ставкам (понижение ставки); по срокам уплаты (отсрочка уплаты, налоговый кредит); по отдельным субъектам (комбинация из перечисленных льгот, налоговые каникулы). Последняя группа налоговых льгот предоставляется только отдельным налогоплательщикам, способы предоставления налоговых льгот могут быть различными (понижение ставок, установление более позднего срока уплаты и др.). Остальные три группы налоговых льгот предоставляются всем налогоплательщикам на равных условиях. В зависимости от элемента структуры налога (предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы), на изменение которого направлена льгота, налоговые льготы делятся на три группы: налоговые изъятия, налоговые скидки и налоговые кредиты.

Изъятия представляют собой налоговую льготу, которая направлена на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В частности, в отношении налогов на имущество изъятия сводятся к освобождению от налогообложения отдельных видов имущества. Наиболее ярко сказанное иллюстрирует налог на прибыль, в случае с которым изъятия выражаются в том, что прибыль изымается из состава налогооблагаемой прибыли (не подлежит налогообложению), если была получена плательщиком от определенного вида деятельности. Число изъятий по этому налогу невелико, однако они существуют и предусмотрены гл. 25 НК РФ.

Налоговая скидка – сумма, подлежащая полному или частичному исключению из налоговой базы при расчете суммы налога. Налоговые скидки являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Скидки подразделяются на:

1) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);

2) общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).

Налоговый кредит – предоставление налогоплательщикам кредита в форме налоговых льгот, что позволяет использовать сэкономленные средства как кредит. Налоговый кредит может предоставляться как по одному или нескольким видам налогов в отношении всей их суммы, так и части этой суммы. Он предоставляется по налогам, срок уплаты которых еще не наступил.

1.2 Значимость налоговых льгот для налоговой системы РФ. Особенности налоговых льгот в РФ

Можно выделить некоторые особенности налоговых льгот:

– порядок и условия применения налоговых льгот не могут носить индивидуальный характер, так как установлены Налоговым Кодексом;

– налогоплательщик имеет право отказаться от льготы или приостановить ее действие на время;

– судебные органы исполнительной власти не в праве отменять льготы, установленные Налоговым Кодексом РФ;

– Конституционный суд имеет право принимать решение об отмене отдельных положений Налогового Кодекса РФ;

– органы исполнительной власти РФ имеют право устанавливать льготные ставки налогообложения в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Известно, что налоговая система любого государства выполняет не только фискальную функцию, но и функцию, стимулирующую деловую активность. Налоговые льготы предусматриваются в законодательстве практически всех развитых стран. Так, например, в США и Канаде по налогам на доходы корпораций имеется довольно большое количество налоговых льгот, к которым относятся вычеты из налогооблагаемой базы взносов на благотворительные цели, расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д. В Испании предоставляются налоговые скидки на инвестиции в основной капитал фирмы. С помощью налоговых льгот осуществляется стимулирование инвестиций не только в отдельные сферы производства, но и в определенные регионы. В Германии налоговыми льготами поддерживаются фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли. В Дании и Финляндии установлены специальные повышенные ставки амортизационных отчислений для зданий, машин и оборудования, принадлежащего предприятиям, зарегистрированным на территории зон свободного предпринимательства. Налоговые льготы по подоходному налогу физических лиц довольно часто сориентированы на социальную политику. Так, самой распространенной льготой по подоходному налогу выступает необлагаемый минимум доходов с учетом семейного положения налогоплательщика (США, Великобритания, Германия, Япония и др.).

Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, суть которой состоит в том, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.

По мнению экономистов, налоговые льготы – это формы практической реализации регулирующей (стимулирующей) функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых поступлений, заменой одного способа или формы налогообложения другими, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и трансфертами налоговое льготирование является одним из основных методов государственного налогового регулирования.

Таким образом, значимость налоговых льгот как для налоговых органов, так и для самих налогоплательщиков достаточно велика. Выполняя свои функции, льготы выполняют функцию налогового регулирования.

2. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе Российской Федерации

2.1 Налоговые льготы в системе налогового планирования

Одним из важных факторов, определяющих уровень корпоративного налогового бремени, является возможность использовать различные налоговые льготы, которые занимают важное место в текущем налоговом планировании хозяйствующих субъектов. Одновременно это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые ему необходимы в силу их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Налоговые льготы позволяют одновременно удерживать от слишком темпов развития отрасли, находящиеся на подъеме, при этом поддерживать те отрасли, которые находятся на спаде. Наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние не только на участников экономического процесса, но и на государство в целом, гарантируя ему получение стабильных налоговых доходов, обеспечивая снижение безработицы и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Еще в 1865 г. К. Гок указывал на целесообразность льготирования построек, служащих высшим целям – религиозным, государственным, общественным, художественным, научным.

По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100-160 млрд руб. в год, однако никто не посчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Поэтому необходимо еще раз указать на недопустимость превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в современной российской налоговой системе налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *