Правовое регулирование налоговых льгот и вычетов – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Налоговые льготы;

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залибекова Дайганат Залибековна

В статье раскрывается роль налоговых льгот в регулировании социально-экономического развития России. Особое внимание обращено на механизм налоговых льгот как в экономической заинтересованности субъектов хозяйствования, так и в выравнивании уровня жизни народа.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Залибекова Дайганат Залибековна

Социальное экономическое значение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц

LEGAL REGULATION OF TAX ALLOWANCES AND DEDUCTIONS

The article considers role of tax incentives in state regulation of the socioeconomic development of Russia. The author pays special attention to the tax allowance mechanism’s role both in economic subjects’ business interests and people’s life standard leveling.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование налоговых льгот и вычетов»

Залибекова Дайганат Залибековна

Zalibekova Daiganat Zalibekovna

кандидат экономических наук,

доцент кафедры государственно-правовых

Дагестанского государственного института народного хозяйства dom-hors@mail.ru

the State Legal Disciplines Department, Dagestan State Institute of

National Economy dom-hors@mail.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ВЫЧЕТОВ

LEGAL REGULATION OF TAX ALLOWANCES AND DEDUCTIONS

В статье раскрывается роль налоговых льгот в регулировании социально-экономического развития России. Особое внимание обращено на механизм налоговых льгот как в экономической заинтересованности субъектов хозяйствования, так и в выравнивании уровня жизни народа.

The article considers role of tax incentives in state regulation of the socioeconomic development of Russia. The author pays special attention to the tax allowance mechanism’s role both in economic subjects’ business interests and people’s life standard leveling.

налоговая льгота, налоговые вычеты, стимулирование. Инвестиционный налоговый кредит.

tax allowances, tax deductions, stimulation, investment tax credit.

Налоговые льготы и вычеты являются одним из важных элементов налоговой политики, проблеме которых придается значение как в теории права, так и в финансовом и налоговом праве. В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано с регулирующей функцией налогов в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной, предпринимательской, финансовой, социальной, научно-технической, демографической, культурной, благотворительной и т.д.

Переход к экономическим методам управления, последовательная демократизация общественной жизни выдвигают на первый план правовые поощрения как наиболее эффективные юридические средства, которые в состоянии способствовать наиболее результативному решению социально значимых задач общественного развития, обеспечивающие надежность и устойчивость складывающихся рыночных отношений.

Налоговая льгота – это разновидность правовой льготы, под которой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Правовое регулирование налоговых льгот осуществляется на двух уровнях: первый -налоговые законы, закрепляющие принципиальные исключения для определенных категорий плательщиков или отраслей; второй – подзаконные акты, осуществляющие тактические цели по отношению к конкретным субъектам и решающие более узкие цели.

В последние годы государство активно использует механизм льготного налогообложения для регулирования экономических отношений. Налоговые льготы становятся инструментом, при помощи которого осуществляется привлечение инвестиций в производство и сферу услуг.

Известно, что по своему назначению льготы делятся на стимулирующие и адаптационные. Первые создают экономическую заинтересованность налогоплательщиков во внедрении в производство современных технологий и привлечении инвестиций в отрасли, связанные как с жизнедеятельностью региона, так и в другие приоритетные направления: здравоохранение, образование, культуру, науку, природоохранные мероприятия.

Особенностью вторых является то, что они служат для сближения условий деятельности малых, средних, вновь созданных предприятий или для выравнивания уровня жизни населения.

Наряду с этим льготы представляют собой легитимную форму уклонения от налогов. Умелое их использование налогоплательщиками позволяет значительно снизить налоговое бремя, что требует постоянной оценки эффективности их применения с тем, чтобы не наносить ущерб государственным доходам и экономическим интересам.

В налоговом законодательстве в настоящее время более распространено применение института налоговых вычетов и освобождений. Основным отличием налоговых освобождений от налоговых льгот является то, что налоговые освобождения применяются, как правило, не к отдельным категориям налогоплательщиков, то есть к субъектам налоговых правоотношений, а к объектам налогообложения.

В гл. 23 ст. 218-220 Налогового кодекса РФ предусмотрено четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Предоставление вышеуказанных вычетов законодатель связывает с получением налогоплательщиком доходов, облагаемых по ставке 13 %.

Анализ налоговых вычетов позволяет сделать вывод, что они имеют признаки налоговых льгот. Проанализируем каждый из видов налоговых вычетов. Итак, стандартные вычеты устанавливаются в твердо выраженной сумме и применяются ежемесячно относительно какой-либо определенной группы налогоплательщиков.

При этом стандартные вычеты, предусмотренные пп. 1 и 2 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляются определенным категориям граждан, имеющих особые заслуги перед государством или относящихся к категории малозащищенных (инвалиды, лица, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участники Великой Отечественной войны или иных боевых действий и т.п.).

В пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ предусмотрен стандартный вычет, который предоставляется родителям (супругам родителей), опекунам (попечителям), приемным родителям на каждого ребенка, находящегося на их обеспечении.

Можно сделать вывод, что стандартные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 1 и 2 п. 1 ст. 218 НК РФ, являются налоговыми льготами в том значении, которое придает им ст. 56 НК РФ, так как они предоставляются налогоплательщикам, имеющим обобщенные индивидуальные характеристики. В связи с этим стандартные налоговые вычеты, предоставляемые родителям (супругам родителей), опекунам (попечителям), приемным родителям на каждого ребенка, находящегося на их обеспечении можно отнести к налоговым льготам.

Социальные налоговые вычеты применяются для уменьшения налоговой базы физических лиц при осуществлении ими определенных общественно значимых действий (благотворительность, обучение, лечение, добровольное пенсионное страхование, добровольная уплата дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии).

Иной характер имеют социальные налоговые вычеты, которые представляют собой определенное облегчение для любого налогоплательщика, изъявившего желание воспользоваться правом на вычет при наличии соответствующих обстоятельств. Социальные налоговые вычеты имеют разную направленность, а именно, с одной стороны, лица, направляющие свои средства в виде пожертвований на благотворительные цели, с другой стороны, оплачивающие образовательные или медицинские услуги. В случае направления средств на благотворительные цели вычетам не характерна правовая природа льгот, так как налогоплательщик перечисляет в виде пожертвований благотворительным организациям, социально ориентированным некоммерческим организациям, религиозным организациям, руководствуясь побуждением оказания благотворительной помощи и поддержки, отчуждая часть своего дохода.

Социальные налоговые вычеты в суммах уплаченных налогоплательщиками за услуги по обучению и лечению имеют признаки налоговых льгот, поскольку обладают всеми признаками, установленными в ст. 56 НК РФ. В отношении налогоплательщиков, производящих уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, вычетам характерна правовая природа налоговых льгот.

В соответствии со ст. 220 НК РФ при совершении сделок с имуществом налогоплательщик имеет право на два вида имущественного налогового вычета. Первый вычет (доходного типа) предоставляется по суммам, полученным налогоплательщиком от продажи (реализации) имущества, второй (расходного типа) – по суммам, израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации некоторых видов недвижимого имущества.

В данном случае отчетливо видно, что применение имущественных налоговых вычетов ограничено категориями налогоплательщиков, получивших доходы от продажи имущества, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, либо осуществивших расходы на строительство или приобретение объектов, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ. Кроме того, применение данных налоговых вычетов зависит от волеизъявления налогоплательщика. Следовательно, имущественные налоговые вычеты также являются налоговыми льготами.

Профессиональные налоговые вычеты позволяют уменьшить доходы некоторых категорий налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, а также лиц, получающих доходы от выполнения работ (оказания

услуг) по договорам гражданско-правового характера либо получающих авторские вознаграждения) на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

По нашему мнению, профессиональные налоговые вычеты не имеют признаков налоговых льгот, так являются расходами, связанными с деятельностью налогоплательщика и представляют собой затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ или оказанием услуг. Налоговые льготы являются одним из методов осуществления налоговой политики. Предоставление налоговых льгот стимулирует те или иные отрасли производства, поддерживает отечественного товаропроизводителя, способствует привлечению инвестиций.

Налоговый механизм регулирования инвестиционной деятельности призван обеспечивать равновесие между фискальной и регулирующей функциями налогов, проявляясь в различных формах: специальные налоговые режимы (в форме соглашения о разделе продукции), изменение срока уплаты налога (в форме предоставления инвестиционного налогового кредита), налоговые льготы, связанные со стимулированием инвестиций в основной капитал и научнотехнические разработки (налоговые стимулы инвестиционной активности).

Совокупность налоговых льгот рассматривается как часть механизма налогового регулирования, включающего различные формы, виды и инструменты, призванные способствовать увеличению (при прочих равных условиях) прибыльности хозяйствующих субъектов, росту объема их собственных финансовых ресурсов. Налоговые стимулы, уменьшающие денежные обязательства хозяйствующих субъектов перед государством, включают: освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога в течение определенного периода (так называемые налоговые каникулы на 2 года, 5 лет и т. д.); освобождение объекта (полное или частичное) от налогообложения; льготы, предоставляемые посредством уменьшения налоговой базы (вычеты, скидки) и установления пониженной налоговой ставки.

Экономистами признано, что именно прямые налоги, а среди них налог на прибыль, содержат наибольшие потенциальные возможности для регулирующего воздействия на темпы, масштабы и направления инвестиционной деятельности. В сочетании с амортизационной политикой налог на прибыль определяет размеры собственных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, которые могут быть использованы для обеспечения дальнейшего роста и в конечном счете формирует существенную часть инвестиционного потенциала, необходимого для развития экономики.

Предоставление налоговых льгот материальному сектору производства способствует открытости в деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих в благоприятной налоговой среде.

Как показывает мировая и отечественная практика, самой широко распространенной формой теневых экономических отношений всегда было и остается сокрытие доходов от предпринимательской деятельности и, соответственно, уклонение от уплаты налогов.

Уклонение от налогов – весьма сложное явление, и в нем находят свое выражение многие проблемы и противоречия общественной жизни. Эффективное использование налоговых льгот способствует перераспределению налогового бремени и открытости Российской экономики. Налоговое законодательство предусматривает предоставление инвестиционного налогового кредита при проведении НИОКР или технического перевооружения производства для обеспечения инновационной деятельности. Однако правовой механизм инвестиционного налогового кредита, по нашему мнению, не имеет признаки налоговых льгот, так как ограничивается перенесением налоговых платежей на более поздние сроки с уплатой процентов. По нашему мнению, неэффективность инвестиционного налогового кредита кроется в слабом механизме инвестиционной поддержки хозяйствующих субъектов. Основная причина – недостаточно разработанные цели и условия его предоставления. Серьезным ограничителем для использования инвестиционного налогового кредита являются действующие источники его предоставления. В настоящее время они ограничены в части федеральных органов налогом на прибыль, который поступает в федеральный бюджет по минимальной ставке 2 % [1, с. 30]. В бюджетном послании Президента России о бюджетной политике в 2012-2014 гг. говорится: «Следует подчеркнуть настоятельную необходимость, с одной стороны, в систематизации действующих льгот и их оценке на предмет согласованности и проблем администрирования, а с другой – в выявлении тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций» [2, с. 7].

1. Пансков В.Г. О возможных направлениях налоговой политики // Финансы. 2012. № 5.

2. Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012-2014 годах // Финансы. 2011. № 7.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *