Налоговые льготы в системе налогов и сборов РФ, Экономическая сущность понятия налоговая льгота – Налоги и налогообложение

Налоговые льготы;

– навыками классификации налоговых льгот в российской налоговой системе.

Экономическая сущность понятия “налоговая льгота”

Понятие “налоговая льгота”, как это ни покажется парадоксальным, является наименее изученным элементом налогообложения. Мало того, российская научная теория и практика “в лице” НК РФ до настоящего времени не определились с тем, в чем же состоит экономическая суть данного понятия. До сих пор ведутся ожесточенные дискуссии о роли и значении налоговых льгот для экономики в целом и для конкретных налогоплательщиков. Надо отметить, что общая сумма предоставляемых российским налоговым законодательством налоговых льгот по разным оценкам составляет от 300 млрд до более чем 2 трлн руб. ежегодно. По данным Минфина России, например, общая сумма “чисто” налоговых льгот составила в 2010 г. всего около 700 млрд руб. [1] Выборки из статистической налоговой отчетности показывают, что сумма выпадающих доходов бюджета в связи с предоставлением различного рода преференций и изъятий из российской налоговой системы только по НДС составляет ежегодно свыше 1,8 трлн руб. И это без учета сумм возмещения из бюджета “входного” НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%, составивших в 2011 г. более 1,2 трлн руб. Расчеты показывают, что общая сумма различного рода льгот, преференций и других налоговых освобождений, предоставляемых как юридическим, так и физическим лицам по всем налогам составляет порядка 50% от всей суммы администрируемых ФНС России налогов и сборов. Такой “разнобой” в цифрах объясняется тем, что российское налоговое законодательство не дает четкого ответа на вопрос, что же такое налоговая льгота.

Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Из данного определения можно сделать следующие выводы:

  • 1) налоговые льготы могут предоставляться исключительно в соответствии с законодательством;
  • 2) налоговая льгота распространяется только на категории налогоплательщиков;
  • 3) нормы законодательства о налогах не могут носить индивидуального характера, о чем прямо написано в НК РФ;
  • 4) предоставление льготы создает определенные преимущества для отдельных категорий налогоплательщиков.

Вместе с тем содержащееся в НК РФ понятие “налоговая льгота” не устанавливает всех необходимых признаков данной экономической категории.

В частности, в данном определении отсутствует такой важнейший признак, как добровольность применения налогоплательщиком налоговых льгот. Иными словами, здесь не указывается, является ли применение налоговой льготы правом или обязанностью налогоплательщика.

Кроме того, данное определение не позволяет четко установить, что именно можно отнести к этому элементу налогообложения.

Не ясно, в частности, что такое “категория налогоплательщиков”. Можно ли, например, к этому понятию отнести “экспортеров” или лиц, получающих минимальную заработную плату?

И самое, пожалуй, главное: о каких видах и формах преимущества налогоплательщика идет речь в данном определении, какие из них можно относить к налоговым льготам, а какие нельзя?

Нет ответов на эти вопросы и во части второй НК РФ. Здесь одни виды получаемых российскими налогоплательщиками преференций и налоговых исключений (и их, кстати, меньшинство) выделены как элементы налогообложения, т.е. отнесены к категории налоговых льгот, а другие, несмотря на то, что они носят, исходя из положений ст. 56 НК РФ, ярко выраженный характер налоговых льгот, таковыми не обозначаются. В частности, налоговые послабления населению и организациям предоставляются в связи с установленным в законе освобождением от налогообложения отдельных операций и оборотов, освобождением в ряде случаев от обязанностей налогоплательщика отдельных категорий организаций и физических лиц, исключением из налоговой базы определенных сумм и в виде многих других преференций.

Так, по налогу на прибыль, начиная с 2002 г., формально отменены все ранее действовавшие налоговые льготы, но вместе с тем, сохранено право законодательных органов власти РФ уменьшать в определенных пределах установленную НК РФ ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты регионов. Одновременно для отдельных организаций установлен особый порядок определения налоговой базы. В частности, налогоплательщики-организации, использующие труд инвалидов, могут уменьшать налоговую базу на произведенные расходы в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Эти финансовые преимущества носят ярко выраженный характер налоговых льгот, но таковыми в гл. 25 НК РФ не поименованы.

По налогу на доходы физических лиц законодательством предусмотрены значительные налоговые преференции, также не обозначенные при этом как налоговые льготы. Кроме предусмотренных законодательством четырех групп налоговых вычетов, по данному налогу установлен широкий перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Одновременно с этим имеет место льготная ставка по обложению этим налогом доходов, полученных в виде дивидендов.

Или возьмем, например, такой показатель, как нулевая налоговая ставка НДС, применяемая при экспорте товаров, работ и услуг. Почему она не отнесена к категории налоговых льгот? Эта пониженная ставка установлена законом, она предоставляет определенной категории налогоплательщиков, каковыми являются экспортеры, преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Таким образом, она отвечает всем признакам налоговой льготы, установленным ст. 56 НК РФ. Характерно, что во второй части НК РФ понятие “налоговая льгота” постепенно исчезает как вид. Из 17 налогов и сборов (включая пять специальных режимов налогообложения) только по двум, в фискальном отношении незначительным налогам (земельный налог и налог на имущество организаций) введено данное понятие. Упоминается данное понятие и в Законе Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 “О налоге на имущество физических лиц”. Фактически мы имеем двоякое трактование в терминологии НК РФ понятия “налоговая льгота”: в первой его части – это родовое понятие, во второй же части превалируют иные трактовки.

В связи с этим не вполне ясно, для каких целей необходимо в законодательстве отделять льготы от других идентичных налоговых преференций, обеспечивающих дополнительные налоговые преимущества для налогоплательщиков. Все эти налоговые послабления – явные исключения из исходных данных налоговой системы, дополнительные вливания в экономику и семейные бюджеты и соответственно – прямые сокращения доходов государства.

При этом следует особо подчеркнуть, что словосочетание “налоговая льгота” в том смысле, как ее понимают российская научная теория и НК РФ, не отражает экономической сути данного понятия. Предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками представляют по существу скрытую форму финансирования организаций и домашних хозяйств из бюджета.

Указанные налоговые преференции необходимо объединить в единый понятийный аппарат, обеспечив в данном понятии их экономическую сущность. В этих целях представляется целесообразным в российской налоговой системе вместо понятия “налоговая льгота” ввести иное по экономическому содержанию понятие, которое можно было бы назвать “налоговые расходы” или лучше – “налоговые субсидии”. Думается, что данное понятие необходимо внести в НК РФ и БК РФ и дать ему соответствующее определение.

Представляется, что налоговые субсидии можно характеризовать как средства, передаваемые налогоплательщику на основании установленных законодательством отклонений от исходных данных налоговой системы страны.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *