Налоговые льготы казахстане

Налоговые льготы;

Налоговый режим на территории МФЦА определяется Налоговым кодексом, за исключением изъятий, установленных статьей 6 Конституционного закона. Изъятиями являются следующие налоговые льготы для участников МФЦА: 1. Корпоративный подоходный налог, Налог на добавленную стоимость (КПН, НДС): по доходам, полученным от оказания на территории МФЦА финансовых услуг (при наличии лицензии, полученной от Комитета МФЦА по регулированию финансовых услуг): 1) банковские услуги исламского банка; 2) услуги перестрахования и страховые брокерские услуги; 3) услуги по инвестиционному управлению активами инвестиционных фондов, их учету и хранению, а также обеспечению выпуска, размещения, обращения, выкупа и погашения ценных бумаг инвестиционных фондов; 4) брокерские и (или) дилерские, андеррайтинговые услуги; 5) другие финансовые услуги, определяемые совместным актом МФЦА и Министерством национальной экономики, и Министерством финансов. 2. Корпоративный подоходный налог (КПН): по доходам, полученным от юридических, аудиторских, бухгалтерских, консалтинговых услуг, оказываемых органам МФЦА, а также участникам МФЦА, оказывающим финансовые услуги перечень которых указан в пункте 3 статьи 6 Конституционного закона (см. выше). Для целей освобождения от КПН, участники МФЦА должны вести раздельный учет в соответствии с Правилами ведения участниками МФЦА раздельного учета доходов, подлежащих освобождению от корпоративного подоходного налога и подлежащих налогообложению, а также расходов, подлежащих отнесению на вычеты. Данные Правила размещены на сайте МФЦА в разделе «Налоговое администрирование». 3. Налог на имущество и земельный налог по объектам, расположенным на территории МФЦА для участников МФЦА, которые оказывают финансовые и вспомогательные услуги перечень которых указан в пунктах 3 и 4 статьи 6 Конституционного закона (см. выше). 4. Иностранцы, являющиеся работниками участника или органа МФЦА, освобождаются от уплаты индивидуального подоходного налога по доходам от деятельности в МФЦА по трудовому договору, заключенному с участником МФЦА, оказывающим финансовые и вспомогательные услуги перечень которых указан в пунктах 3 и 4 статьи 6 Конституционного закона, или органом МФЦА. 5. Для физических и юридических лиц от уплаты корпоративного и индивидуального подоходного налогов по доходам: – от прироста стоимости при реализации ценных бумаг, находящихся на дату реализации в официальных списках фондовой биржи; – в виде дивидендов и вознаграждений по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов или вознаграждений в официальных списках фондовой биржи; – от прироста стоимости при реализации акций или долей участия в уставных капиталах участников-юридических лиц; – а также в виде дивидендов по акциям участников-юридических лиц или по долям участия в уставных капиталах участников-юридических лиц, которые зарегистрированы в соответствии с действующим правом МФЦА.

Если я получаю освобождение, значит ли это, что я освобожден от налогов по всему, что я делаю в МФЦА?

Налоговый режим на территории МФЦА определяется Налоговым кодексом, за исключением изъятий, установленных статьей 6 Конституционным закона. Ключевыми изъятиями являются налоговые льготы по уплате КПН и НДС для участников МФЦА, оказывающие финансовые услуги, конкретный перечень которых указан в пунктах 3 статьи 6 Конституционного закона (см. ответ на вопрос 35). Кроме того, налоговые льготы по уплате КПН для участников МФЦА, которые предоставляют вспомогательные услуги, конкретный перечень которых указан в пунктах 4 статьи 6 Конституционного закона (см. ответ на вопрос 35). Конституционным законом предусмотрены льготы для физических и юридических лиц по уплате подоходного налога по инвестиционным доходам, полученным от операций в МФЦА. В частности, это доходы в виде: вознаграждения, дивиденды и прироста стоимости от реализации ценных бумаг, находящиеся в официальных списках Биржи МФЦА. А также доходы в виде: дивиденды и прироста стоимости при реализации акций или долей участия в уставных капиталах участников – юридических лицах, зарегистрированных в соответствии с действующим правом МФЦА. В остальных случаях налогообложение осуществляется в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Казахстан.

Участник МФЦА (налогоплательщик МФЦА) планирует получить от материнской компании (Нерезидент) нематериальный актив – программное обеспечение в качестве вклада в уставной капитал – несет ли данный вклад какую-либо налоговую нагрузку?

Налоговый режим на территории МФЦА определяется Налоговым кодексом, за исключением изъятий, установленных статьей 6 Конституционного закона. Поскольку данный вопрос не регламентирован изъятиями Конституционного закона, то необходимо руководствоваться положениями Налогового кодекса. Из этого следует, что стоимость программного обеспечения, полученного налоговым резидентом Казахстана (в т.ч. участником МФЦА) в качестве вклада в уставный капитал, не рассматривается в целях налогообложения в качестве дохода (на основании пп. 1) п. 2 статьи 225 Налогового кодекса). Также в данном случае в целях НДС не возникает оборот по реализации товаров (на основании пп. 1) п. 1 ст. 372 Налогового кодекса). (3) Подпункт 1) пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса

Может ли нематериальный актив быть частью уставного капитала участника МФЦА, зарегистрированного в форме частной компаний?

Да. В оплату размещаемых оплаченных (частично или полностью) акций частной компании могут быть внесены имущество, помимо денег, согласно условиям предусмотренных Актом МФЦА «О компаниях» (статья 45 Акта МФЦА «О компаниях»).

Может ли участник МФЦА отнести затраты по покупке услуги по развитию программного обеспечения на увеличение стоимости нематериального актива?

Вам необходимо руководствоваться положениями Налогового кодекса и требованиями МСФО. Для целей ведения бухгалтерского учета участник МФЦА обязан вести учет в соответствии со стандартом 38 МСФО (IAS) «38» Нематериальные активы». Касательно налогового учета нематериальный актив с неопределенным сроком использования, по которым не начисляется амортизация, не признается фиксированным активом (пп. 2) п. 2 ст. 266 Налогового кодекса). При этом затраты на доработку нематериального актива признаются последующими затратами, которые (пп. 2) п. 2 ст. 272 Налогового кодекса): – увеличивают соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы), либо – при отсутствии соответствующего виду актива стоимостного баланса группы (подгруппы) – формируют соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы) на конец текущего налогового периода (п. 2 ст. 272 Налогового кодекса). Таким образом, если нематериальный актив не амортизируется в бухучете, то он не является фиксированным активом для целей налогообложения и его стоимость подлежит учету только в момент его реализации в порядке, определенном статьей 228 Налогового кодекса, а сумма последующих затрат по его доработке включается в стоимостный баланс и амортизируется в общеустановленном порядке. Если нематериальный актив амортизируется в бухгалтерском учете, то он включается в состав фиксированных активов, включая затраты по доработке, стоимость которых относится на вычеты через амортизационные отчисления в целях налогообложения (пп. 1) п. 1 ст. 266 Налогового кодекса, п. 2 ст. 272 Налогового кодекса, п. 1 ст. 271 Налогового кодекса).

Физические и юридические лица до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты ИПН и КПН по доходам: – от прироста стоимости при реализации акций участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом МФЦА (пп. 2) п. 7 ст. 6 Конституционного закона). – в виде дивидендов по акциям участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом МФЦА (пп. 4) п. 7 ст. 6 Конституционного закона). В остальных случаях налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке.

Освобождаются ли полученные доходы инвестиционных фондов, зарегистрированные в МФЦА, а также доходы управляющих компаний от деятельности инвестиционных фондов?

Для предоставления ответа на поставленные вопросы необходимо разграничить субъекты, являющиеся получателями доходов. В частности, в рассматриваемой ситуации имеются 2 субъекта: 1) инвестиционный фонд; 2) управляющая компания, являющаяся участником МФЦА и имеющая соответствующую лицензию Комитета МФЦА по регулированию финансовых услуг. Относительно налогообложения доходов инвестиционных фондов Положениями Конституционного закона не предусмотрено каких-либо специальных льготных положений для доходов непосредственно инвестиционных фондов, в связи с чем, на основании пункта 1 статьи 6 Конституционного закона, порядок налогообложения для них является общеустановленным и определяется Налоговым кодексом. Так, в Налоговый кодекс были внесены поправки с введением их в действие с января 2021 года в части: 1) исключения из совокупного годового дохода инвестиционных доходов, полученных инвестиционными фондами, зарегистрированными в соответствии с действующим правом МФЦА и учтенные кастодианом или управляющей компанией инвестиционного фонда (пп. 11) п. 1 ст. 241 Налогового кодекса); 2) освобождения от НДС операции инвестиционных фондов, зарегистрированных в соответствии с действующим правом МФЦА, а также услуг по управлению указанными фондами (пп). 20) п. 2 ст. 397 Налогового кодекса). Таким образом в случае, если инвестиционными фондами, зарегистрированными в соответствии с действующим правом МФЦА, получены инвестиционные доходы, учтенные кастодианом или управляющей компанией, то такие доходы подлежат освобождению от уплаты корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость. Относительно налогообложения доходов управляющей компании – Участники МФЦА до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты КПН и НДС по доходам, полученным от оказания на территории МФЦА услуг по инвестиционному управлению активами инвестиционных фондов, их учету и хранению, а также обеспечению выпуска, размещения, обращения, выкупа и погашения ценных бумаг инвестиционных фондов (пп. 3) п. 3 ст. 6 Конституционного закона); – Кроме того, Участники МФЦА до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты КПН и НДС по доходам, полученным от оказания на территории МФЦА финансовых услуг (пп. 5) п. 3 ст. 6 Конституционного закона), определяемых совместным актом МФЦА, Министерства финансов РК и Министерства национальной экономики РК «Об утверждении Перечня финансовых услуг, оказываемых участниками Международного финансового центра «Астана», освобождаемых от уплаты КПН, НДС» (далее – Перечень). Данный Перечень распространяется на юридические лица, зарегистрированных в МФЦА или аккредитованных МФЦА в качестве его участников в соответствии с действующим правом МФЦА и имеющих лицензию Комитета МФЦА по регулированию финансовых услуг на оказание финансовых услуг, и является обязательным для них в случае применения последними п. 3 и (или) 8-2 ст. 6 Конституционного закона. Отмечаем, что Перечень включает следующие финансовые услуги: «Управление коллективными инвестициями (управление инвестиционным фондом)» (см.пп. 4 п.5 Перечня); «Представление услуг по созданию и сопровождению деятельности инвестиционного фонда» (см. пп.8 п.5 Перечня); «Осуществление деятельности в качестве доверительного собственника инвестиционного фонда» (пп.9 п.5 Перечня). Кроме того, вышеуказанные услуги освобождаются от уплаты НДС на основании пункта 8–2 статьи 6 Конституционного закона.

Нужно ли участнику МФЦА предоставлять форму налоговой отчетности 180.00, если у такого участника есть льготируемые доходы по Конституционному закону и облагаемые доходы?

Поскольку одним из условий для составления и представления ФНО 180.00 является факт получения исключительно доходов, освобождаемых от КПН в соответствии с пунктами 3, 4 и 7 статьи 6 Конституционного закона, в случае получения также и доходов, подлежащих обложению КПН в общеустановленном порядке, такой участник МФЦА: – не представляет ФНО 180.00; – представляет ФНО 100.00, в которой отражает как льготируемые доходы, так и доходы, облагаемые КПН.

В случае освобождения доходов от оказания финансовых услуг и все расходы (вычеты) связаны с основной деятельностью. Доходы по декларации подлежат корректировке, так как доход полностью освобожден от КПН. Переносится ли этот убыток из-за расходов (вычетов) на следующий год или как верно его отразить?

В случае получения исключительно доходов, освобождаемых от КПН в соответствии с пунктами 3, 4 и 7 статьи 6 Конституционного закона, а также соблюдения остальных двух условий (осуществление участником деятельности в РК только на территории МФЦА, а также если участник не является доверительным управляющим в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса), участник МФЦА вправе представить ФНО 180.00. В противном случае представляется ФНО 100.00. Согласно пункту 13 Правил ведения участниками МФЦА раздельного учета доходов, подлежащих освобождению от КПН и подлежащих налогообложению, а также расходов, подлежащих отнесению на вычеты, утвержденных совместным приказом Управляющего МФЦА от 08.12.17 г., Министра финансов РК 11.12.17 г. и Министра национальной экономики РК 12.12.17 г., (далее – Правила) расходами, подлежащими отнесению к деятельности по получению доходов, подлежащих освобождению от КПН в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 6 Конституционного закона, признается сумма прямых и косвенных расходов. В соответствии с пунктом 14 Правил, расходами, подлежащими отнесению на вычеты по деятельности по получению доходов, подлежащих налогообложению, признается сумма прочих и сторонних расходов. Тем самым, поскольку сумма прямых и косвенных расходов пунктом 14 Правил не включена в состав расходов, подлежащих отнесению на вычеты, такие расходы не относятся на вычеты. В этой связи, учитывая отсутствие доходов, облагаемых КПН в общеустановленном порядке, исходя из указанных положений Правил предполагается отсутствие суммы прочих и сторонних расходов, подлежащих отнесению на вычеты, что, соответственно, обуславливает и отсутствие факта возникновения убытков.

Участники МФЦА составляют налоговую отчетность по КПН по формам и в порядке, утвержденным в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в зависимости от вида оказанных услуг. Конституционным законом не предусмотрено специальных положений по порядку представления форм налоговой отчетности (далее – ФНО), в связи с чем участник МФЦА представляет ФНО в общеустановленном порядке. Для участников МФЦА, осуществляющих исключительно финансовую или вспомогательную деятельность предусмотрена упрощенная ФНО 180.00, которая представляется при одновременном соответствии следующих условий: – осуществляют деятельность в Республике Казахстан только на территории МФЦА; – получают исключительно доходы, освобождаемые в соответствии с п. 3, 4 и 7 ст. 6 Конституционного закона; – не являются доверительными управляющими в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса. Срок представления ФНО 180.00 идентичен общеустановленному сроку по ФНО 100.00 – не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом. В случаях несоответствия условиям представления ФНО 180.00 представляется ФНО 100.00, где для участников МФЦА предусмотрены:  специальное приложение формы 100.12;  специальные строки 100.00.040IV и 100.00.046II. Все прочие ФНО подлежат представлению по общеустановленным формам и в общеустановленные сроки.

Физические и юридические лица до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты ИПН и КПН по доходам: – от прироста стоимости при реализации ценных бумаг, находящихся на дату реализации в официальных списках фондовой биржи (пп. 1) п. 7 ст. 6 Конституционного закона); – в виде дивидендов и вознаграждений по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов или вознаграждений в официальных списках фондовой биржи (пп. 3) п. 7 ст. 6 Конституционного закона). В остальных случаях налогообложение осуществляется в соответствии с действующим законодательством РК. Следует отметить, что фондовой биржей (AIX) является юридическое лицо в организационно-правовой форме акционерного общества, осуществляющее организационное и техническое обеспечение торгов финансовыми инструментами в МФЦА (пп.2) ст.1 Конституционного закона).

Может ли участник МФЦА, осуществляющий финансовую или вспомогательную деятельность применять специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации ?

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации вправе применять субъекты малого бизнеса – индивидуальные предприниматели и юридические лица-резиденты Республики Казахстан. Тем самым, получение статуса участника МФЦА само по себе не является препятствием для применения специальных налоговых режимов для субъектов МСБ, в т. ч. и на основе упрощенной декларации. Вместе с тем, большинство видов доходов, освобождаемых от КПН в соответствии с п. 3 и 4 ст. 6 Конституционного закона, являются доходами от видов деятельности, несовместимых с применением специальных налоговых режимов для субъектов МСБ. В частности, не применяется специальный налоговый режим для субъектов МСБ, предоставляющих ряд видов работ и услуг. Данный перечень, в частности, включает: консультационные услуги; деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; деятельность в области права, юстиции и правосудия; деятельность в рамках финансового лизинга. Кроме того, также не вправе применять специальный налоговый режим (далее-СНР) на основе упрощенной декларации юридические лица: – имеющие структурные подразделения, а также иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах; – оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений). Таким образом, юридическое лицо после получения статуса участника МФЦА может применять специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации при соответствии общеустановленным критериям и условиям. Компетенция проверки на такое соответствие, как и в целом на предмет соблюдения налогового законодательства, имеется только у налоговых органов РК. Отмечаем, что изъятия из Налогового кодекса, указанные в Конституционном законе, не предусматривают какие-либо положения по СНР. В этой связи необходимо руководствоваться требованиями Налогового кодекса.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *