Налоговые льготы доклад – 2021 год

Налоговые льготы;

Самое главное по теме: “Налоговые льготы доклад” от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

ВВЕДЕНИЕ. Налоговые льготы: их роль, условия предоставления и перспективы развития

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Налоговые льготы: их роль, условия предоставления и перспективы развития

Направление подготовки 38.03.01 Экономика (Бакалавриат)

обучающийся 4350 группы ____________________ Суворова В.В.

Ст. преподаватель ____________________ Пономарева В.А.

1 Теоретические основы применения налоговых льгот………………………..5

1.1 Понятие и роль налоговых льгот в налоговой системе государства. 5

1.2 Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства…12

1.3 Виды налоговых льгот и механизм их применения…………………..14

1.4 Порядок и условия предоставления налоговых льгот в Российской Федерации по различным налогам…………………………………….…….18

2 Анализ применения налоговых льгот в Министерстве юстиции Республики Коми……………………………………………………………. …23

3 Совершенствование системы налоговых льгот, их рациональное использование …………………………………………………………………. 33

3.1 Основные проблемы рационального использования налоговых льгот…………………………….…………………………………………….32

3.2 Пути совершенствования и перспективы развития механизма определения налоговых льгот в Российской Федерации на современном этапе развития………………………………………………….……..……….35

Список использованных источников……………………………. …….48

История развития любой страны выступает процессом последовательного поиска оптимальных способов и форм стимулирующего воздействия на экономику государства. Система общественных отношений в области налогообложения выступает одной из самых динамично развивающихся общественных систем. Развитие общества определяет и изменение налогового законодательства, при этом любое такое изменение должно происходить на высоком качественном уровне, а также должны гарантировать участникам налоговых отношений и определенная стабильность этих отношений.

Под льготами и льготным налогообложением понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Порядок установления льгот и льготного налогообложения регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Потребность в льготах предопределена необходимостью учета в целях налогообложения специфики отдельных групп налогоплательщиков и сфер деятельности, в которых они функционируют.

Принятие НК РФ выступило очень важным этапом развития не только российского налогового законодательства, но и российской налоговой системы в целом. Среди основных направлений налоговой реформы, которая проходит в России важно отметить следующие: снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, сокращение общего числа налогов, уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот.

Большого количества налоговых льгот в законодательстве РФ дает возможность хозяйственным субъектам применять их на законном уровне и снижать тем самым налоговую нагрузку, при этом именно правильное применение налоговых льгот позволяет субъектам налоговых отношений избежать правонарушений.

Льготы есть прежде всего социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения.

Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена недостаточной изученностью механизма применения и реформирования института налоговых льгот в налоговой системе Российской Федерации.

Целью данной работы является определение экономического содержания налоговых льгот, их роль, условия и порядок предоставления на современном этапе развития.

Для реализации цели работы были поставлены следующие задачи:

ü исследование теоретических основ применения налоговых льгот;

ü рассмотрение порядка и условий предоставления налоговых льгот в РФ;

ü анализ применения налоговых льгот в Министерстве юстиции Республики Коми;

ü выявление основных направлений рационального применения налоговых льгот.

Объект исследования — отношения, которые формируются в процессе использования налоговых льгот.

Предмет исследования — совокупность теоретических основ применения налоговых льгот.

Налоговые льготы

Все бизнесмены хотят снизить затраты, в том числе – и по налогам. Закон дает им такую возможность, и даже – много возможностей. Рассмотрим, что такое налоговые льготы и какими они бывают.

Понятие и виды налоговых льгот

Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:

  1. Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
  2. Полное освобождение от отдельных налогов.
  3. Уменьшение облагаемой базы.
  4. Снижение налоговых ставок.
  5. Отсрочка или рассрочка по уплате.

Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Зачем нужны налоговые льготы

Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:

  1. Развитие определенных отраслей экономики.
  2. Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
  3. Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
  4. Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
  5. Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.

Кто устанавливает льготы по налогам

Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.

На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.

Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.

Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).

Вывод отдельных объектов из-под налогообложения

В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.

Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.

Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).

К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.

Полное освобождение от отдельных обязательных платежей

Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.

«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.

Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.

Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:

  1. Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
  2. Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
  3. Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение облагаемой базы (налоговые вычеты)

Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.

Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ). Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).

Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации. В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ). Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.

Снижение налоговых ставок

Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:

  1. По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
  2. По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:

  1. По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
  2. По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
  3. По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.

Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.

Перенос срока уплаты

Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.

Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.

Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.

Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.

Всегда ли нужны льготы

В отличие от самой уплаты налогов, применение льгот – это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет право полностью отказаться от положенных ему преференций или приостановить их использование на время, с учетом особенностей исчисления конкретного платежа (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Казалось бы – зачем отказываться от преимуществ, предусмотренных законом? Однако – такие ситуации бывают.

Предположим, малое предприятие перешло на один из спецрежимов и перестало платить НДС. В этом случае компания может потерять часть своих клиентов – плательщиков НДС или будет вынуждена предоставлять существенные скидки. Убыток в этом случае иногда оказывается сопоставимым с полученной экономией на налогах.

Также и физические лица далеко не всегда пользуются социальными вычетами по НДФЛ (например – за лечение). Люди, которые не обладают соответствующими знаниями, часто обращаются к консультантам для оформления документов на вычет. А если сумма затрат небольшая, то экономия на налогах может оказаться сопоставимой с гонораром консультанта.

Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом.

Задача льгот – перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.

Налоговые льготы могут предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей.

Налог

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Использование в налоговом планировании налоговых льгот налогообложения РФ

Возможность самостоятельнойдостоверной оценки потенциальной доступности льгот для целей планирования. Г. № 146-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824. Предварительных критериев, позволяющих объективно и просто оценить доступность льготы. Использование четкой и измеримой системы критериев и прозрачной процедуры проверки. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Читать ещё >

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Использование в налоговом планировании налоговых льгот налогообложения РФ ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Сущность и значение налоговых льгот
  • Глава 2. Система налоговых льгот, принципы эффективности налоговой системы
  • Глава 3. Проблема оценки результативности (эффективности) льготного налогообложения
  • Заключение
  • Список литературы

При описании льготы и ее адресатов необходимо использовать однозначно толкуемые понятия, зафиксированные в налоговом или ином законодательстве. В частности, мировой практикой является использование в определении льгот понятий, закрепленных ОЭСРПредварительное согласование льгот. Необоснованные отказы в льготах

Передача согласований на уровень профессиональных организаций, компетентных в предмете согласования

Коррумпированность согласованных льгот

Предоставление налогоплательщику свободы в выборе согласующей организации (может быть как ограниченный, так и неограниченный список) Проверка выполнения условий предоставления льготы

Использование четкой и измеримой системы критериев и прозрачной процедуры проверки

Возможность самостоятельнойдостоверной оценки потенциальной доступности льгот для целей планирования

Введение

предварительных критериев, позволяющих объективно и просто оценить доступность льготы

Заключение

Список литературы

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон № 146-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824

Об основах налоговой системы РФ: федер. закон РФ № 2118−1 (в настоящее время утратил силу).

Барулин льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. — 2002. — № 2.Горский функций у налога // Налоговый вестник. — 2002. — № 3., Чжу

Сяоцин, Сунь Юйсю, Се Тяньчэн. Налоговая политика стимулирования инноваций как фактор экономического роста: китайский путь // Управленческое консультирование. — 2014. — № 2. — С. 84−93.Марков льготы как способ стимулирования инновационной деятельности: оценка целесообразности и бюджетной результативности применения: дис. … канд. экон. наук. — СПб., 2010.

Налоговые льготы: понятие, виды, механизм установления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:43, реферат

Краткое описание

Говоря о справедливой налоговой политике сейчас, не учитывать значимости такой важной её составляющей как налоговые льготы не представляется возможным. В современном обществе условия ведения бизнеса достаточно жёсткие, не всем товаропроизводителям удаётся успешно выйти на рынок и закрепиться на нём, благополучно выдерживая быстрый темп экономического развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и принципы применения налоговых льгот………4
Глава 2. Классификация видов налоговых льгот…………………….7
Глава 3. Механизм установления налоговых льгот………………. 10
Глава 4. Основные проблемы применения налоговых льгот………16
Заключение………………………………………. 18
Библиографический список………………………………………….19

Содержимое работы — 1 файл

Налоговые льготы.doc

Всероссийская Государственная Налоговая Академия

Министерство Финансов Российской Федерации

понятие, виды, механизм установления»

Глава 1. Понятие и принципы применения налоговых льгот………4

Глава 2. Классификация видов налоговых льгот…………………….7

Глава 3. Механизм установления налоговых льгот………………. 10

Глава 4. Основные проблемы применения налоговых льгот………16

История возникновения налоговых льгот тесно переплетается с историей возникновения самих налогов, и уходит своими корнями ещё во времена Древней Греции, Египта и других великих цивилизаций. В местах появления налогообложения в скором времени возникали и послабления в их уплате для определённых лиц или видов деятельности.

В последние столетия налоговые льготы являются неотъемлемой частью налоговой системы. При этом в разных странах отношение к данному виду налогового инструмента весьма неоднозначно. Одни государства держат курс на стимулирование налогового льготирования как достаточно сильного фактора стимулирования деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, другие же считают их своего рода балластом на пути пополнения государственного бюджета и нарушением принципа равенства между всеми налогоплательщиками.

Говоря о справедливой налоговой политике сейчас, не учитывать значимости такой важной её составляющей как налоговые льготы не представляется возможным. В современном обществе условия ведения бизнеса достаточно жёсткие, не всем товаропроизводителям удаётся успешно выйти на рынок и закрепиться на нём, благополучно выдерживая быстрый темп экономического развития. Налоговые льготы в подобных случаях являются достаточно мощным стимулом развития деятельности таких хозяйствующих субъектов. Однако при этом их стимулирующую функцию необходимо грамотно использовать.

Всё больше экономистов-аналитиков признают за налоговыми льготами их регулирующее воздействие на экономику, для достижения которого первоочередным является точное определение самого понятия льгот и проведение их полной классификации. Разумеется, данные проблемы не единственные в этом вопросе, тем не менее, они являются базовыми для понимания сущности налоговых льгот и, соответственно, справедливости налоговой политики в целом при их применении.

Глава 1. Понятие и принципы применения налоговых льгот.

Несмотря на широкое использование в налоговой теории понятия «налоговые льготы», до сих пор отсутствует чёткое и однозначное понимание их сущности.

Согласно статье 56 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ), льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. 1 Данное определение является общим и неточным. Руководствуясь им трудно понять, какие преимущества в сфере налогообложения считать льготой, а какие нет. В определении чётко говорится о том, что льготой считается неуплата налога или уплата в неполном объёме, при этом становится непонятно, относится ли к льготам отсрочка (рассрочка) налоговых платежей. Судя по логике Кодекса, не относится, тем не менее, трудно спорить с тем фактом, что отсрочка (рассрочка), так же как и налоговый и инвестиционный налоговый кредит предусматривают уменьшение налогового обязательства, т. е. создают преимущества в уплате налогов по сравнению с другими налогоплательщиками.

Далее проблемы возникают уже на этапе определения перечня видов налоговых льгот: в НК РФ он отсутствует. Если следовать логике разработчиков НК, не признаются льготами общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, отсрочка (рассрочка) уплаты налогов, налоговый кредит (в том числе и инвестиционный). Данные категории рассматриваются лишь как возможные способы изменение срока исполнения налогового обязательства, тем самым эти льготы лишаются своей регулирующей функции и законодательно ограничиваются в плане своего стимулирующего воздействия. Так же существует вопрос о целесообразности отнесения к категории налоговых льгот специальных налоговых режимов, а с недавних пор в правительстве вообще ведутся разговоры об их полном упразднении.

Неопределенность и, зачастую, двусмысленность определения всех элементов налога и налогообложения могут привести, во-первых, к созданию условий для уклонения от уплаты налога его плательщиками на законных основаниях; во-вторых, к толкованию отдельных положений закона налоговыми органами в свою пользу и в ущерб для налогоплательщика.

Вопрос о целесообразности стимулирования или же наоборот сокращения (либо полного упразднения) льгот при уплате налогов и сборов крайне сложен и многогранен. Для начала, необходимо определиться с его теоретической составляющей, а именно ответить на вопрос: «что же из себя представляют налоговые льготы и каков их экономический смысл».

Налоговые льготы проявляются в двух основных сущностях. С одной стороны, они являются одним из элементов налогообложения, а, с другой стороны, важным инструментом налоговой политики с целью стимулирования отдельных видов деятельности и поддержки определённых социальных групп.

Российским законодательством предусмотрены общие принципы применения налоговых льгот.

1. Налоговые льготы не устанавливаются в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц, а также места происхождения капитала. Данная норма уравнивает в правах российских и иностранных инвесторов при получении налоговых льгот.

2. Налоговые льготы не могут носить индивидуального характера. Это положение создаёт равные условия для всех налогоплательщиков.

3. Налоговые льготы могут быть предоставлены только актами налогового законодательства. На федеральном уровне льготы устанавливаются НК РФ, на региональном и местном уровнях положения о льготах НК РФ могут быть дополнены законами субъектов Российской Федерации о налогах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах соответственно(безусловно, только в отношении льгот по региональным и местным налогам).

4. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

5. НК РФ не установлены сроки, в течение которых налогоплательщик может воспользоваться льготой. Это положение даёт налогоплательщику право при неиспользовании льгот в предыдущие налоговые периоды (в случае неоповещения налогового органа о приостановке применения льгот) на возврат переплаченной суммы налога.

Глава 2. Классификация видов налоговых льгот.

Существуют следующие виды налоговых льгот: налоговые скидки, налоговый иммунитет, отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, налоговая амнистия, освобождение от уплаты налогов отдельный категорий налогоплательщиков, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок, инвестиционная премия, льгота на истощение недр, ускоренная амортизация, специальные налоговые режимы.

Вопрос о классификации налоговых льгот уже давно является дискуссионным, причём как в теории, так и на практике. Разные экономисты и авторы учебных пособий по экономике и налогообложению распределяют льготы по разным классификационным признакам. В российском законодательстве отсутствует полная классификация налоговых льгот. Она должна заключать в себе группировку по всем возможным признакам. Основа приведённой ниже классификации разработана Д. В. Латыповой, здесь лишь дополнен признак комплексности, признак разграничения льгот по органу, устанавливающему льготу, и добавлен признак по статусу налогоплательщика, применяющего льготу. 2

В зависимости от управляемого элемента налогообложения выделяют следующие льготы, ориентированные на:

1) налогоплательщиков (налоговый иммунитет, освобождение отдельных категорий налогоплательщиков, налоговая амнистия, специальные налоговые режимы);

2) налоговую базу (налоговые скидки, ускоренная амортизация);

3) срок уплаты налога (налоговый кредит, отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы);

4) ставку налога (понижение ставок, инвестиционная премия, льгота на истощение недр);

5) налоговый оклад (налоговая амнистия, налоговый кредит, инвестиционный вычет).

По механизму предоставления льготы делятся на:

1) безусловные – это прямо установленные законодательством льготы, не требующие выполнения каких-либо дополнительных условий (налоговые скидки, освобождение отдельных категорий налогоплательщиков);

2) условные – это льготы, по которым законодательством установлены лишь общие правила, для их применения необходимо выполнить ряд условий (налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, налоговая амнистия и др.).

По цели введения льготы подразделяются на:

1) экономические – это льготы, стимулирующие производственную, инвестиционную, инновационную деятельность хозяйствующих субъектов (ускоренная амортизация, налоговый кредит и др.);

2) социальные – это льготы, вводимые с целью решения социальных задач (некоторые формы налоговых скидок, вычетов);

3) общие – это льготы, решающие как экономические, так и социальные задачи(понижение ставок, налоговые скидки и др.).

По комплексности воздействия льготы делятся на:

1) льготы, воздействующие только на какой-то один налог или его один элемент;

2) льготы, ориентированные на воздействие на какой-т один налог, но при этом косвенно воздействующие и на другой налог (например, ускоренная амортизация);

3) льготы, оказывающие комплексное воздействие на определённую совокупность налогов ( например, налоговый иммунитет и специальные налоговые режимы).

По устанавливающему льготу органу налоговые льготы делятся на:

1) федеральные льготы, устанавливаемые и отменяемые федеральными властями;

2) региональные льготы, устанавливаемые региональным уровнем управления по региональным налогам;

3) местные льготы, устанавливаются органами местного самоуправления по местным налогам.

По статусу налогоплательщика льготы длятся на:

1) личные – это как правило льготы физическим лицом, например, имущественные вычеты по НДФЛ;

2) юридическим лицам (таких льгот большинство).

Глава 3. Механизм установления налоговых льгот.

Стоит отметить, что на практике не все предприятия знают, какие льготы они могут использовать. Льготы очень зависят от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области даны значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы, с которыми не все предприятия, особенно малые, успевают ознакомиться.

Налоговые льготы, их сущность и характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является изучение понятия и видов льготы в налоговом праве, применяемых Республике Беларусь.

Основными задачами курсовой работы является:

1.определить понятие льготы в системе налогового права;
2.раскрыть особенности применения налоговых льгот в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ ……………………………….7
2.НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РБ………………………………………………………………..13
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В РБ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОГО РЫНКА. 23
Заключение………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………. 32

Работа содержит 1 файл

Титульник 1 стр.docx

УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

Кафедра финансов и кредита

по курсу «Теория финансов»

на тему «Налоговые льготы, их сущность и характеристика»

Выполнила студентка 3 курса

специальности «финансы и кредит »

Дергачева Татьяна Владимировна

1. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ ……………………………….7

2.НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РБ………………………………………………………………..13

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В РБ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОГО РЫНКА ..23

Список использованных источников…………………………. 32

В современном мире такие слова, как «налоги» и «налогообложение» уже вызывают не страх и неизвестность, как ранее, а скорее интерес и повод для дискуссий. Ведь система данного явления стремительно развивается, меняется, совершенствуется. Практически каждый человек в своей жизни сталкивается с таким механизмом экономической деятельности, как налогообложение, поэтому преувеличить его значение сложно. Налогообложение значительно влияет на предпринимательскую активность. В свою очередь, высокая предпринимательская активность способствует развитию и расширению рынка товаров и услуг. Вследствие этого потребители могут выбрать ту продукцию, которая наилучшим образом удовлетворяет их потребностям. Кроме того, в настоящее время на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных поступлений. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Таким образом, налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики.

Именно поэтому темой данной курсовой работы выбран очень важный и актуальный вопрос – вопрос о налогах и налогообложении, а также о путях их совершенствования в нашей стране, Республике Беларусь.

Актуальность исследования понятия льготы в налоговом праве и видов налоговых льгот обусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговая льгота.

Цель курсовой работы является изучение понятия и видов льготы в налоговом праве, применяемых Республике Беларусь.

Основными задачами курсовой работы является:

  1. определить понятие льготы в системе налогового права;
  2. раскрыть особенности применения налоговых льгот в РБ.

Объектом исследования курсовой работы является налоговые льготы в системе налогообложения РБ.

Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории. Методологической основой написания работы послужили труды таких отечественных экономистов, как Н.Е. Заяц («Налоги и налогообложение»). На мой взгляд, наиболее полно отображена тема моей курсовой работы в книгах таких авторов как Евстигнеев Е.Н. «Налоги и налогообложение» и Савицкий А.А. «Налогообложение. Нет единого мнения относительно сущности налоговых льгот.

Основные и исходные данные для разработки темы. Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, а также нормативные документы Республики Беларусь. При написании курсовой работы были использованы различные журналы: Главный Бухгалтер, Вестник Высшего Хозяйственного Суда, Налоговый вестник.

Статьи в периодических изданиях дали наиболее полное представление о настоящем состоянии налогообложения и налогового регулирования в Республике Беларусь, позволили сделать выводы о специфике действующей налоговой системы и выделить основные пути ее совершенствования в нашей стране.

Перечень примененных методов исследования. При написании курсовой работы использовались следующие общенаучные методы:

  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • сравнение;
  • системный подход;
  • а также специальные методы и приемы.

Объем и структура результатов. Курсовая работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Курсовая работа включает 34 с., 3 таблиц, 22 источник.

1. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов. Существует много вариантов к определению понятия налогов.

Согласно действующему в стране Налоговому кодексу «налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты» [11] .

Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Налоги являются основной формой доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика.

Основными элементами налоговой системы выступают:

  • плательщики налогов (субъекты налогообложения)
  • объекты налогообложения
  • налоговая база
  • налоговый период
  • налоговая ставка
  • налоговые льготы
  • порядок исчисления
  • источник уплаты
  • порядок и сроки уплаты
  • санкции.

Налоги в структуре общественных отношений выполняют ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к четырем основным функциям: фискальной, стимулирующей, распределительной и регулирующей.

В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.

Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.

Налог обладает самостоятельной стимулирующей функцией, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений). Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. Стимулирующей функции характерно стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений.

Согласно Налоговому кодексу РБ : «Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере» [11].

Налоговая льгота — снижение размера (тяжести) налогообложения.

По мнению Заяц : «Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.» [9] .

Существуют следующие виды льгот:

  • необлагаемый минимум объекта (освобождение от налога части объекта налога);
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
  • установление налогового иммунитета (освобождение от налога отдельных лиц или категорий плательщиков);
  • предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога);
  • понижение налоговых ставок;
  • целевые налоговые льготы включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов;
  • прочие налоговые льготы.

Налоговый иммунитет — освобождение лиц, занимающих особо привилегированное положение, от обязанности платить налоги.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

  • финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
  • малых форм предпринимательства;
  • занятости инвалидов;
  • благотворительной деятельности, социально-культурной и природоохранительной сфер.

Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Для стимулирующей функции в отличие от фискальной характерно стимулирование социально-экономической деятельности плетельщика, приоритетных для государства направлений. Стимулирующее воздействие оказывается возможным через введение различных видов налоговых льгот и преференций.

Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.

Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Льготы по налогам и сборам устанавливаются Президентом Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Индивидуальные льготы по налогам и сборам юридическим и физическим лицам Республики Беларусь предоставляются Президентом Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, установленном актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь, предоставлять юридическим и физическим лицам Республики Беларусь льготы по налогам и сборам, полностью уплачиваемым в местные бюджеты, за исключением налогов на доходы и прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *