Налоговая система Канады — Налоги в мире

Налоговые льготы;

Основу доходов федерального бюджета составляют: подоходный налог с населения, налог на корпорации, налог на товары и услуги, акцизы, таможенные пошлины и взносы в фонды социального страхования. Доходы провинций складываются из: подоходного налога с населения, налога с продаж, налога на прибыли корпораций, акцизов, взносов в фонды социального страхования, налогов на дарение, рентных платежей, различных регистрационных и лицензионных сборов. Основная доля поступлений приходится на подоходный налог и косвенные налоги. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налогов на предпринимательство.

Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. Доля мелких фирм (где занято менее 100 лиц наемного труда) достигает 97% от числа всех компаний (услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли), и к их доходам применяется единая ставка 12%.

Налоги бывают двух видов:

Первый вид (прямые налоги) — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Второй вид (косвенные налоги) — налоги на товары и услуги: налог с оборота (налогом на добавленную стоимость); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие

Ставка налога

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды)

В целом в налоговой системе Канады преобладает прямое налогообложение. Из косвенных налогов наиболее значимы: федеральный налог на товары и услуги по единой ставке 7% и местный налог с продаж. Иногда в провинциях эти два налога объединяются в комбинированной ставке — 15%. Объединенный налог включается в розничные цены. Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинции получают поддержку со стороны федерального правительства в форме трансфертов, которые составляют около 28% всех их доходов. Федеральные трансферты провинциям основаны на трех имеющих разные цели и структуры, ключевых программах — «Выравнивание», «Установленное финансирование программ» и «План помощи». По нашему мнению, общая ориентация на децентрализацию оправдывает себя, так как она облегчает адаптацию социальной политики к насущным нуждам населения.

В целом современная налоговая система Канады достаточно типична для государств с развитой рыночной экономикой. По уровню налогообложения корпораций Канада занимает среднее положение среди ведущих индустриальных стран. Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. Доля таких мелких фирм (занято менее 100 лиц наемного труда) достигает 97 % от числа всех компаний (услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли), и к их доходам применяется единая ставка —12% .

Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:

• федеральном (48% государственных доходов);

• провинциальном (42% государственных доходов);

• местном (10% государственных доходов).

Полученные средства расходуются в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями.

В федеральном налогообложении главную роль играют прямые налоги на доходы населения — налог на доходы физических лиц и обязательные взносы в государственный фонд страхования занятости и государственный пенсионный фонд, на них приходиться порядка 60% всех поступлений в федеральный бюджет. Следующая по величине статья его доходов — косвенные налоги (около 23%), из которых наиболее «весом» налог на товары и услуги по единой ставке 7% и местный налог с продаж. Иногда в провинциях эти 2 налога объединяются в комбинированной ставке 15%. Объединенный налог включается в розничные цены. Налоги на доходы юридических лиц включают налог на прибыль корпораций и налог на капитал крупных корпораций. В сумме они дают около 15,5 доходов федерального бюджета.

При общей сумме доходов федерального бюджета в 2004— 2005 финансовом году в размере 171,3 млрд. канадских долл. поступления от:

  1. подоходного налога составили 80,3 млрд. долл.,
  2. НДС — 25,7 млрд. долл.,
  3. налог на доходы корпораций —123,6 млрд. долл.,
  4. страховые платежи ––17,8 млрд. долл.,
  5. таможенные сборы — 4 млрд. долл.,
  6. неналоговые доходы составили лишь –– 8,4 млрд. долл.

Структура налоговых поступлений в бюджеты провинций аналогична федеральной, но кроме этого важным источником для них являются трансферты (переводы средств) федерального правительства. Доля трансфертов составляет в среднем 19% бюджетов провинций.

налоговые источники доходов провинций складываются из:

  • подоходного налога с населения;
  • налога с продаж;
  • налога на прибыли корпораций;
  • акцизов;
  • налогов в фонды социального страхования;
  • налогов на дарения;
  • рентных платежей;
  • различных регистрационных и лицензионных сборов.

Доходы местных органов власти примерно на 47% складываются за счет местных косвенных налогов и продажи различных лицензий и разрешений. Основным налогом является налог на недвижимую стоимость. В ряде провинций муниципалитетам предоставлено право, собирать дополнительные налоги на продажи спиртного, при взимании платы за услуги гостиниц и ресторанов. Еще 47% дают трансферты правительства провинции, на территории которой расположен тот или иной муниципальный округ. Небольшие субсидии поступают целевым назначением и от федерального правительства.

ВИДЫ НАЛОГОВ КАНАДЫ

Подоходный налог

В Канаде федеральный подоходный налог был установлен в 1917 на основании Закона о военном подоходном налоге. Этот закон был впоследствии заменён Законом о подоходном налоге, изданным в 1948. В 1952 этот закон был включён в общий пересмотр законодательства. В 1965 был представлен Отчёт Картера, разобравший канадский режим налогообложения во всей его глубине и предлагавший существенные изменения налоговой политики и соглашений по вопросам налогообложения между федеральным правительством и провинциями. Впоследствии закон подвергался многочисленным переделкам, в том числе реформе 1971, вводившей определённые рекомендации к Отчёту Картера. После этого Закон о подоходном налоге подвергается многочисленным ежегодным изменениям, о главных из которых объявляется министром финансов при внесении проекта бюджета.

Обязанность уплачивать подоходный налог основывается на понятии постоянного местожительства. При этом в соответствии с Законом о подоходном налоге канадским резидентом считается каждое лицо, проживающее в стране более 183 дней, Облагается налогом всемирный доход канадских резидентов, тогда как лицо-нерезидент уплачивает налог лишь с заработной платы, полученной в Канаде, предпринимательского дохода, относящегося к постоянно действующему в Канаде предприятию, и с доходов от капитальных вложений, реализованных при распоряжении облагаемым канадским имуществом. Для физических лиц налоговый год обычно соответствует календарному году, то есть от 1 января до 31 декабря. Для обществ налоговый год обычно соответствует их финансовому году. Налоговый год охватывает период с 1 января по 31 декабря.

Физическое лицо должно представить свою декларацию о доходах не позднее 30 апреля после окончания налогового года (или до 15 июня, если это же физическое лицо владеет индивидуальным предприятием), по мере того как оно получает доход, подлежащий налогообложению. Общества, зарегистрированные в Канаде, обязаны представить декларацию о доходах не позднее чем через шесть месяцев после окончания их налогового года. В случае представления просроченной декларации или утаивания доходов могут применяться карательные меры.

При этом ставка федерального налога для физических лиц установлена в пределах от 17 до 29%, а корпораций 28%.

По уровню налогообложения физических лиц Канада занимает среди стран Группы семи одно из первых мест. Вместе с тем, гибкая система интеграции личного подоходного и корпорационного налогов позволяет избегать двойного обложения прибыли, имеющего место в США.

Закон различает доходы по их природе, или источнику. Таким образом, различают доход от оплачиваемой работы или службы (лишь применительно к физическим лицам), имущественный доход, предпринимательский доход и прирост капитала. Некоторые другие суммы включаются в доход просто в силу Закона. В принципе, доход, не происходящий ни от одного из этих источников, не подлежит налогообложению. В таком случае говорят о случайной прибыли (например, выигрыш в лотерее).

Подлежат налогообложению лишь 50 % доходов от капитала.

Налогоплательщик, терпящий убыток в налоговом году, сможет перенести его на другой налоговый год и вычесть при расчёте своего облагаемого дохода. Существуют различные виды убытков, среди которых есть убытки капитала и иные убытки.

В определённых ситуациях Закон предусматривает освобождение от налога на прирост капитала, в частности освобождение от налога на прирост капитала, заключённого в акциях малых предприятий, с максимальным вычетом в 750 000 $. (Это касается лишь физических лиц, исключая доверительную собственность).

Закон различает собственно доход (обычно называемый чистым доходом) и облагаемый доход. Налог рассчитывается с облагаемого дохода. Облагаемый доход соответствует чистому доходу, над которым были произведены определённые коррективы. Так, облагаемый доход налогоплательщика соответствует его чистому доходу, рассчитанному за год, за вычетом сальдо иных убытков, понесённых в течение предыдущих налоговых периодов и перенесённых на данный налоговый год.

Вообще говоря, лица-нерезиденты, получающие имущественный доход в Канаде, должны платить налог в 25 %, применимый к сумме нетто платежей, которые им произведены. Предусмотрено, что канадский плательщик должен сам произвести удержание налога с этих переводимых нерезидентам за границу платежей. Эта ставка может быть сокращена на основании условий международного налогового соглашения. В некоторых случаях выплаты дивидендов теперь предусмотрено, что никакой налог не будет ни удерживаться, ни подлежать уплате.

Кроме имущественных доходов, получаемых из Канады, существует три ситуации, обязывающие лицо-нерезидента уплатить налог в Канаде:

  1. получение заработной платы в Канаде;
  2. распоряжение определённым имуществом, именуемым «канадское облагаемое имущество»;
  3. ведение хозяйства на постоянно действующем предприятии.

Федеральный налог на доходы корпораций (federal corporate income tax). Платится непосредственно корпорациями на основании ежегодно представляемых ими финансовых отчетов. Базовая ставка налога составляет 29%. Более льготным режимом налогообложения пользуются только две категории компаний. Во-первых, это предприятия обрабатывающей промышленности — для них налог установлен на уровне 21%. Во-вторых, предприятия малого бизнеса в любой отрасли платят налог по ставке 12%.

Провинциальный налог на доходы корпораций (provincial corporate income tax) взимается в провинциях по различным ставкам, уровень которых колеблется от 5 до 17%.

Суммарная федерально-провинциальная ставка налога на доходы корпораций составляет в Канаде около 42%, при 39-40% в США, около 30% во Франции и Великобритании, более 50% в Японии, Германии и Италии.

Расчёт федеральных налогов

Подоходный налог с физических лиц рассчитывается посредством прогрессивных ставок. (Но: Лишь провинция Альберта приняла единую ставку для провинциального подоходного налога с физических лиц). Для сокращения суммы уплачиваемого налога могут использоваться определённые налоговые кредиты.

Налог на прибыль

Значимую роль играет налог на прибыль и связанные с ним разнообразные налоговые льготы, которые побуждают компании к рациональному использованию основных и оборотных средств, внедрению НИОКР, развитию деятельности в определенных районах и другим общественно полезным мероприятиям.

Ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной . Общая федеральная ставка — 28% (для компаний обрабатывающей промышленности — 23%). Провинциальные ставки налога на прибыль представлены в .

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *