Налоговая льгота для зданий с высоким классом энергетической эффективности

Налоговые льготы;

В 2011 году в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) было внесено одно незначительное дополнение, которое по прошествии пяти лет стало причиной множества административных и судебных споров. В данной статье предлагается к обсуждению одна из налоговых льгот, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ и применяемая к налогу на имущество организаций (далее – Налоговая льгота).

Согласно п. 21 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, – в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

Налоговая льгота позволяет не платить налог на имущество организаций в течение трех лет в отношении отдельных объектов, что крайне выгодно для собственников объектов недвижимости.

Однако применение налоговой льготы в отношении зданий на практике породило множество споров и противоречивую судебную практику, которую до настоящего времени Верховный суд Российской Федерации не привел к общему знаменателю.

Для того, чтобы разобраться в проблеме применения налоговой льготы нам необходимо ознакомиться с письменными разъяснениями Минфина России, который за пять лет существования налоговой льготы неоднократно изменял и уточнял свою позицию.

1. Письмом от 25 марта 2015 г. Минфин России высказал позицию, согласно которой налоговая льгота может применяться только в отношении многоквартирных домов, так как Приказом Минрегиона РФ от 8 апреля 2011 г. N 161 определены правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов. В отношении иных объектов недвижимого имущества законодательством не предусмотрено определение классов энергетической эффективности.

2. Письмом от 2 февраля 2017 г. Минфин России изменил свою позицию, сославшись на Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. N 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», и решил, что налоговая льгота по налогу на имущество организаций может применяться в отношении вновь вводимых объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе зданий), имеющих высокий класс энергетической эффективности, при наличии на них энергетического паспорта.

3. Письмом от 29 мая 2017 г. Минфин России дополнил свою позицию тем, что энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергетической эффективности, должен быть изготовлен на дату постановки на бухгалтерский учет вновь вводимого объекта недвижимого имущества.

Из этого можно сделать вывод о том, что с 2012 по 2017 год Минфин России, а соответственно налоговые органы, считали, что применение налоговой льготы к объектам недвижимого имущества, за исключением многоквартирного дома, невозможно.

Почему же изменилась позиция Минфина России в 2017 году? Мы считаем, что изменение позиции финансового органа произошло из-за судебной практики, которая встала на сторону налогоплательщиков.

Одним из первых критически оценил позицию Минфина России Арбитражный суд Кемеровской области. Решением от 16 сентября 2016 г. по заявлению ООО «Новострой» к налоговому органу признано недействительным решение налогового органа в части предложения об уплате недоимки по налогу на имущество организаций.

При этом арбитражный суд руководствовался следующими обстоятельствами.

1. Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество.

2. На основании п. 21 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности – в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (код льготы 2010338).

3. Правила определения класса энергетической эффективности объектов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении).

В силу п. 1 ст. 11 Закона об энергосбережении здания, строения, сооружения, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. 4 ч. 1 ст. 16 Закона об энергосбережении предусмотрено проведение обязательного энергетического обследования в отношении организаций, производящих тепловую энергию вне зависимости от того, является ли это основным видом деятельности организации.

В соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 16 Закона об энергосбережении проведение энергетического обследования для Заявителя обязательно, так как согласно обстоятельствам спора объем потребленных Обществом энергетических ресурсов в стоимостном выражении в 2015 году превысил пороговое значение, установленное законодательством (Правительством Российской Федерации от 16.08.2014 N 818).

4. Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18.

5. В соответствии с п. 5.3 ст. 15 Федерального закона N 261-ФЗ и исходя из содержания правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18, по результатам энергетического обследования зданий составляется энергетический паспорт.

6. Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования установлены Приказом Минэнерго N 400. Энергетический паспорт, составленный в соответствии с требованиями Приказа Минэнерго N 400, предполагает определение класса энергетической эффективности обследуемого объекта.

7. В силу п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – Заключение о соответствии). Для получения Заключения о соответствии на Объект Обществу необходимо представить в Госстройнадзор Кемеровской области энергетический паспорт Объекта, заполненный в соответствии с требованиями раздела 12 СНиП 23-02-2003, который предусматривает определение класса энергетической эффективности Объекта.

Таким образом арбитражный суд подтвердил право налогоплательщика на применение налоговой льготы в отношении зданий, не являющихся многоквартирными домами.

В 2017 г. судебная практика добралась до Арбитражного суда Московской области, где аналогичные решения в пользу налогоплательщиков были приняты в деле N А41-90181/2016 и деле N А41-41173/2017.

Важно проанализировать то, что происходило после вынесения решения Арбитражным судом Кемеровской области.

Во-первых, Минфин России Письмом от 2 февраля 2017 признал право на применение налоговой льготы в отношении зданий при наличии на них энергетического паспорта.

Во-вторых, увеличилось количество обращений в налоговые органы и в суд с требованием предоставить налоговую льготу, а затем освободить от налогообложения или возвратить суммы излишне уплаченного налога за три года.

Результатом этого явилось вынесенное Минфином России Письмо от 29 мая 2017 г., в котором финансовый орган постарался сократить количество налогоплательщиков, претендующих на получение налоговой льготы путем толкования нормы, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ.

Данным письмом установлено требование, согласно которому энергетический паспорт здания должен быть изготовлен не позднее постановки здания на бухгалтерский учет. Рассмотрим ситуацию, которая позволит понять смысл данного письма.

Налогоплательщик ввел торговый центр в эксплуатацию и поставил на баланс в качестве основного средства в январе 2013 г. В марте 2014 г. налогоплательщик уплатил сумму налога на имущество организаций за 2013 г.

В январе 2015 г. налогоплательщик получил энергетический паспорт в отношении торгового центра, в котором указан высокий класс энергетической эффективности. После получения энергетического паспорта налогоплательщик подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций с требованием возвратить излишне уплаченную сумму налога за 2013 г. на основании налоговой льготы.

Фактически налогоплательщик утверждает то, что торговый центр в 2013 г. обладал высоким классом энергетической эффективности, что подтверждается энергетическим паспортом, изготовленным в январе 2015 г.

Арбитражный суд Московской области в деле N А41-90181/2016 по этому поводу указал следующее: «Доводы заинтересованного лица о том, что энергетические паспорта получены в 2016 и 2017 годах, то есть значительно позже введения объектов в эксплуатацию, в связи с чем общество не имело право на льготу в более ранних периодах, не принимаются судом, так как налоговым органом не доказано, что в конструкции соответствующих объектов с момента их ввода в эксплуатацию вносились какие-либо изменения, влияющие на показатели энергетической эффективности зданий».

Десятый арбитражный апелляционный суд согласился с указанной позицией. Позиция Арбитражного суда Московского округа оказалась иной (дело А41-90181/2016), право на применение налоговой льготы кассация не подтвердила.

Стоит обратить внимание на то, что к спорам повышенный интерес проявляют не только стороны, в качестве третьего лица к делам привлекается Минэнерго России, так как этот орган устанавливает требования к энергетическим паспортам (на права и обязанности Минэнерго споры влияния не оказывают).

Есть и другие примеры отрицательной судебной практики. Так Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 марта 2017 г. по делу N А65-30815/2016 заявителю было отказано в признании права на применение налоговой льготы. При этом арбитражный суд руководствовался тем, что класс энергетической эффективности в соответствии с действующим законодательство можно определить только для многоквартирных домов.

Данное решение было оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 августа 2017 г. Такая судебная позиция мне представляется не соответствующей действующему законодательству, так как даже Минфин России в своих последних разъяснениях признал возможность применения налоговой льготы к зданиям отличным от многоквартирных домов.

Интересно, что ни одна судебная инстанция не берется разрешать споры по налоговой льготе с первого заседания. Одна сторона просит отложиться и подождать разъяснений финансового органа, судьи ждут позиций вышестоящих судов.

Я бы сказал, что у всех участников возникают сомнения в правильности применения льготы. Это означает, что необходимо применять ч. 7 ст. 3 НК РФ (неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщиков). Эта норма права создана для подобных споров.

Также стоит отметить, что с 1 января 2018 г. п. 21 ст. 381 НК РФ будет применяться только в том случае, если принят соответствующий закон субъекта РФ.

Это правило вводится в действие Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-Ф ХЗ. Хотел почитать пояснительную записку к законопроекту, чем объясняют необходимость принятия закона субъекта РФ для применения льготы. Но не нашел этот законопроект в АСОЗД.

Удалось пообщаться с представителем Центрального аппарата ФНС относительно налоговой льготы в рамках студенческого юридического форума. Настроены категорично. Говорят, что необходимо оценивать волю законодателя, которая при установлении льготы была направлена на многоквартирные дома.

Мне же представляется, что у нас вносят изменения в законодательство, не задумываясь о возможных последствиях.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *