Какими налоговыми льготами могут воспользоваться IT-компании в 2021 году

Налоговые льготы;

Для стимулирования развития IT-сектора 31 июля 2020 года был официально подписан специальный федеральный закон ФЗ № 265, подразумевающий особый «налоговый маневр» в сфере информационных технологий. Задача проекта — в предоставлении налоговых льгот сразу по нескольким направлениям. Речь про вносы на пенсионное и медицинское страхование, налог на прибыль. Одновременно возникает возможность продажи программного обеспечения, услуг по его разработке без уплаты НДС. В последнем есть масса нюансов, что привело к ряду возмущений в сфере IT.

Главный перечень налоговых новшеств для компаний сферы IT в будущем 2021 году

  • Уменьшение взносов по социальному и медицинскому страхованию суммарно сразу до 6 % (стандартная ставка составляет 15%) для всех штатных работников, включая главу предприятия, уборщицу, охранника.
  • Сокращение ставки по налогу на прибыль организации сразу до 3 % (стандартная ставка составляет 20%) для организаций, работающих по общей схеме.
  • Освобождение в полном объеме от НДС при продаже на территории РФ программного обеспечения при условии, что ПО входит в специальный реестр отечественных IT-разработки.

Особенности предоставления льготы по уплате НДС

Обнуление ставки регулируется подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Версия законодательства, действующая до 31 декабря 2020 года, предполагает возможность не облагать НДС компании, разрабатывающие программный IT-сервис, который предоставляет доступ к ПО в рамках специального лицензионного договора. Аналогичное касается предприятий, ведущих разработку программ по заказу клиентов в тех случаях, когда необходимо передать заказчику все права на его применение (фактически речь идет только про передачу прав интеллектуальной собственности).

С 2021 года подобная льгота по НДС будет доступна только тем компаниям, которые внесли свой разработанный продукт в специальный реестр, включающий отечественные программы для работы БД и ЭВМ. Подобное новшество представляет дополнительное и довольно серьезное препятствие для использования специальных льгот организациям, работающими в IT. Наибольшую же проблему подобная норма составит для предприятий, работающих в рамках аутсорсинга (заказная разработка ПО для сторонних клиентов).

В законе относительно НДС отдельно указано, что льгота недоступна для площадок, которые предполагают возможность размещения рекламы. Также применение льгот по налогу на добавленную стоимость имеет следующие особенности:

  • Компания, работающая по общей системе налогообложения (ОСН) и реализующая ПО с использованием льгот по НДС, не имеет права принимать к вычету входящий налог на добавленную стоимость.
  • Если компания пользуется специальной льготой по НДС, то входящий размер налога на добавленную стоимость можно включать в себестоимость приобретенных товаров и услуг, что снижает налог на прибыль. Например, при покупке товара за 100 рублей плюс НДС в размере 20 рублей можно перенести на расходы уже 120 рублей (если предприятие работает с учетом налога на добавленную стоимость, то в затратах можно учитывать только 100 рублей).
  • Если клиент IT-компании работает в рамках общей системы ОСН с учетом НДС, то ему необходимо выставить счет на оплату (акт о выполненных услугах или иной документ по реализации) с выделенным отдельно налогом на добавленную стоимость по ставке 20 %. В противном случае покупатель не имеет права принятия к вычету НДС.
  • Если клиентом подобной IT-компании будет предприятие, работающее по упрощенной системе (УСН со ставкой налога в 6% или 15%), и она не будет пользоваться льготой, то здесь сотрудничество для покупателя будет невыгодным из-за невозможности принять НДС к вычету. Если же IT-компания будет работать с использованием нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость, то ее предложение по цене будет аналогичным, что и для организаций, работающих по «упрощенке».

Если сделать краткие выводы, то можно сказать:

  • Для небольших компаний, которые работают в рамках упрощенной системы налогообложения со ставками в 6 % или 15 %, подобные изменения в законодательстве не дадут практически никаких преимуществ.
  • Крупные предприятия, работающие в рамках общей системы налогообложения с крупными заказчиками, также, видимо, не смогут воспользоваться данной льготой, так как вынуждены клиентам предоставлять НДС для последующего вычета.
  • Компании на (ОСН), которые занимаются разработкой сайтов для клиентов, работающих по «упрощенке», не смогут использовать налоговые льготы из-за невозможности попадания в реестр.

В итоге на сегодня можно сказать, что лишение специальной льготы по налогу на добавленную стоимость значительно ухудшает положение компаний на общей системе или может оттолкнуть много клиентов. Для оценки ситуации необходим дополнительный анализ и расчет ситуации.

Размеры ставок для IT-компаний в 2021 (2020) году:

  • налог на прибыль — 3 % (20 %);
  • пенсионные взносы — 6 % (8 %);
  • обязательное медицинское страхование — 0.1 % (4 %);
  • социальное страхование — 1,5 % (2 %).

Как воспользоваться налоговыми льготами и соблюсти законодательство

Для получения законного права на применение перечисленных выше льгот с 1 января 2021 года компания должна оформить специальную аккредитацию Минцифры и включить собственный продукт в госреестр ПО. Дополнительно предприятие должно соответствовать 3 условиям:

  • Суммарная выручка от продажи программного обеспечения и баз данных должна составлять не менее 90 % от итогового объема. Одновременно для компаний, которые уже давно существуют на рынке, подобное условие должно выполняться в течение трех кварталов 2020 года (если мы рассматриваем 2021 год). Если предприятие было только создано, то данное условие должно выполняться для первой квартальной отчетности.
  • Среднесписочное количество работников в компании должно составлять не менее 7 человек (максимальный предел законодательством не определен, поэтому воспользоваться льготой могут и крупные компании-разработчики). Среднесписочное число сотрудников определяют делением общей численности персонала компании за 9 месяцев либо последний квартал для новой организации на общую продолжительность временного периода, учитываемого при расчете.
  • Для получения специальной льготы по налогу на добавленную стоимость необходимо подать пакет документов непосредственно через сайт госреестра, в котором находится ПО IT-компании. В число главных условий для получения подобной льготы входят: соответствие ПО кодам продукции и нахождение его в нужном классе, наличие исключительных прав на данное программное обеспечение, численность граждан РФ в компании не менее 50 % от всего штата персонала. Полный перечень условий указан в специальной методичке, находящейся на сайте реестра.

Как воспользоваться льготами IT-компании

Налог на прибыль, ставки медицинского и социального страхования

Для получения права уплаты налогов по льготным ставкам для аккредитации в Минцифре необходимо представить два документа:

  • справку, подтверждающую работу компании в сфере высоких информационных технологий, за подписью главы предприятия;
  • заявление о получении госаккредитации.

Данные документы необходимо направить курьером либо по почте в профильное министерство (адреса можно найти на сайте). Рассмотрение запроса занимает 6 недель с момента получения пакета.

Налог на добавленную стоимость

Получение льготы более сложное. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • Открыть аккаунт компании в ЕСИА (если предприятие уже ранее сдавало отчетность по организации, то он уже есть).
  • Оформить ЭЦП для юридически значимой подписи заявлений (в большинстве случаев она уже есть у директора компании).
  • Подать заявление о проведении регистрации ПО разработчика в реестре через сайт последнего.

Для выполнения последнего пункта необходимо авторизоваться в реестре (для этого подойдут данные вашего аккаунта ЕСИА). Затем в «Личном кабинете» надо подать заявление и прикрепить к нему пакет документов, включающий устав и подтверждение права владения интеллектуальной собственностью. Полный пакет документов можно найти в официальной инструкции, находящейся на сайте реестра.

Решение о официальной регистрации данного заявления должно быть принято не позднее 20 рабочих дней с момента получения государственным органом полного пакета. В дальнейшем его рассматривает специализированный экспертный совет. Решение последний принимает в течение 65 дней (рабочих0, но на практике это происходит значительно быстрее.

Согласно действующему регламенту, внесение ПО в специальный реестр может занимать до 85 рабочих дней, поэтому процедуру необходимо начинать как можно раньше. Также ваше заявление могут вернуть с отказом в регистрации из-за неполноты представленных документов. Всего на сегодня в реестре находится более 8100 программных продуктов различного типа.

Как работать предприятию после получения специальных льгот

Взносы по соц- и медстрахованию, налог на прибыль

Главным условием здесь остается поддержание выручки от продажи программного обеспечения на уровне, как минимум, 90 % от суммарной и сохранение численности персонала на уровне более 7 человек. В заключенных договорах с контрагентами важно обратить внимание на точность формулировок (их можно взять непосредственно из условий по использованию налоговых льгот на официальном сайте Минкомсвязи).

В остальном работа не отличается, и компаниям необходимо следить за всем пакетом первичных документов, для того чтобы в них были указаны верных реквизиты и стоимость, были в наличии печати и подписи.

Непосредственно Минцифра будет вести постоянный мониторинг соблюдения требований с помощью статотчетов, которые по закону обязаны регулярно представлять все юридические лица, имеющие аккредитацию и пользующиеся льготами.

Налог на добавленную стоимость

Главным условием освобождения от налога остается наличие ПО в специальном реестре. Его могут оттуда исключить по одному из следующих оснований:

  • Самостоятельная подача заявления на исключение организацией-разработчиком.
  • Компания передала все права на владение ПО предприятию, которое в уставном фонде имеет более половины иностранного капитала.
  • Обнаружено представление в реестр неверных данных либо изменение сведений.
  • Выявление несоответствий в рамках ежегодного контроля действительности данных, указанных в реестре (при их наличии произойдет автоматическое исключение).
  • Отсутствие уведомления о появлении ключевых изменений в ПО в течение 5-и рабочих дней после их внесения.

Под ключевыми изменениями понимаются:

  • название программного обеспечения;
  • код в соответствии с действующим классификатором;
  • адрес хранения документации на разработанное ПО;
  • класс разрабатываемого ПО;
  • адрес интернет-страницы, где размещены сведения о стоимости.

Также есть иные основания для исключения из реестра в соответствующем пункте официальных правил.

В итоге государство сделало очень запутанной процедуру оформления специальной льготы по налогу на добавленную стоимость. Для предотвращения проблем компаниям придется иметь в штате опытного юриста и постоянно следить за актуальностью информации в реестре. Для справки: сегодня компании по юридическому сопровождению бизнеса берут за подобную услугу до 150 000 – 200 000 рублей, то есть она доступна только для довольно крупных разработчиков и дорога для небольших стартапов.

Основные изменения для компаний в сфере IT после завершения маневра

Сравним для примера размер налоговой нагрузки для предприятия в 2020 и 2021 годах при условии, что она имеет аккредитацию Минкомсвязи, а ее ПО не имеет регистрации в госреестре. Для примера приведем следующие исходные данные (все расчеты приведены в рублях в годовом исчислении):

  • суммарная выручка — 50 000 000 без учета НДС;
  • затраты на действия подрядчиков и приобретение товаров — 10 000 000 без учета НДС;
  • заработная плата персоналу на руки — 17 400 000;
  • НДФЛ с зарплаты персонала — 2 600 000;
  • НДС (входящий) — 2 000 000;
  • НДС с полученной выручки — 10 000 000.

Сравнение для компаний, работающих по ОСН

Отдельно здесь отметим случай, позволяющий радикально снизить нагрузку без обязательного включения ПО в специальный реестр. Для этого предприятию необходимо:

  • получить аккредитацию Министерства цифрового развития для льгот по уплате взносов на мед- и соцстрахование;
  • стать резидентом парка «Сколково» для дополнительных льгот.

Для ОСН расходы будут следующими (в скобках указаны цифры по ставкам 2021 года с учетом изменений):

  • взносы по социальному и медицинскому страхованию — 2 840 000 (1 560 000);
  • налог на прибыль при реализации с учетом НДС — 3 952 000 (631 200);
  • налог на прибыль при работе без учета НДС — 3 552 000 (571 200);
  • НДС — 8 000 000 (8 000 000);
  • итого без учета НДС — 6 392 000 (2 131 200);
  • итого с учетом НДС — 14 792 000 (10 191 200);
  • итого с учетом льгот «Сколково» — 2 840 000 (1 560 000).

Если предприятие не станет регистрировать собственное ПО в реестре и будет работать с НДС от реализации российским компаниям, то появится дополнительный налог в сумме 10 000 000 рублей. Одновременно она сможет взять к вычету входящий налог и снизить последний до 8 000 000. Здесь необходимо помнить, что НДС — это косвенный по принципу взимания налог, поэтому его платит конечный потребитель, а компания только направляет физически его в бюджет, выступая в качестве налогового агента.

Если оценить ситуацию в нашем смоделированном примере, то сформированный при реализации НДС в размере 10 000 000 уплатит покупатель, а входящий — само предприятие. Если на это взглянуть с точки зрения рынка, то для конечных клиентов продукт станет на 20 % дороже при условии, что им нет надобности в получении входящего НДС. В итоге вы можете потерять заказчиков, работающих по УСН, из-за большой разницы в стоимости продукта. Если ваши клиенты работают по основной системе налогообложения, то для вас принципиально ничего не поменяется.

При рассмотрении расходов предприятия на уплату взносов на соц- и медстрахование, налогу на прибыль появляется очень серьезная разница. В итоге можно сказать, что нынешний специальный маневр для организаций, работающих в рамках основной системы налогообложения, остается весьма интересным, учитывая, что все крупные предприятия сегодня работают с использованием НДС. Минусом же станет потеря потенциальных клиентов, работающих в рамках УСН. Для их сохранения разработчику понадобится вносить собственное ПО в специальный реестр для оформления льготы в рамках специального маневра.

Сравнение для компаний, работающих по УСН со ставкой 6 %, с перечисленными выше коммерческими результатами (в скобках приведены суммы в 2021 году):

  • взносы по социальному и медицинскому страхованию — 2 840 000 (1 560 000);
  • УСН (6 %) — 1 500 000 (1 500 000).

В итоге компании получат серьезную экономию на уплате по медицинскому и социальному страхованию. Одновременно сумма налога по упрощенной системе снижается на размер подобных платежей в пределах 50 % от первоначальной суммы. В нашем случае подобное уменьшение составит только 1 500 000, так как минимальный размер налоговых отчислений для подобных компаний должен составлять 3 % без учета НДФЛ сотрудников и взносов на социальное, медицинское страхование.

Для предприятия, работающего в рамках УСН со ставкой в 15 %, расчеты будут следующими:

  • взносы по социальному и медицинскому страхованию — 2 840 000 (1 560 000);
  • УСН (15 %) — 2 664 000 (2 856 000).

В данном случае предприятие получает значительную экономию на уплате страховых взносов. Одновременно растет налог по ставке 15 % из-за уменьшения затрат на страховые взносы. В итоге экономия не сохраняется.

Итоговые выводы

Относительно эффекта для компаний, работающих в IT, после завершения маневра можно сделать следующие выводы:

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *