Решение № 2-355/2017 2-355/2017~М-86/2017 М-86/2017 от 16 марта 2017 г. по делу № 2-355/2017.

Налоговые вычеты;

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манохиной Т. П. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Кемеровской области о включении наследственную массу и признании права собственности на наследственное имущество в виде денежной суммы в счет налогового имущественного вычета.

Манохина Т.П. обратилась в суд с иском к МИ ФНС России № 11 по Кемеровской области с иском о включении наследственную массу и признании права собственности на наследственное имущество в виде денежной суммы в счет налогового имущественного вычета.

Требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она состояла в зарегистрированном браке с ., ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи приобрёл в собственность квартиру, расположенную по адресу: . В августе 2015 года обратился в МИ ФНС №11 с заявлением о получении имущественного налогового вычета, представил все необходимые документы, однако получить имущественный вычет не смог, так как ДД.ММ.ГГГГ умер. Сумма налогового вычета составила 18 000 рублей. Истец является единственным наследником, принявшим наследство после смерти Считает, что денежная сумма является имуществом наследодателя, входит в наследственную массу и она имеют право на получение этой суммы как наследник.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в МИ ФНС № 11 с заявлением о предоставлении ей, как наследнику причитающейся ему суммы имущественного вычета, однако в удовлетворении указанного заявления было отказано.

Считает данный отказ необоснованным и просит включить в наследственную массу наследодателя умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследственное имущество в виде денежной суммы в счет налогового имущественного вычета, предоставленного ему в связи с приобретением квартиры, в размере 118 000 рублей и не полученной в связи со смертью, признать за ней право собственности на наследственное имущество в виде денежной суммы в размере 118 000 рублей. Обязать ответчика выплатить денежную сумму в счет налогового имущественного вычета, предоставленного связи с приобретением квартиры в размере 118 000 рублей, и не полученного в связи с его смертью.

В судебном заседании истец Манохина Т.П. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика – Кондычекова Н.Ю., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований отказать, суду пояснила, в связи со смертью . камеральные налоговые проверки были прекращены, поскольку обязанность по уплате налога или сбора прекращается со смертью налогоплательщика. Права и обязанности налогоплательщика реализуются исключительно им самим, они не передаются и не наследуются. Сумма, заявленная истцом к взысканию не оспаривается, однако, обращает внимание суда на то, что камеральные налоговые проверки были прекращены, сумма налога, исчисленного указана к возврату на основании представленных деклараций.

Ответчиком представлены возражения на исковое заявление, где он указывает, что законодательство о налогах и сборах указывает на права и обязанности исключительно самого налогоплательщика – физического лица, не передавая или возлагая их на его правопреемников, в том числе наследников, за исключением задолженности по имущественным налогам. Манохина Т.П., как наследник своего супруга, не является субъектом конкретного вида налогового правоотношения и не вправе требовать предоставления ей имущественного налогового вычета, предусмотренного в рамках данного правоотношения. Для целей налогообложения супруги являются самостоятельными налогоплательщиками. Поскольку НК РФ не предусмотрено получение имущественного налогового вычета одним из супругов путем уменьшения налоговой базы по налог на доходы физических лиц другого супруга, то оснований для получения Манохиной Т.П. налоговых вычетов в отношении доходов умершего в 2012-2014 годах не имеется. Кроме того, на момент смерти камеральные налоговые проверки представленных налоговых деклараций завершены не были, право на применение имущественного налогового вычета не было подтверждено. Поскольку имущественный налоговый вычет при жизни налогоплательщику предоставлен не был, наследники в данном случае не вправе претендовать на возврат из бюджета сумм НДФЛ уплаченных непосредственно налогоплательщиком.

Третьи лица – Кожухар Е.А. и Ястребова О.А. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрёл в собственность квартиру, расположенную по адресу: стоимостью 1 200 000 рублей (л.д. 32). Право собственности на квартиру зарегистрировано за в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 31).

13.08.2015 г. . обратился в МИ ФНС России № 11 по Кемеровской области с заявлениями о предоставления налогового имущественного вычета за 2012, 2013 и 2014 года. Были представлены налоговые декларации за данный период по установленной форме (3-НДФЛ), которые были приняты ответчиком. В указанных декларациях заявил имущественный налоговый вычет за 2012-2014 годы в общей сумме 118 054 рублей (л.д.34-42).

ДД.ММ.ГГГГ умер (свидетельство о смерти л.д.13) не успев получить имущественный налоговый вычет.

После смерти на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ его наследником является супруга Манохина Т.П. (л.д.11). Из ответа нотариуса Васильевой В.Г. следует, что после смерти дочери наследодателя Кожухар Е.А. и Ястребова О.А. отказались от причитающейся им доли на наследство.

06.09.2016 года истец обратилась в МИ ФНС № 11 по Кемеровской области с заявлением о предоставлении ей как наследнице . налогового

имущественного вычета, однако, налоговым органом был дан ответ об отсутствии оснований для удовлетворения заявления, в связи с тем, что Налоговым кодексом РФ не установлен порядок возврата суммы излишне уплаченного налога иным лицам, помимо самого налогоплательщика, в том числе наследникам умершего (л.д. 6-7).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с чп. 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, в размере фактически произведенных расходов.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения доходов, выплачиваемых налоговым агентом в каждом соответствующем месяце и подлежащих налогообложению по ставке 13 процентов, на сумму (ее части) предоставляемого вычета.

Частью 7 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Исходя из системного толкования положений ст. ст. 210 – 220 Налогового кодекса Российской Федерации, право налогоплательщика на предоставление имущественного налогового вычета считается реализованным после соблюдения процедуры, предусматривающие обращение в налоговый орган с заявлением и предоставлением подтверждающих право документов по окончании каждого налогового периода, которым в соответствии со ст. 216 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.

По смыслу указанных выше положений законодательства о налогах и сборах, реализация права на получение налогового вычета является основанием для возникновения права на возврат уплаченного налога

В силу ст. 129, 218, 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование включает в себя право получения имущества наследником. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.

Исходя из приведенных выше норм законодательства, суд приходит к выводу о том, что в состав наследства входит имущество (в том числе права), принадлежавшее наследодателю на гражданско-правовых основаниях.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено право передачи наследнику права обращения с заявлением на имущественный вычет, принадлежащий наследодателю, но в то же время, налоговое законодательство не содержит ограничений для получения налогового вычета наследниками после смерти налогоплательщика, если при жизни наследодатель воспользовался своим правом на получение имущественного налогового вычета.

Ответчиком не оспаривалось то обстоятельство, что воспользовался своим правом, подав декларации в налоговый орган.

Поданные декларации и исчисленный в них налоговый вычет соответствуют всем указанным выше нормам, что не оспаривается ответчиком.

В судебном заседании было установлено, что при жизни реализовал свое право на получение имущественного налогового вычета за 2012-2014 годы, им были соблюдены все условия для получения указанного вычета, а именно поданы соответствующие документы.

Согласно ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации провести ее камеральную проверку для подтверждения правомерности предоставления имущественного налогового вычета.

декларации были поданы 13.08.2015 года, умер он ДД.ММ.ГГГГ года, то есть на дату его смерти трехмесячный срок проведения камеральной проверки по поданным декларациям не истек, однако по не зависящим от причинам, а именно в связи с его смертью, решение о возврате налога налоговым органом принято не было.

Учитывая данные обстоятельства, а также требования действующего налогового и гражданского законодательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, право требования причитавшегося к возврату с учетом применения имущественного налогового вычета за 2012-2014 годы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц подлежит включению в состав наследственной массы. Указанная истцом денежная сумма является имуществом налогоплательщика и соответственно подлежит включению в наследственную массу.

Доводы ответчика о том, что на момент смерти камеральная проверка не была проведена, суд во внимание не принимает.

В силу ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право, в том числе на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Представителем ответчика не представлено каких-либо решений об отказе в предоставлении налогового вычета в связи с приобретением квартиры, либо иных доводов, в связи с которыми ему в вычете должно было быть отказано.

Также, суд не принимает во внимание и доводы ответчика о том, что право на получение налогового вычета неразрывно связано с личностью получателя налогового вычета и не может входить в состав наследства.

В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Право на получение имущественного налогового вычета в указанной норме непосредственно не упомянуто.

Вычет по своей экономической сути является частью налога, а с материальной точки зрения является денежной суммой (имуществом). Имущество в виде суммы возврата налога на доходы физических лиц является материальным результатом действий налогоплательщика, направленных на реализацию им своей льготы (права на имущественный налоговый вычет).

Налоговые льготы делятся на две группы: те, которые имеют абсолютную связь с личностью налогоплательщика, и поэтому наследники не вправе претендовать на льготу, и те, которые связаны не только с личностью, но и с имуществом.

Право на налоговый имущественный вычет относится ко второй группе льгот, так как не только связано с личностью наследодателя, но и неразрывно связано с его имуществом, поскольку предоставляется данная льгота субъекту в связи с произведенными им расходами на приобретение имущества (квартиры, дома).

Таким образом, денежная сумма в виде переплаченного налога относится к имуществу, которое, в свою очередь, является объектом гражданских прав и в соответствии со ст. 128 и 129 Гражданского кодекса Российской Федерации может переходить от одного лица к другому в порядке наследования.

Исходя из изложенного, сумма налогового имущественного вычета за 2012-2014гг. составила 118 054 руб. (2012г. – 54826,00 руб. + 2013г. – 43514, 00 руб. + 2014г. – 19714,00 руб.), поскольку суд не вправе выйти за пределы заявленных исковых требований, удовлетворению подлежит денежная сумма в счет налогового имущественного вычета в размере заявленных Манохиной Т.П. исковых требований – 118 000 руб.

С учетом изложенного истец, как наследник, несмотря на то, что не является субъектом конкретного вида правоотношения, обладает правами, которые производны от прав наследодателя в части получения сумм вычета, полагающихся к выплате умершему, но не полученных им при жизни.

Включить в наследственную массу наследодателя , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследственное имущество в виде денежной суммы в счет налогового имущественного вычета, предоставленного ему в связи с приобретением квартиры, расположенной по адресу: в размере 118 000 рублей и не полученной в связи со смертью.

Признать за Манохиной Т. П. право собственности на наследственное имущество в виде денежной суммы в размере 118 000 рублей.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 11 по Кемеровской области выплатить Манохиной Т. П. денежную сумму в счет налогового имущественного вычета, предоставленного , в связи с приобретением квартиры, расположенной по адресу: , в размере 118 000 рублей, и не полученного в связи с его смертью.

Мотивированное решение изготовлено 17.03.2017г.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *