Зоны льготного налогообложения (офшоры) – Налоговое право. Общая часть

Налоговые льготы;

В свое время наибольшую известность приобрела зона льготного налогообложения “Калмыкия”, основывающаяся на традиционных принципах организации офшоров. Народный Хурал (парламент) республики, используя свое право установления и введения региональных налогов, принял Закон “О предоставлении налоговых льгот отдельной категории налогоплательщиков”. В соответствии с ним предприятиям, “не использующим природные ресурсы Калмыкии”, предоставлялись существенные налоговые льготы, включая освобождение от налога на прибыль в части, причитающейся в региональный бюджет; налога на имущество; налога на содержание объектов социально-культурной сферы; налога па рекламу, налога на приобретение автотранспортных средств. Вместо указанных налогов предусматривалось взимание ежегодного регистрационного сбора в размере 500 минимальных размеров оплаты труда.

Примерно но тому же принципу была организована зона льготного налогообложения – эколого-экономический регион “Алтай”. Льготный налоговый режим на своей территории предусматривала также Республика Тува и некоторые другие регионы.

В наибольшей степени соответствовала признакам офшора зона функционирования Центра международного бизнеса (ЦМБ) “Ингушетия”. Данная налоговая юрисдикция была предусмотрена Федеральным законом от 30.01.1996 № 16-ФЗ “О центре международного бизнеса “Ингушетия””. В соответствии с названным Законом на территории ЦМБ предусматривалась регистрация лишь компаний-нерезидентов (компаний международного бизнеса). Однако с 1 января 2005 г. указанный Закон утратил силу.

Действующее законодательство о налогах и сборах существенно ограничивает право субъектов РФ в части подобного льготирования налогоплательщиков. Согласно ст. 284 НК РФ из общей ставки в 20% налога на прибыль организаций, а именно льготы по этому налогу составляли основу зон льготного налогообложения, в бюджеты субъектов РФ зачисляется 18%. При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5%.

Тем не менее примеры создания зон льготного налогообложения имеются и в современной российской действительности. Так, в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”” в Российской Федерации реализуется проект создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса – инновационного центра “Сколково”. В этих целях резидентам этого комплекса предоставлены существенные налоговые льготы. Так, согласно п. 1 ст. 145.1 НК РФ организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС в течение 10 лет со дня получения этого статуса. Кроме того, согласно ст. 246.1 НК РФ указанные организации также в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта имеют право на освобождение от уплаты налога на прибыль организаций. Наконец, согласно ст. 381 НК РФ организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково”” освобождаются от уплаты налога на имущество организаций.

Кроме того, в России в целях ускорения социально-экономического развития отдельных субъектов РФ предусматривается создание зон территориального развития, для резидентов которых предоставляются меры государственной поддержки. Среди таких мер поддержки предусмотрено, в частности, предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита. В настоящее время в соответствии с законодательством о налогах и сборах для резидентов зон территориального развития установлены лишь особые условия предоставления инвестиционного налогового кредита. Однако в будущем не исключено предоставление указанным категориям налогоплательщиков и иных преимуществ.

Формирование налоговых систем некоторых иностранных государств, в силу различного рода объективных причин, но, прежде всего, из-за их низкого налогового потенциала также идет по пути установления льготного режима налогообложения на части их территорий или даже на всей территории. В этом случае соответствующие территории приобретают статус зон льготного налогообложения (офшорных зон). В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков подобных льготных зон (юрисдикций). Применительно к ним используются также термины – “налоговый рай”, “налоговая гавань”, “налоговое убежище” и т.п.

К числу типичных признаков, указывающих на приоритетность льготного налогообложения на территории того или иного государства, относятся такие, как:

  • – упрощенный порядок регистрации хозяйствующих субъектов с взиманием разовых регистрационных сборов;
  • – отсутствие налогов на доходы (прибыль);
  • – льготный режим налогообложения доходов определенного вида (дивиденды, роялти, банковские проценты);
  • – льготный режим налогообложения доходов, полученных из зарубежных источников;
  • – распространение налоговых льгот на компании определенной организационно-правовой формы (фонды, холдинги, трастовые компании, инвестиционные компании, компании международного бизнеса);
  • – распространение налоговых льгот исключительно на нерезидентов;
  • – льготирование вплоть до освобождения от налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности.

В большинстве своем офшоры (от англ, off-shore, трактуемого как действующий вне территории страны) – это небольшие материковые страны (Андорра, Гибралтар, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Республика Либерия, Панама) или островные государства (Антигуа и Барбуда, Бермудские острова, Содружество Багамских островов, Республика Мальта, Республика Сейшельские острова, Ямайка).

Офшорная модель, избранная этими государствами, противопоставляется общему режиму налогообложения и предполагает создание максимально льготных условий для налогоплательщиков. При этом исключительно льготное налогообложение обычно сочетается с установлением различных запретов и ограничений на раскрытие и предоставление информации о проводимых финансовых операциях и их участниках. Тем самым офшорами привлекаются иностранные компании, которые вместо обычных налогов обязываются к уплате лишь разовых регистрационных сборов. Бюджетные доходы таких стран в основном и складываются из платежей подобного рода.

Офшорные зоны могут быть условно подразделены на различные группы, прежде всего, по видам, размеру и периодичности уплачиваемых налогов и сборов. По этому основанию выделяются юрисдикции, в которых налоги уплачиваются по крайне низким ставкам, а также зоны, на территории которых взимаются разовые или ежегодные регистрационные сборы и пошлины [1] .

Возможна классификация офшорных зон и по другим основаниям, включая наличие в законодательстве положений, определяющих особый статус офшорных компаний, налоговых льгот для отдельных видов деятельности, например, банковских услуг, а также преимущества налогового режима отдельных территорий государств с обычным налогообложением [2] .

Некоторые исследователи в отдельную группу выделяют юрисдикции, специализирующиеся на предоставлении налоговых льгот физическим лицам либо компаниям определенной организационно-правовой формы или типа (фонды, холдинги, трастовые компании, инвестиционные компании и компании международного бизнеса) [3] .

Основное условие функционирования подобных налоговых юрисдикций в большинстве своем заключается в запрете для регистрируемых компаний на осуществление хозяйственной деятельности на соответствующей территории и на использование местных ресурсов [4] . Тем самым устраняется потенциальная конкуренция, которую компании, регистрируемые с целью приобретения льготного статуса, могут составить резидентным хозяйствующим субъектам. К вновь регистрируемым компаниям могут предъявляться и другие дополнительные требования, например, заключающиеся в необходимости иметь зарегистрированный офис, секретаря и использовать в качестве директоров и работников местных жителей.

Построение налоговых систем на основе льготного налогообложения неоднозначно воспринимается мировым сообществом. В большинстве своем страны, на территории которых взимаются обычные налоги и сборы, относятся негативно к установлению исключительно льготного налогового режима в офшорных зонах, расценивая такие действия как недобросовестную налоговую конкуренцию. Это объясняется тем, что в результате подобной практики их собственные налоговые доходы существенно сокращаются из-за ухода потенциальных налогоплательщиков в офшорные юрисдикции. В настоящее время Организацией экономического сотрудничества и развития уже получены официальные обязательства о постепенном упразднении режимов льготного налогообложения па территории таких государств, как Бермудские острова, Каймановые острова, Кипр, Остров Мэн, Мальта, Маврикий, Антильские острова Нидерландов, Сан-Марино и Сейшельские острова.

Впрочем, следует учитывать, что льготная модель применяется также на части территорий тех государств, которые в целом используют традиционные подходы в налогообложении. В качестве примера можно назвать такие административные единицы, как острова Гернси, Джерси, Сарк, Мэн (Великобритания), Дублин, Шеннон (Ирландия), Гонконг (КНР), Макао, остров Мадейра (Португалия), Виргинские острова, Вайоминг, Делавэр, Содружество Пуэрто-Рико (США), Женева, Нешеталь, Фрибург, Цуг (Швейцария). В данном случае основной целью предоставления налоговых льгот является не столько формирование бюджетов соответствующих территорий посредством взимания разовых платежей, сколько создание благоприятного инвестиционного климата в стране, увеличение занятости населения и повышение деловой активности.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *