Сущность и назначение налоговых льгот

Налоговые льготы;

Признаки, функции и классификация налоговой льготы, законность, недопустимость индивидуального (персонифицированного) и дискриминационного характера установления. Добровольность применения, создание налоговых преимуществ через предоставление льгот.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Налоговые льготы. Сущность и назначение налоговых льгот, их виды

2. Характеристика стандартных налоговых вычетов по НДФЛ

1. Налоговые льготы. Сущность и назначение налоговых льгот, их виды

законность дискриминация преимущество предоставление

Согласно ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ): «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере»

Налоговые льготы – важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот – сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже – отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).

Налоговые льготы – неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Налоговые льготы – предмет острых дискуссий. С одной стороны, налоговые льготы являются рыночным методом регулирования экономики, помогающим решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости, льготный режим для одних налогоплательщиков в условиях дефицита бюджета означает дополнительное бремя для других. С одной стороны, они делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу.

Основанием для предоставления льгот могут быть:

· материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика;

· особые заслуги граждан перед Отечеством;

· необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны;

· социальное, семейное положение граждан;

· охрана окружающей среды и пр.

Законность установления налоговых льгот.

Налоговые льготы устанавливаются и отменяются в соответствии со ст.56 НК:

– по федеральным налогам и сборам – налоговым кодексом;

– по региональным – законами субъектов РФ;

– по местным – нормативно – правовыми актами органов местного самоуправления.

Недопустимость индивидуального (персонифицированного) характера установления льгот.

Данное положение раскрывается в ст.56 НК РФ: «нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера».

Рисунок.1. Признаки (свойства) льгот.

Недопустимость дискриминационного характера установления льгот.

В соответствии со ст.3 НК РФ не допускается установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Добровольность применения льгот

Т.е. возможность свободного выбора налогоплательщиком – применять или не применять установленную льготу. Однако данное положение сформулировано в ст.56 НК РФ не в форме согласия, а в форме отрицания (отказа): налогоплательщики вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Из такой формулировки следует, что налогоплательщику не нужно оповещать налоговый орган о своем согласии воспользоваться льготой, но необходимо определенным образом обозначить свой отказ. Отказ этот необходим для того, чтобы не возникла возможность у налогоплательщика предъявить в последующем требование о возврате (зачете) из бюджета переплаченных сумм налога в связи с неприменением льготы в отдельном налоговом периоде.

Крайне важным проявлением этого признака является отнесение льготы к правам , а не к обязанностям налогоплательщика. Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Данное положение очень важно. Сам факт наличия льготы в законе не приводит к автоматическому ее использованию налогоплательщиком: ему для этого необходимо наличие соответствующих оснований. С другой стороны, это положение свидетельствует о том, что установленное право налогоплательщика не связано с получением какого-либо специального разрешения налогового органа. Если существует льготы и есть основания, тогда налогоплательщик вправе ею воспользоваться. Если же налоговый орган придерживается противоположного мнения, он вправе требовать от налогоплательщика в соответствии со ст.31 НК РФ пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Отсутствие срочности применения льготы

НК не устанавливает сроков, в течение которых налогоплательщик имеет право воспользоваться льготой. Следует заметить, что в налоговом законодательстве образца 1991г. срочность применения льгот достаточно широко практиковалась, например освобождение от уплаты отдельных налогов на определенный срок для вновь создающихся малых предприятий. Однако современное законодательство целенаправленно уходит от практики установления срочности льгот.

Создание налоговых преимуществ через предоставление льгот

Данное свойство является одним из важнейших при определении сущности и состава льгот. На основании этого признака состав фактических льгот будет существенно шире их законодательно установленного состава. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Большинством исследователей подчеркивается сложившийся двойственный подход к определению состава льгот. В узком их восприятии в соответствии с «буквой закона» к налоговым льготам относят только те, которые выделены в НК РФ как отдельный элемент налогообложения. Льготы таким образом выделены лишь в ЕСН (ст.239НК), госпошлине (ст.333 35 – 333 39 НК), земельном налоге (ст.395 НК), налогах на имущество организаций и физических лиц. В расширенном их восприятии льготами считают установление законодательством любых налоговых преимуществ. В соответствии с таким подходом к льготам, помимо полных или частичных освобождений от уплаты налога, имеющих легитимный статус льгот, следует относить пониженные, а в некоторых случаях и нулевые налоговые ставки, различные налоговые вычеты и необлагаемые минимумы, освобождение от обязанности налогоплательщика, отсрочку или рассрочку налогового платежа.

1.2 Виды и классификация налоговых льгот

Классификация налоговых льгот представлена на рис.2.

Рисунок 2. Классификация налоговых льгот.

1) Классификация льгот по форме предоставления показывает значительное их разнообразие:

Льготные налоговые режимы – это режимы, создающие более благоприятные условия налогообложения отдельным категориям, определенным видам экономической деятельности или отдельным территориальным образованиям.

Установление определенных критериев является своеобразным барьером для ограничения возможности использования льготных режимов, повышения целевого характера их применения. Такие критерии могут формулироваться по отдельным параметрам или их совокупности. Чаще всего к этим параметрам относят легко отслеживаемые показатели, например численность работающих, размер выручки, долю целевой продукции в общем объеме производства.

Освобождения – это льготы, выводящие полностью или частично из – под налогообложения определенные категории налогоплательщиков или налогоплательщиков, отвечающих установленным критериям.

Освобождения по категориям основываются на законодательном установлении определенных категорий лиц, в отношении которых могут применятся нормы полного или частичного их освобождения от обязанностей налогоплательщиков либо иные налоговые преференции. Примером данного освобождения может служить установление для инвалидов I-III групп освобождение от уплаты ЕСН с сумм выплат в размере 100тыс. руб., для инвалидов I – II групп 50% освобождения от уплаты госпошлины. При установлении таких адресных освобождений законодатель ориентируется на поддержку наименее трудоспособной части населения либо на стимулирование результативности наиболее выдающихся представителей отдельных профессий, определяющих имидж страны: спортсменов, деятелей культуры, науки.

При рассмотрении формы освобождения отдельных категорий налогоплательщиков следует выделить такую ее разновидность, как налоговый иммунитет. Данная форма имеет глубокие исторические корни, когда привилегированные слои населения (члены королевских семей, духовенство, дворянство) освобождались от налогообложения. В настоящее время превалирует иммунитет дипломатического характера, когда освобождения предоставляются в соответствии с условиями международных договоров и конвенций и иммунитет определяется исключительными национальными интересами. В частности, в ряде стран налоговым иммунитетом обладают музеи, театры, благотворительные фонды, академии наук.

Изъятия это льготы, выводящие из-под налогообложения определенные части объекты налогообложения. Такие изъятия встречаются практически в любом налоге.

Вычеты – это льготы, позволяющие в определенных случаях уменьшить величину налоговой базы. Вычеты могут основываться на документально подтвержденных расходах, уменьшающих налоговую базу, например социальные вычеты по НДФЛ, но могут основываться и на установлении заранее известного размера, не требующего расходного подтверждения, в отношении определенных категорий налогоплательщиков, например стандартные вычеты по НДФЛ.

Вычеты могут быть лимитированные, т.е. принимаемые в установленных пределах, и нелимитированные, т.е. принимаемые без ограничения.

Скидки – это льготы, позволяющие в определенных законом случаях использовать пониженные или нулевые налоговые ставки. Такие понижения, а в некоторых случаях нулевые ставки устанавливаются для определенных категорий налогоплательщиков. Например, допускается частичное уменьшение ставки госпошлины, по налогам на имущество, на прибыль организации в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Скидки устанавливаются по отдельным элементам (видам) объектов налогообложения, имеющих, как правило, социальную значимость. Например, пониженная 10%-ная ставка по НДС применяется в отношении реализации товаров первой необходимости, нулевые ставки сборов за объекты животного мира и водных биоресурсов устанавливаются в случаях использования этих объектов в социальных целях: охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека и т.д.

Льготы, позволяющие получать преимущества по изменению срока уплаты налога:

– инвестиционный налоговый кредит

налоговые каникулы

Под отсрочкой следует понимать перенос компетентными органами срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований с последующим единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности.

Под рассрочкой понимают перенос компетентными органами срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований с поэтапным погашением, т.е. разбиение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. Эта форма очень схожа с отсрочкой, но в отличие от отсрочки, оформляемой в форме решения компетентного органа, предусматривает договорную основу с налогоплательщиком, возможными сроками переноса, особый порядок погашения суммы задолженности и в необходимых случаях процентов, иную, более повышенную процентную ставку, а также различие круга оснований, по которым возникает возмездный характер кредита.

Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 – 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит – это изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований, предоставляющее налогоплательщику возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Данная форма схожа с рассрочкой, но отличается от нее договорной основой с налогоплательщиком, более растянутыми сроками переноса платежей. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.ст.66 и 67 НК РФ.

В зависимости от оснований предоставления отсрочка, рассрочка и налоговый кредит могут быть беспроцентными, а могут предусматривать начисление процентов исходя из долевого соотношения от ставки рефинансирования ЦБ РФ. В инвестиционном налоговом кредите всегда начисляются проценты по ставке не менее Ѕ и не более ѕ ставки рефинансирования.

Налоговые каникулы – это льгота, предусматривающая полное освобождение от уплаты налога на определенный законом срок. Налоговым законодательством в настоящее время эта форма не предусматривается.

2) Классификация льгот по принадлежности к уровню управления подразделяет все льготы на:

3) Классификация льгот по субъекту предоставления разграничивает их на льготы, предоставляемые исключительно хозяйствующим субъектам или физическим лицам, либо всем без исключения.

Эта классификация помогает разграничить льготы в соответствии с природой дохода: на льготы, предоставляемые юридическим и физическим лицам при получении ими предпринимательского дохода, и льготы, предоставляемые физическим лицам при получении ими трудового дохода. Это положение касается и разграничения льгот по природе имущества, владение которым осуществляется в предпринимательских либо в личных целях, а также по природе потребления, осуществляемого в предпринимательских либо личных целях. Это очень важно для оценки и сопоставления льгот (потерь государственного бюджета), характеризующихся экономической направленностью, т.е.призванных стимулировать определенные формы и виды предпринимательской деятельности, и льгот, имеющих социальную направленность, т.е. призванных уменьшать социальный дискомфорт малообеспеченных и наименее трудоспособных категорий граждан.

4) Классификация льгот в зависимости от привязки к элементам налогообложения.

Здесь следует выделить льготы, не имеющие привязки – это исключительно льготные налоговые режимы и имеющие такую привязку – это все остальные рассмотренные выше льготы, нацеленные на создание определенных преимуществ при определении какого-либо элемента налогообложения (см.рис.2.)

2. Характеристика стандартных налоговых вычетов по НДФЛ

Налоговая база НДФЛ уменьшается на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.

Вычеты – это суммы расходов гражданина, уменьшающие базу обложения. Среди них особое место занимает старейшая льгота в истории подоходного обложения, необходимость которой утверждали еще классики налоговой теории, – необлагаемый минимум. Тот факт, что не весь полученный доход должен составлять базу налогообложения, уже не оспаривается, трудности вызывает определение величины этого необлагаемого дохода. Параметры минимума, равно как и других вычетов, зависят от уровня экономического развития страны и социальной политики, осуществляемой правительством.

Необлагаемый минимум бывает индивидуальным, т.е. характеризующим установленный государственный норматив расходов, предназначенный для удовлетворения необходимых текущих потребностей самого гражданина, а также семейным – на детей и может предоставляться двумя способами:

· Фиксированным – ежемесячный вычет из дохода гражданина, имеющего особый социальный статус, установленный государством нормативной величины (3000 или 5000 руб.) независимо от размера этого дохода;

· Регрессивно – накопительным – ежемесячный вычет установленного норматива в зависимости от величины дохода гражданина (для всех работающих, для детей в зависимости от возраста)

Необлагаемый минимум предоставляется гражданам по заявлениям по месту работы. Если налогоплательщик работает в нескольких местах, то право выбора места применения права на уменьшение налоговой базы предоставляется ему. Все остальные вычеты предоставляются только при подаче декларации о доходах.

Российским законодательством предусмотрены следующие группы вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Стандартные налоговые вычеты распространяются на следующие категории налогоплательщиков (ст.218 НК РФ):

1) в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:

лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

лиц, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных), военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации указанных лиц и выполняемых ими работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения, лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон, лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от времени, прошедшего со дня проведения операции по трансплантации костного мозга и времени развития у этих лиц в этой связи инвалидности;

лиц, принимавших в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных);

военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая взлетно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых ими работ;

лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в том числе граждан, уволенных с военной службы, проходивших в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;

военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту “Укрытие”;

ставших инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, из числа лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах, лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1959-1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на производственном объединении “Маяк” в 1957 году, лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения (при этом к выехавшим добровольно гражданам относятся лица, выехавшие в период с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также лица, выехавшие в период с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча), лиц, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности), лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности);

лиц, непосредственно участвовавших в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 года;

лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

лиц, непосредственно участвовавших в ликвидации радиационных аварий, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и на других военных объектах и зарегистрированных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны;

лиц, непосредственно участвовавших в работах (в том числе военнослужащих) по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года;

лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;

инвалидов Великой Отечественной войны;

нвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих;

2) налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:

Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;

лиц вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан;

лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года независимо от срока пребывания;

бывших, в том числе несовершеннолетних, узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны;

инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;

лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационной нагрузкой, вызванные последствиями радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

младший и средний медицинский персонал, врачей и других работников лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года, а также лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющихся источником ионизирующих излучений;

лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей;

рабочих и служащих, а также бывших военнослужащих и уволившихся со службы лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, получивших профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;

лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах;

лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также бывших военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. При этом к выехавшим добровольно лицам относятся лица, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также выехавшие с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

лиц, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;

родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Указанный вычет предоставляется супругам погибших военнослужащих и государственных служащих, если они не вступили в повторный брак;

граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

3) налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно:

1000 рублей – на первого ребенка;

1000 рублей – на второго ребенка;

3000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка;

3000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;

1400 рублей – на первого ребенка;

2000 рублей – на второго ребенка;

4000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка;

4000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

При этом физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзаце двенадцатом настоящего подпункта, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный вычет (кроме распространяющегося на детей), предоставляется максимальный из возможных. Этот вид вычетов применяется только для уменьшения доходов, облагаемых по ставке 13%.

Если налогоплательщик имеет несколько источников дохода (мест работы), то стандартные вычеты предоставляются одним из налоговых агентов по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на вычет.

1. Конституция Российской Федерации
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарии к последним изменениям / Под ред. Г.Ю. Касьяновой (2-е изд., перераб. и доп.). – М.: АБАК, 2006. – 624 с.
3. Таможенный кодекс Российской Федерации
4. Закон Российской Федерации «О налоговых органах в РФ» от 21.03.91 № 943-1 (с изм. и доп.)

1. Прогрессивный метод налогообложения означает:

а) для каждого налогоплательщика установлена равная сумма налога

б) для каждого налогоплательщика установлена равная ставка налога

в) с ростом налоговой базы средняя ставка налога возрастает

г) с ростом налоговой базы средняя налоговая ставка уменьшается

2. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право (ст.21)

а) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

б) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях

в) присутствовать при проведении камеральной налоговой проверки

г) требовать соблюдения налоговой тайны

д) встать на учет в налоговых органах

3. Одновременное участие нескольких поручителей по одной обязанности по уплате налога:

б) допускается только в отношении физического лица

г) не допускается только в отношении физического лица

4. Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен:

а) не позднее двух месяцев после начала проверки

б) не позднее двух месяцев со дня окончания проверки

в) в течение квартала со дня окончания проверки

г) не позднее шести месяцев после начала проверки

5. Исчисление НДС по ставке 10 % осуществляется при реализации:

г) услуг в сфере образования

6. В целях налогообложения налогом на прибыль организаций,

амортизируемым имуществом признается:

а) имущество со сроком полезного использования менее 12 месяцев независимо от первоначальной стоимости

в) имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей

7. Не подлежат налогообложению НДФЛ следующие доходы физических лиц:

а) оплата за налогоплательщика стоимости санаторно-курортной

б) дополнительно полученные акции акционерами акционерного

общества, образовавшиеся в результате переоценки основных фондов

в) доходы в виде процентов по валютным вкладам, не превышающим 9 % годовых, в банках РФ

8. Транспортным налогом облагаются транспортные средства:

а) находящиеся на учете в ГИБДД

б) находящиеся в эксплуатации

в) числящиеся на балансе организации

г) приобретенные в налоговом периоде

9. Объектом налогообложения налогом на имущество организаций является:

а) суммарная стоимость облагаемого налогом имущества организации

б) среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества организации

в) первоначальная стоимость имущества

10. При применении упрощенной системы налогообложения да-

той получения доходов признается:

а) день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг)

б) момент перехода права собственности на отгруженные товары

(выполненные работы, оказанные услуги)

в) день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, по-

лучения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав

г) дата, определяемая учетной политикой организации для целей

Подобные документы

Понятие, классификация, виды налоговых льгот. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ. Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования. Проблемы применения льгот по НДС. Порядок исчисления льгот.

курсовая работа [73,8 K], добавлен 02.12.2010

Понятие, классификация и виды налоговых льгот. Значимость льгот для налоговой системы РФ. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Оценка эффективности применения инвестиционных налоговых льгот.

курсовая работа [46,4 K], добавлен 15.01.2015

Порядок и условия предоставления налоговых льгот. Их роль в стимулировании деятельности малого бизнеса. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Основные направления их рационального использования.

курсовая работа [46,1 K], добавлен 26.02.2010

Понятие, способы выражения, классификация и назначение налоговых льгот. Основные задачи налогового планирования. Варианты расчета налоговой экономии, получаемой в результате использования хозяйствующими субъектами существующих льгот по начислению налогов.

контрольная работа [14,4 K], добавлен 26.01.2009

Понятие налоговых льгот и вычетов. Оценка налогового бремени и его влияния на благосостояние налогоплательщиков. Инвестиционная льгота как способ стимулирования экономической активности. Система инвестиционных налоговых льгот в зарубежных странах.

дипломная работа [104,2 K], добавлен 19.04.2015

Инвентаризация налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиций, предусмотренных федеральным и региональным законодательством. Выявление льгот, которые будут наиболее востребованы в целях модернизации производства и поддержки инвестиций организаций.

дипломная работа [343,5 K], добавлен 09.03.2015

Суть налоговых льгот, которые представляют собой один из основных инструментов налоговой политики, способствующий реализации регулирующей функции налогов и сборов. Изъятия, скидки, налоговые кредиты. Категории граждан, пользующихся налоговыми льготами.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *