Подходы к экономическому обоснованию введения и отмены налоговых льгот в России – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Налоговые льготы;

Статья посвящена анализу предоставления налоговых льгот , обоснованию необходимости проведения оценки эффективности налоговых льгот и преференций. Статья содержит предложения по способам реализации программы проведения эффективности налоговых льгот .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бородавко А.И.

Барьеры в нормативном правовом обеспечении механизма предоставления и применения налоговых льгот и преференций в России

Барьеры в нормативном правовом обеспечении механизма предоставления и применения налоговых льгот и преференций в России

Текст научной работы на тему «Подходы к экономическому обоснованию введения и отмены налоговых льгот в России»

ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ВВЕДЕНИЯ И ОТМЕНЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РОССИИ

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Статья посвящена анализу предоставления налоговых льгот, обоснованию необходимости проведения оценки эффективности налоговых льгот и преференций. Статья содержит предложения по способам реализации программы проведения эффективности налоговых льгот.

Ключевые слова: налоговые льготы, налоговые преференции, налоговая политика, выпадающие доходы бюджета, налоговые расходы, анализ налоговых льгот, эффективность налоговых льгот.

Вопрос о необходимости оптимизации перечня налоговых льгот, оценке потерь бюджета от предоставляемых налоговых льгот поднимается финансовыми органами на протяжении последних четырех лет как актуальное направление налоговой политики. Состав, полномочия по введению и отмене налоговых льгот и преференций регламентируется Налоговым кодексом РФ [1], а также региональными нормативно-правовыми актами. На современном этапе количество стимулирующих налоговых механизмов насчитывает более 200 позиций [2]. Помимо этого, ежегодно, исходя из направлений налоговой политики и иных программ социально-экономического развития, вводятся новые налоговые преференции. Необходимость введения новой налоговой льготы или преференции обосновывается и анализируется на этапе рассмотрения предлагаемой к введению льготы. Действующие налоговые льготы и преференции, как правило, во всех случаях, пролонгируются автоматически, не подвергаясь расчету их эффективности. По мере достижения целей, на которые были направлены стимулирующие налоговые механизмы, многие льготы не подлежат отмене, и, соответственно, теряют экономическую обоснованность, что приводит к потерям бюджета. Например, по данным ФНС России общая сумма выпадающих доходов бюджета РФ от предоставления налоговых льгот в 2010 году составила примерно 1 трлн. руб. Объем выпадающих доходов бюджета от предоставления льгот по НДПИ составило около 100 млрд. руб. в год. По налогу на прибыль предоставляется примерно 60 льгот, выпадающие доходы из-за них в 2010 году составили около 250 млрд. руб. По НДС предоставляется порядка 80 льгот и преференций, выпадающие доходы – примерно 270 млрд. руб.

Налоговые льготы представляют собой механизм реализации стимулирующей функции налога. Они могут быть направлены на экономическую

* Соискатель кафедры Теории финансов, кредита и налогообложения Волгоградского государственного университета, бухгалтер ООО «ЛУКОИЛ-УРЦ Волгоград».

Финансы и налоговая политика

или социальную сбалансированность определенного сектора экономики, на решение долгосрочных и краткосрочных задач государства или региона, привлечение инвестиций и т.д. Существуют льготы, которые введены на определенный срок, например, освобождение от налогообложения организаторов Олимпийских игр, некоторые инновационные льготы, освобождение от уплаты НДС в течение первых двух лет деятельности. Такие льготы легче подвергаются анализу эффективности, расчету выпадающих доходов бюджета. Однако, ряд льгот имеют постоянный характер и направлены на долгосрочный период действия, например, преференции социального характера, льготы в отношении экспортных операций и др. Проанализировать эффективность подобных налоговых льгот достаточно сложно. С целью нерационального предоставления налоговых льгот, важно систематически проводить инвентаризацию налоговых льгот и преференций, оценку их эффективности и результативности.

В целях повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития, Правительством РФ разработана Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года [3]. В рамках данной Программы предлагается учитывать выпадающие доходы бюджета от предоставления налоговых льгот в составе бюджетных расходов, минимизировать льготы, установленные на федеральном уровне по региональным и местным налогам, расширяя полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также оптимизировать неэффективные налоговые льготы и освобождения, устанавливаемые региональным и муниципальным законодательством.

Прежде чем приступать к реализации поставленных задач и оценке эффективности налоговых льгот и преференций, необходимо:

1. Определить область исследования. Если проводить оценку эффективности только налоговых льгот, то анализ сведется к оценке льгот по региональным и местным налогам, полный перечень которых приведен в Налоговом Кодексе РФ и законах о местных налогах. Однако основную долю налоговых послаблений составляют статьи федеральных налогов. Сюда относятся освобождения от уплаты налога определенных категорий налогоплательщиков, снижение налоговых ставок, перечень операций, не подлежащих налогообложению, применение повышающих (понижающих) коэффициентов, а также отсрочка уплаты налога, налоговый кредит и т.д. Налоговые льготы и преференции являются косвенным рычагом стимулирующего характера, и не все категории льгот возможно оценить количественно, а также провести точный анализ влияния послабляющих мер и рассчитать их эффективность. В настоящее время, многие субъекты РФ проводят оценку эффективности налоговых льгот на

196 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

основе бюджетной, социальной и экономической эффективности. Однако, подобные методики оценки не унифицированы, не раскрывают степени рациональности действия всех налоговых преференций, не позволяют выявить коэффициент полезности различных групп налоговых льгот.

2. Разработать и унифицировать методы оценки. С целью обоснованного предоставления налоговых льгот необходимо разработать методы расчета эффективности в разрезе предварительно систематизированных групп преференций в зависимости от направления воздействия, сроков реализации поставленных целей, для которых вводилась льгота, характера ее назначения. Невозможно дать точный анализ и провести расчеты по одной формуле применительно ко всем льготным механизмам. На начальном этапе необходимо провести последовательную инвентаризацию всех налоговых послаблений, разделить их на функциональные группы, затем приступать к количественной оценке бюджетных расходов, т.е. рассчитать сумму недополученных налоговых доходов, а на третьем этапе проводить комплексную оценку эффективности и результативности.

3. Разработать и утвердить нормативно-правовую базу. Необходимо на федеральном уровне утвердить методику оценки эффективности налоговых льгот и преференций, закрепить за определенным финансовым ведомством обязанность проведения оценки, установить сроки и периоды предоставления данных в Министерство финансов РФ. Помимо этого, необходимо разработать регламент взаимодействия между государственными структурами по передаче данных о составе и размере предоставленных налоговых льгот налогоплательщикам за определенный период, так как пользование льготой является решением самого налогоплательщика. Параллельно с введением в силу таких документов, потребуется разработать, изменить или ввести в действие ряд сопутствующих, касательно бюджетного процесса, налогового законодательства, направлений налоговой и бюджетной политики.

С введением унифицированной методики оценки эффективности налоговых льгот и получением первых результатов, вероятнее всего будет наблюдаться тенденция неэффективности ряда преференций. Резкая отмена налоговых льгот может негативно повлиять на финансово-экономическое развитие региона, на рост цен в отношении продукции льготируемой отрасли хозяйствования, инвестиционную привлекательность российской экономики и иные экономические и социальные показатели.

Прежде чем принять решение об отмене конкретных льгот, исходя из расчетных данных о их низкой эффективности, необходимо принять во внимание ряд сопутствующих факторов, которые могли повлиять на низкие результаты оценки. Например, налоговые преференции по налогу на прибыль,

Финансы и налоговая политика

направленные на инновации и модернизацию производства, могли быть использованы налогоплательщиком не по назначению, а на реализацию иных задач или на личные цели. Льготные механизмы также могут быть использованы в качестве умышленного снижения налоговой нагрузки или уклонения от уплаты налогов. Подобные варианты минимизации налогового бремени при помощи налоговых льгот отследить достаточно проблематично, однако усиление контроля над предоставлением и использованием преференций путем оценки их результативности поможет выявить многие случаи уклонения от уплаты налогов.

В случае отмены неэффективной налоговой льготы, необходимо проводить ее упразднение поэтапно, путем ежегодного уменьшения налоговых субсидий, осуществлять контроль за налоговой нагрузкой этой группы налогоплательщиков, предотвратив появление теневых схем или ликвидации организаций. Поэтому, в методику оценки эффективности налоговых льгот необходимо включить анализ финансово-хозяйственной жизни организаций, в отношении которых произошла отмена налоговых льгот, и уровень налоговых поступлений в бюджет от этих налогоплательщиков.

С учетом вышеизложенного, представляется необходимым отслеживать эффективность налоговых льгот на всех этапах ее действия:

– На стадии введения: вычислять прогнозные данные;

– На стадии действия: проводить анализ как на абсолютные показатели эффективности, так и относительные;

– На стадии пролонгации: проводить развернутый анализ эффективности за предыдущие периоды, выявлять динамику показателей и факторы, воздействующие на изменившиеся показатели;

– На стадии отмены: осуществлять контроль за секторами экономики, выведенными из-под льготного налогообложения.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.01.2014) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // Доступ из справочноправовой системы «Консультант Плюс».

3. Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2593-р // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *