Оценка эффективности налоговых льгот в РФ – Бухгалтерский учет

Налоговые льготы;

Налоговые льготы – это инструменты реализации регулирующей функции налогов на практике. С их помощью государство может влиять на налоговые поступления, дифференцировать налоговые ставки, изменять способы и формы обложения. Именно поэтому льготы по налогам и сборам являются важным инструментом проведения налоговой политики и методом государственного налогового регулирования. Благодаря применению налоговых льгот, государство может оказывать целенаправленное воздействие на все стадии расширенного воспроизводства с целью стимулирования предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности; развития науки и техники; развития социальной сферы и многого другого.

В условиях недостаточности инвестиций и высокого уровня рисков совершенствование системы налоговых стимулов, которые компенсируют эти риски, – это наиболее важный инструмент инвестиционного и инновационного развития. Именно поэтому необходимо улучшать современную систему налогового стимулирования в трех ключевых направлениях:

  • 1) Совершенствование налоговой системы в целом.
  • 2) Установление и совершенствование специальных налоговых режимов для субъектов, занимающихся инвестиционной деятельностью.
  • 3) Совершенствование системы налоговых льгот.

На сегодняшний день в рамках существующей налоговой системы основным инструментом стимулирования субъектов хозяйствования выступают именно налоговые льготы, которые представляют собой предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Льготы по налогам и сборам являются эффективным механизмом всей налоговой системы, поскольку побуждают субъекты хозяйствования к инвестированию полученной прибыли в развитие собственного производства и внедрению в него новейших технологий, что приводит к увеличению налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а, следовательно, и к увеличению поступлений в бюджет.

Если обратиться к зарубежному опыту, то можно заметить, что налоговые льготы выступают главным инструментом, необходимым для проведения эффективной экономической политики, а также способствуют развитию наиболее значимых для экономики страны отраслей производства. К сожалению, на сегодняшний день в России механизм предоставления налоговых льгот в системе налогового стимулирования применяется значительно меньше, нежели чем в экономически развитых странах.

Несмотря на широкое использование, как в теории, так и на практике, термина «налоговые льготы», на сегодняшний день отсутствует общепринятый подход к пониманию и видовому содержанию налоговых льгот. Например, Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливается, что «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плателыциков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере» [1] , однако не устанавливается полный перечень видов налоговых льгот, что значительно усложняет их понимание налогоплательщиками.

Условно налоговые льготы можно разделить на три укрупненные группы:

  • 1) Налоговые льготы для физических и юридических лиц.
  • 2) Общие для всех налогоплательщиков льготы и частные налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков.
  • 3) Общеэкономические и социальные налоговые льготы.

Такая классификация позволяет упростить оценку эффективности льгот по налогам и сборам, что в свою очередь может помочь оценке эффективности налоговой системы в целом.

С целью обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации налоговые льготы должны рассматриваться с позиции «цель – результат». Это означает, что льготы по налогам и сборам должны соответствовать строго определенным направлениям, а также иметь строгую направленность на достижение поставленных целей, которые устанавливает государство в рамках существующей налоговой политики.

В узком смысле оценка эффективности налоговых льгот предполагает анализ налоговых поступлений в соответствующий бюджет и выпадающих доходов, то есть анализ ресурсов, затраченных на предоставление соответствующих льгот.

В широком смысле оценка эффективности налоговых льгот означает анализ взаимосвязи налоговых поступлений и выпадающих доходов с одной стороны, и анализ взаимосвязи экономических (например, производительность труда) и социальных (например, доходы населения) показателей с другой стороны [2] .

В 2014 году Министерство экономического развития при участии Министерства финансов доработало новую методику оценки эффективности налоговых льгот, которая позволияет определить степень положительного влияния льгот, как на бизнес, так и на бюджет РФ [3] . Новая методика условно разделила все налоговые льготы на две группы:

  • 1) Налоговые льготы, предоставляемые по базовой структуре налогов.
  • 2) Налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков.

Как сообщает член экспертного совета при правительстве Александр Брагин: «Применять подход Минфина экономическое ведомство предлагает для прогноза бюджетных доходов и оценки эффективности госпрограмм. Раньше решение о льготах принималось преимущественно исходя из величины выпадающих доходов бюджета, влияние на бизнес не учитывалось». Как можно заметить после принятия новой методики оценки эффективности ситуация кардинально изменилась: влиянию налоговых льгот на бизнес стало придаваться большое значение.

Подход к применению налоговых льгот постоянно меняется. Глава Министерства финансов Антон Силуанов постоянно говорит о том, что нужно не только пересматривать подход о предоставлении новых налоговых льгот, но и отменять неэффективные действующие льготы, которые не развивают и не стимулируют экономику.

Эксперты считают, что «ревизию льгот» необходимо проводить постоянно, поскольку в зависимости от изменения экономической ситуации в стране те или иные льготы будут становиться неэффективными. Появление новой налоговой льготы вызывает повышенный интерес со стороны налогоплательщиков для использования ее механизмов в целях минимизации налогообложения или полного освобождения от него.

Налоговые льготы, как правило, в большом количестве предоставляются организациям, которые оказывают помощь инвалидам, безработным, ветеранам боевых действий и т.д. А также тем организациям, которые созданы для содействия отечественному спорту, отраслям промышленности, производства, науки, религии. Однако практика показала, что столь большое количество налоговых льгот в этой сфере вызвало несколько негативных последствий [4] :

• Во-первых, подавляющее большинство организаций, которые в той или иной степени обладают налоговыми льготами, используют их для сокрытия прибыли от

С развитием информационных технологий и аналитических служб появилась возможность проводить мониторинг применения той или иной льготы, оценки ее эффективности и последствий применения. А, следовательно, стало возможным сводить такие негативные последствия к минимуму.

коммерческих сделок, которые зачастую не соответствуют их уставам и виду деятельности, для которого предоставлены налоговые льготы.

  • • Во-вторых, зачастую должностные лица организаций, применяющих налоговые льготы, используют средства и имущество этих организаций в своих корыстных целях.
  • • В-третьих, налоговые льготы, предоставленные одной организации, использовались другими фирмами в схемах по минимизации и уклонению от уплаты налогов.

Заявленная Министерством финансов работа по инвентаризации налоговых льгот позволит планировать бюджетные поступления на 2016 и 2017 годы без учета неэффективных налоговых льгот, что сделает эти прогнозы наиболее полными и эффективными.

Налоговые льготы необходимо лишь корректировать в следствие изменений в налоговой политике и экономической ситуации в стране, но ни в коем случае не отменять их вовсе. Льготы по налогам и сборам как элемент налогообложения несут огромную экономическую и социальную нагрузку, а, следовательно их ликвидация может привести к возникновению проблем во всей системе налогообложения.

Эффективность предоставления льгот по земельному налогу Для оценки эффективности предоставленных налоговых льгот по земельному налогу используется показатель бюджетной эффективности налоговой льготы, который представляет собой сумму чистых приведенных поступлений в консолидированный бюджет от налогоплательщиков (категории налогоплательщиков), которым предоставлена (планируется к предоставлению) налоговая льгота.

Показатель бюджетной эффективности рассчитывается по следующей формуле [5] :

  • К) – показатель бюджетной эффективности;
  • Д1 – поступления в бюджет от налогоплательщика (категории налогоплательщиков) за i-й год;
  • HPEi – сумма налоговой льготы, предоставленной налогоплательщику в i-м году;
  • S – ставка рефинансирования Банка России на момент проведения расчетов;
  • п – период действия льготы (в случае бессрочного действия льготы п=6).

Такой показатель рассчитывается для того, чтобы определить, насколько эффективна та или иная налоговая льгота. Для того, чтобы в случае ее неэффективности заменить ее более подходящей налоговой льготой или устранить вовсе.

В 2014 году Торгово-промышленная палата Российской Федерации провела собственную оценку эффективности предоставления налоговых льгот по земельному налогу. Согласно опросу, который она провела, лишь небольшая доля плательщиков земельного налога пользуются налоговыми льготами.

Бизнес в основном не пользуется льготами по земельному налогу, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации, так как преимущественно эти льготы носят социальный характер. Кроме того основные льготы установлены на местном уровне, – рассказал заместитель председателя налогового совета ТПП РФ Дмитрий Фадеев, выступая на заседании экспертного совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства.

Больше всего компаний, которые используют налоговые льготы по земельному налогу, зарегистрированы в Центральном федеральном округе (около 47%), Приволжском федеральном округе (около 30%) и Сибирском федеральном округе (около 23%).

При оценке эффективности льгот по земельному налогу мнения компаний, применяющих такие льготы, распределились следующим образом:

  • • 23% компаний считают, что льготы по земельному налогу эффективны;
  • • 23% компаний считают, что льготы скорее эффективны, чем неэффективны;
  • • 21% компаний считают, что льготы скорее неэффективны, чем эффективны;
  • • 33% компаний заявили о том, что льготы неэффективны.

Как можно заметить, результаты опроса доказывают необходимость повышения экономической эффективности и целесообразности льгот по земельному налогу.

Помимо этого можно выделить ряд факторов, которые, по мнению налогоплательщиков, являются препятствием для использования льгот по земельному налогу:

  • • закрытый перечень лиц, имеющих право на льготу (28%);
  • • сложности при сборе документов для получения льготы (21%);
  • • сложность в понимании нормативной базы (15%);
  • • сложность в подтверждении права на применение налоговой льготы по земельному налогу (15%);
  • • экономическая неэффективность применения льгот для бизнеса
  • (7%);
  • • отсутствие доступной и понятной информации о льготе (14%).

Объем налоговых льгот в общем объеме доходов организации

составляет лишь от 0,007% до 2%, однако в переводе в денежный эквивалент эта сумма не является малой и незначительной. Высвободившиеся средства налогоплательщики, как правило, расходуют на приобретение объектов основных средств, техническое перевооружение компании, дополнительное соцобеспечение.

Очевидно, бизнес заинтересован в сохранении льгот по земельному налогу, несмотря на столь неположительные отзывы на этот счет. Ведь около 64% компаний пользуются льготой по земельному налогу в виде снижения налоговой ставки, 29% – в виде освобождения от налогообложения и 7% – в виде необлагаемой налогом суммы.

Конечно, существующая на сегодняшний день система налогообложения, а, следовательно, и система предоставления налоговых льгот нуждается в постоянной доработке и корректировке в зависимости от изменения экономической ситуации в стране. Льготы по земельному налогу не являются исключением. Постоянно предлагаются изменения и нововведения. Например, введение налоговых льгот для организаций, которые создают новые производства. В частности, освобождение от уплаты земельного налога с территорий, на которых размещены производственные мощности, в первый год освоения и ввести пониженную ставку налога в последующие два года.

Как никогда актуально звучит предложение об инвестиционной составляющей льгот по земельному налогу, поскольку инвестирование является одной из самых важных составляющих современной экономики.

Налоговые льготы по земельному налогу являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования деятельности крупных и малых предприятий, частных предпринимателей и физических лиц, а, следовательно, можно с уверенностью сказать, что их совершенствование просто необходимо для современной налоговой системы. Кроме того, льготы по этому налогу носят не только экономический, но и социальный характер, что и определяет их значимость для экономики страны.

Налоговая система, как России, так и любой другой страны, не может эффективно функционировать длительное время в неизмененном виде. Поскольку изменения в экономической ситуации и в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе. Эффективность функционирования налоговой системы заключается в адаптации ее к экономическому положению страны, в благоприятном воздействии на экономическое развитие. Неотъемлемой частью эффективного функционирования налоговой системы являются налоговые льготы, по которым необходимо регулярно проводить оценку эффективности.

Для того чтобы повысить качество оценки эффективности налоговых льгот, необходимо:

  • 1) Постоянно совершенствовать единую методику оценки эффективности налоговых льгот, делая ее доступной для всех уровней государственной и местной власти.
  • 2) В ходе оценки эффективности налоговых льгот необходимо делать акцент на налоговой базе, поскольку это значительно упростит саму оценку, очищая массив данных от изменений налоговых ставок и уровня собираемости налогов.
  • 3) Оценка эффективности налоговых льгот должна производится не только с экономической, но и с социальной точки зрения, поскольку не всегда налоговые льготы, носящие социальный характер выгодны экономически.

Существование налоговых льгот обусловлено социальной и экономической функциями налогов. А содержательный подход к пониманию налоговой льготы опирается на сущность правовых явлений, а не на их законодательное оформление, потому необходимо постоянно совершенствовать нормы налогового права в области установления и использования налоговых льгот, при этом не усложняя их для понимания налогоплательщиков.

Для обеспечения поддержания стабильности налоговой системы и активного воздействия на реализацию общей экономической политики в интересах ускорения роста и поощрения инновационной деятельности в рамках единой налоговой системы, необходимо и оправдано применение гибкого инструментария — налоговых льгот.

Совершенствование механизма установления и использования налоговых льгот требует безотлагательного решения ряда практических вопросов функционирования налогового механизма в Российской Федерации. Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, суть которой состоит в том, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. А, следовательно, применение налоговых льгот положительно сказывается, как на налогоплательщиках, для которых они предоставлены, так и для государства.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *