Налоговые льготы экологической направленности – Налоговые льготы. Теория и практика применения

Налоговые льготы;

Если вы не добились успеха сразу, попытайтесь еще и еще раз.

А потом успокойтесь и живите в свое удовольствие.

Проблема охраны окружающей среды в последнее время приобретает особую актуальность. Большинство негативных изменений состояния окружающей среды произошли за последние 30—40 лет. Осознание опасности сложившихся угроз побудило человечество к разработке стратегий безопасного развития как на международном уровне, так и на уровне отдельных государств.

Основные налоги, задействованные в регулировании природоохранной деятельности. Мнения экологов и экономистов совпадают в части признания особых регулирующих свойств налогов в сфере экологии. Основные виды налогов, при помощи которых может осуществляться регулирование природоохранной деятельности, представлены на рис. 6.7.

Рис. 6.7. Основные виды налогов, при помощи которых может осуществляться регулирование природоохранной деятельности

Непрямые налоги ориентированы преимущественно на сокращение объема реализации товаров и услуг, производство или потребление которых негативно влияет на состояние окружающей среды. При этом отсутствует тесная связь объекта налогообложения с масштабами негативного воздействия, то есть размер налогового обязательства не зависит от интенсивности природоохранных мероприятий плательщика.

В прямых налогах, наоборот, присутствует тесная связь объекта налогообложения с масштабами негативного воздействия. Так, использование экологических налогов за загрязнение направлено на сокращение негативного воздействия на экологию. При этом размер налогового обязательства напрямую зависит от объема и уровня опасности загрязняющих веществ, которые попали в определенную среду.

Экологическая направленность транспортных налогов обеспечивается за счет дифференциации их ставок в зависимости от того, насколько вредным для окружающей среды будет эксплуатация того или иного транспортного средства. В целях повышения уровня экологической безопасности транспортных средств в конструкции этих налогов используют льготы.

Как индивидуальный подоходный налог, так и налог на прибыль корпораций используются для стимулирования деятельности физических и юридических ЛИЦ, связанной с разработкой, производством, приобретением и внедрением природоохранных технологий. Стимулирующий эффект достигается за счет использования налоговых льгот, которые позволяют полностью либо частично компенсировать плательщику стоимость затрат на охрану окружающей среды.

Особенности льготного налогообложения по экологическим налогам. Такие особенности, без сомнения, присутствуют. В частности, речь идет о том, что полное или частичное освобождение не может применяться к плательщику экологических налогов, поскольку полное освобождение (от начисления и уплаты) вообще ставит под сомнение целесообразность существования таких платежей, а частичное освобождение должно быть заменено компенсацией. При этом, «. льготное налогообложение необходимо использовать из соображений практической выгоды, когда налог все равно обойдут, или он окажется неприбыльным, по мотивам справедливости, когда мелкие плательщики не должны снижать свой уровень, ради компенсации» [1] .

С учетом обозначенных позиций вывод о том, что субъект природоохранной деятельности вправе рассчитывать на компенсацию расходов, которые представляют собой выраженную в стоимостной форме совокупность всех видов ресурсов, необходимых для ее осуществления, за счет уменьшения соответствующего экологического налога, не совсем соответствует заявленным принципам. Сокращение налогового обязательства по уплате экологического налога происходит после сокращения базы, как следствие внедрения природоохранных мероприятий. Дополнительное уменьшение суммы экологического налога приводит к нарушению принципа «загрязнитель платит» и часть ущерба, причиненного неликвидированным объектом налогообложения, остается некомпенсированной. Таким образом, можно утверждать о целесообразности использования льгот в конструкции других налогов.

Великобритания. В пользу указанной позиции также свидетельствует опыт использования льготных условий экологического налогообложения в Великобритании, которые предусматривали уплату уменьшенной в пять раз ставки за антропогенное воздействие. Полученные результаты [2] позволили сделать вывод о том, что бремя экологического налога не оказывает существенного негативного влияния на финансовые возможности компаний по разработке инноваций, поскольку фирмы, которые платили налог по полной ставке, запатентовали больше изобретений, чем те, которые пользовались льготой.

Виды налоговых льгот природоохранного назначения в прямых налогах. Мировой опыт экономического регулирования экологической деятельности свидетельствует о целесообразности введения льгот в конструкцию таких прямых налогов как налог на доход корпораций, индивидуальный подоходный налог и транспортный налог. Основные виды налоговых льгот, которые используются для стимулирования охраны окружающей среды, приведены на рис. 6.8.

Рис. 6.8. Основные виды налоговых льгот, которые используются в прямых налогах для стимулирования охраны окружающей среды

Указанные налоговые льготы касаются расходов экологического характера. Наибольшее распространение получили льготы по корпоративному подоходному налогу.

Полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных плательщиков используется в целях удешевления товаров и услуг, необходимых для снижения экологической нагрузки. Такой инструмент может быть ориентирован как на производителей, так и на потребителей соответствующих товаров и услуг.

Снижение стоимости производства может способствовать наращиванию объемов соответствующих инвестиций в результате пересмотра привычного для предприятий-загрязнителей порядка уплаты экологического налога и штрафов, как наиболее приемлемой альтернативы осуществления природоохранных мероприятий. Интенсивность такой переориентации зависит от наличия технологических возможностей избежать загрязнения, а также от того, насколько ощутимой будет разница цен для предприятия. Снижение цен на природоохранное оборудование и технологии может

быть результатом сокращения налоговой нагрузки на предприятия, которые занимаются их разработкой. Кроме того, использование указанного инструмента способствует повышению экономической целесообразности не только внедрения, но и производства этого оборудования: льготные условия налогообложения делают такой вид деятельности привлекательным для предпринимателей и инвесторов. Это усиливает конкуренцию, что, в свою очередь, приводит к улучшению качества и сокращению стоимости природосберегающих технологий.

Освобождение от налогообложения по корпоративному подоходному налогу. Наиболее яркие примеры применения налоговых льгот природоохранной направленности в форме такого освобождения приведены в табл. 6.12.

Таблица 6.12. Практика применения налоговых льгот природоохранной направленности в форме освобождения от налогообложения по корпоративному подоходному налогу в отдельных странах

Особенности предоставления

«Chinese three-year CIT exemption» 1 . Освобождение от налогообложения дохода компаний, полученного в результате реализации проектов связанных с охраной окружающей среды и сохранением водных ресурсов

От налогообложения освобождается: 100% дохода в течение первых 3 лет; 50% дохода в течение следующих 3 лет

Освобождение от налогообложения дохода компаний, осуществляющих проекты:

  • • увеличения площади лесных насаждений;
  • • хранения, обработки и утилизации токсичных отходов;
  • • переработки отходов;
  • • получения энергии с использованием возобновляемых источников;
  • • генерации возобновляемой энергии для собственного потребления и др. [3]

Реализация компанией проекта по увеличению площади лесных насаждений дает ей право на освобождение от налогообложения 100% дохода в течение 10 лет, начиная с первого года, в котором компания получает такой доход.

Реализация проектов хранения, обработки и утилизации токсичных отходов, а также их переработки предусматривает освобождение от налогообложения 70% дохода (100% на депрессивных территориях) в течение 5 лет.

Реализация проектов получения энергии с использованием возобновляемых источников освобождает от налогообложения 100% дохода в течение 10 лет, генерации возобновляемой энергии для собственного потребления — 100% дохода в течение 5 лет

Особенности предоставления

«Corporate Exemption» [4] . Освобождение от налогообложения дохода компаний, осуществляющих производство и (или) реализацию экологически безопасного оборудования, работающего на возобновляемых источниках энергии

От налогообложения освобождается 100% стоимости реализуемого оборудования, которое дает возможность использования солнечной энергии для обогрева жилых помещений и (или) подвод горячей воды. Период применения льготы не ограничен

В первых двух случаях (Китай, Малайзия) льгота предоставляется в форме налоговых каникул, поскольку период полного освобождения от налогообложения дохода ограничен. По окончанию периода действия налоговых каникул в Китае (3 года) предусмотрена возможность уменьшения базы налогообложения. Период действия налоговых каникул для предприятий, реализующих экологические проекты, в Малайзии достигает 10 лет. При этом полное освобождение от налогообложения в случае реализации проектов, связанных с переработкой и утилизацией токсичных отходов, предусмотрено только для депрессивных территорий. В остальных случаях — 70% уменьшение базы.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что за счет использования налоговых льгот в форме освобождения от налогообложения, осуществляется ориентация бизнеса на необходимость решения наиболее актуальны для этих стран экологических проблем. Дополнительный стимулирующий эффект обеспечивается за счет длительных периодов льготных условий налогообложения, достаточных для реализации природоохранных проектов.

Использование налоговой скидки в корпоративном подоходном налоге. Использование налоговой скидки предусматривает уменьшение базы налогообложения за счет исключения из нее суммы фактически понесенных плательщиком природоохранных расходов. Размер налоговой скидки зависит от ставки, которая устанавливается для таких расходов. С целью усиления стимулирующего влияния ставка налоговой скидки может изменяться. Использование 100%-ной налоговой скидки позволяет сократить базу налогообложения на полную стоимость произведенных затрат.

Достаточно распространенной в зарубежных странах практикой является использование данного инструмента со ставкой, превышающей 100%. В таком случае плательщик получает возможность сократить налогооблагаемую базу на сумму, превышающую объем осуществленных расходов. Наиболее яркие примеры применения таких льгот представлены в табл. 6.13.

Таблица 6.13. Практика применения налоговых льгот природоохранной направленности в форме налоговой скидки по корпоративному подоходному налогу в отдельных странах

Особенности предоставления

Налоговая скидка для предприятий, которые инвестируют средства в строительство «зеленых домов» 1

Налоговая скидка действует с 1 июля 2011 г. Размер налоговой скидки — 50% инвестированных в строительство средств. Основная цель — сокращение выбросов парниковых газов

Налоговая скидка для предприятий, которые используют транспортные средства,

имеющие нулевой объем вредных выбросов в атмосферу [5]

Размер налоговой скидки — 120% стоимости транспортных средств. Возможность уменьшения базы налогообложения на стоимость топлива для автомобилей, используемых в производственных целях, ограничена со 100 до 75%, а для автомобилей с высоким уровнем выбросов — до 50%

Налоговая скидка для предприятий, которые используют легковые автомобили и (или) фургоны с низким уровнем выбросов углерода

Налоговая скидка действует с 1 апреля 2009 г. Размер налоговой скидки составляет:

  • • 20% стоимости транспортных средств с объемом выбросов углерода менее 160 г / км;
  • • 10% стоимости транспортных средств с объемом выбросов углерода более 160 г / км

Налоговая скидка для предприятий, осуществляющих строительство экологически чистых домов «green-savvy builders» .

Размер налоговой скидки — 1,8 долл. США за квадратный фут введенных в эксплуатацию зданий. База — площадь зданий, которые позволяют сокращать объем выбросов не менее чем на 50%

Среди критериев, соблюдение которых дает право претендовать на получение налоговой скидки, используется установка порогового значения эффективности осуществленных субъектом хозяйствования расходов (США). Усилению стимулирующего воздействия налоговых льгот способствует также установление прогрессивной шкалы, что побуждает плательщиков к повышению эффективности экологических инвестиций, а также дает возможность избежать государственных расходов на поддержку реализации малоэффективных проектов (Великобритания). Одновременно с предоставлением льгот может ужесточаться общий порядок налогообложения (Бельгия).

Использование ускоренной амортизации в корпоративном подоходном налоге. Ускоренная амортизация экологических издержек капитального характера также рассматривается как одно из средств стимулирования природоохранной деятельности. Особенностью данного инструмента является направленность на увеличение расходов капитального характера. Интенсивность стимулирующего влияния ускоренной амортизации определяется количеством периодов, в течение которых происходит уменьшение налогооблагаемой базы на сумму, равную стоимости фондов природоохранного назначения. Кроме того, следует учитывать отличие от общего порядка амортизации таких основных фондов. Наиболее яркие примеры применения таких льгот представлены в табл. 6.14.

Таблица 6.14. Практика применения налоговых льгот природоохранной направленности в форме ускоренной амортизации в отдельных странах

Особенности предоставления

Ускоренная амортизация капитальных инвестиций, направленных на сохранение водных ресурсов 1

Ускоренная амортизация распространяется на капитальные инвестиции, в том числе на ремонт производственных, офисных и торговых помещений. Амортизационные отчисления могут достигать 100% объема таких инвестиций

Ускоренная амортизация природоохранного оборудования [6]

Ускоренная амортизация распространяется на природоохранное оборудование. В течение первого года использования дополнительно амортизируется 40% его стоимости. Ежегодная надбавка, размер которой составляет 20%, применяется в последующие годы, что позволяет полностью амортизировать такое оборудование в течение первых 3 лет его эксплуатации. Эта льгота распространяется на предприятия, которые генерируют отходы и устанавливают сооружения или реализуют меры для их безопасного хранения, переработки и утилизации непосредственно на объекте или за его пределами

«Bonus Depreciation» . Ускоренная амортизация экологически безопасного оборудования, работающего на возобновляемых источниках энергии

Ускоренная амортизация распространяется на:

  • • природоохранное оборудование, которое дает возможность использования солнечной энергии для обогрева и освещения производственных помещений, подвода горячей воды;
  • • геотермальные тепловые насосы, микротурбины;
  • • оборудование для переработки твердых бытовых отходов

Внедрение ускоренной амортизации дает возможность влиять на склонность предприятий к увеличению капитальных инвестиций природоохранного назначения. За счет использования дополнительных уточняющих условий применения такой льготы может осуществляться ориентация предприятий на решение конкретных экологических проблем: сохранения водных ресурсов (Великобритания), безопасного хранения, переработки и утилизации отходов (Малайзия, США), использования возобновляемых источников энергии (США).

Использование налогового кредита в корпоративном подоходном налоге. Одним из наиболее распространенных видов налоговых льгот является налоговый кредит. Механизм его реализации предусматривает сокращение налогового обязательства на величину понесенных плательщиком расходов. Выделяют два варианта использования данного инструмента: объемный налоговый кредит предусматривает сокращение налогового обязательства на всю сумму расходов или их часть, приростной — на прирост расходов 1 .

Указанный инструмент оказывает достаточно ощутимое влияние на плательщиков, поскольку следствием его использования является сокращение не базы налогообложения, а подлежащей уплате в бюджет суммы. Созданные таким образом преференции усиливают стимулирующее влияние рычагов государственного регулирования. Однако следует также учитывать существенное сокращение объема налоговых поступлений, что является следствием внедрения налогового кредита. Поэтому такой способ налогового воздействия, как правило, используют для стимулирования наиболее приоритетных для государства направлений деятельности субъектов хозяйствования. Наиболее яркие примеры применения таких льгот представлены в табл. 6.15.

Таблица 6.15. Практика применения налоговых льгот природоохранной направленности в форме налогового кредита по корпоративному подоходному налогу в отдельных странах

Особенности предоставления

Налоговый кредит для предприятий за устранение асбестосодержащих материалов [7]

Налоговый кредит за устранение асбестосодержащих материалов введен в 2001 г. Условием его получения определено устранение из конструкции здания асбестосодержащих материалов, которые были использованы предыдущими владельцами. Объем налогового кредита составляет 50% стоимости их устранения

Налоговый кредит для предприятий, использующих экологически безопасные

Условием получения налогового кредита является соответствие транспортного средства установленным стандартам экологической безопасности (Directive 2005/55/ЕС). Размер налогового кредита составлял в 2009 г. — 5%, в 2010 г. — 3% указанных инвестиций

Особенности предоставления

Налоговый кредит для предприятий, осуществ

ляющих природоохранные инвестиции 1

Объем налогового кредита составляет 15% суммы инвестиций в пределах 200 тыс. долл, в год и 29% общей суммы инвестиций, которая превышает 200 тыс. долл, в год

Налоговый кредит для предприятий, осуществ

ляющих инвестиции в природоохранные технологии [8]

Объем налогового кредита составляет 8% суммы инвестиций в пределах 150 тыс. евро в год и 4% общей суммы инвестиций, которая превышает 150 тыс. евро в год

Налоговый кредит для производителей электроэнергии из возобновляемых источников .

Налоговый кредит установлен для производителей электроэнергии из возобновляемых источников. Крайний срок начала строительства мощностей — 31 декабря 2013 г. Размер налогового кредита установлен в центах за кВт-ч произведенной за год энергии:

  • 2,3 цента / кВт-ч — для ветровой и геотермальной энергетики;
  • 1,1 цента / кВт-ч — для остальных технологий определенного типа.

Срок действия льготы — первые 10 лет деятельности.

Следует отметить опыт использования как прогрессивных (Канада), так и регрессивных (Люксембург) ставок налогового кредита. В обоих случаях прослеживается стремление увеличить объем природоохранных инвестиций предприятий, однако, во втором — прослеживается стремление ограничить суму бюджетных потерь, связанных с предоставлением соответствующей льготы.

Налоговый кредит можно считать одной из самых прозрачных и понятных форм льготного налогообложения. Свойственные ему преимущества основываются на простоте использования как для налогоплательщиков, так и органа, осуществляющего регулирующее воздействие. Отсутствие дополнительных факторов влияния на объем компенсации делает его менее зависимым от изменений, обусловленных изменением налогового законодательства.

Использование налоговой скидки и налогового кредита в индивидуальном подоходном налоге. Налоговое стимулирование природоохранной деятельности физических лиц осуществляется, преимущественно, за счет предоставления льгот по индивидуальному подоходному налогу в форме налоговой скидки и налогового кредита (табл. 6.16).

Таблица 6.16. Практика применения налоговых льгот природоохранной направленности в форме налоговой скидки и налогового кредита по индивидуальному подоходному налогу в отдельных странах

Особенности предоставления

Право на использование налоговой скидки получают владельцы экологически безопасных транспортных средств. Размер налоговой льготы зависит от объема выбросов С02 автомобиля и составляет:

  • • 15% стоимости транспортного средства если объем выбросов не превышает 105 г СО2 на 1 км пути (максимальный размер — 4270 евро);
  • • 3% стоимости — если объем выбросов находится в пределах 105— 115г СО2 на 1 км пути (максимальный размер — 800 евро) 1

Право на использование налоговой скидки получают владельцы домов, которые соответствуют установленным экологическим стандартам. Максимальный размер налоговой скидки составляет 36 тыс. евро за каждый дом [9]

Налоговая скидка действует с 1 июля 2006 г. Размер налоговой скидки определяется суммой затрат физического лица на проезд в общественном транспорте (автобусы, метро, пригородные поезда и паромы) в текущем году

Налоговый кредит действует до конца 2015 г. Размер налогового кредита зависит от суммы расходов на реконструкцию жилых помещений, в результате которых произошло улучшение их экологических характеристик до установленного уровня. Сумма налогового кредита составляет 20% стоимости проведенных работ, но не может превышать 10 тыс. долл. США на один дом. Минимальная сумма расходов на ремонт (реконструкцию) установлена на уровне 2,5 тыс. дол. США

Сумма налогового кредита составляет от 2,5 до 7,5 тыс. долл. США в зависимости от емкости электрической батареи, установленной на транспортном средстве. Распространяется исключительно на новые гибридные транспортные средства, масса которых не превышает 14 тыс. фунтов, которые имеют четыре или более колес и электрическую батарею емкостью не менее 4 кВт*ч, которая заряжается от внешнего источника электроэнергии. Ожидается возможность повышения эффективности использования топлива в городском режиме эксплуатации на 50%, а в комбинированном — на 25% s

Размер налогового кредита составляет 30% затрат на улучшение экологических характеристик помещения, которое расположено на территории США и используется в качестве жилья этого плательщика. В случае, если раз мер налогового кредита превышает налоговые обязательства плательщика, сумму превышения можно перенести на следующий год (до 2016 г. включительно)

Основными направлениями стимулирование природоохранной деятельности физических лиц является соблюдение экологических стандартов при строительстве и реконструкции жилья, а также приобретение новых экологически безопасных транспортных средств.

В рамках первого направления следует выделить возможность применения целого ряда требований, соответствие которым дает право на использование льготы. Речь идет об установлении определенного уровня экологических характеристик помещений, минимальной суммы расходов и максимальной суммы льготы (Италия, Канада), целевого предназначения помещений (США). Такие меры позволяют избежать государственных расходов, связанных с предоставлением льготных условий налогообложения, на малоэффективные природоохранные мероприятия.

Повышение уровня экологической безопасности используемых транспортных средств можно считать наиболее распространенным направлением в рамках стимулирования природоохранной деятельности физических лиц, основной целью которого является сокращение объема вредных выбросов в атмосферу. Величина льгот по индивидуальному подоходному налогу также определяется рядом параметров, среди которых объем выбросов СО2 (Бельгия), емкость установленной электрической батареи, масса транспортного средства, эффективность использования топлива (США). Достижение указанной цели может также осуществляться за счет популяризации использования общественного транспорта с возможностью частичной компенсации стоимости проезда (Канада).

На стимулирование приобретения новых экологически безопасных транспортных средств также направлены льготы по транспортным налогам. В частности, в Китае, владельцы транспортных средств, объем выбросов которых на 75% меньше допустимых лимитов, освобождаются от уплаты 45% налога за регистрацию автомобиля 1 . Сумма транспортного налога, который уплачивается за приобретение автомобиля в Нидерландах, сокращается на 750 евро в случае покупки новых экологически безопасных транспортных средств [10] . Использование автомобилей с уменьшенным объемом выбросов, учитывая постоянный рост их количества, позволяет сократить уровень загрязненности атмосферного воздуха. Использование налоговых льгот позволяет компенсировать владельцу такого транспортного средства определенную часть его стоимости, то есть увеличить склонность к приобретению экологически безопасного транспортного средства.

Выводы. Практика активного применения налоговых льгот в процессе регулирования охраны окружающей среды прослеживается с начала 1990-х годов. Цель их использования заключается в повышении финансовой привлекательности природоохранной деятельности в тех сферах, где этому препятствуют рыночные ограничения. Именно это позволяет создать условия для гармонизации развития экономики и охраны окружающей среды. В зависимости от региональных осо

бенностей и масштаба локальных экологических проблем правительством каждой страны определяется специфика и объем льготного налогообложения.

Предоставление налоговых льгот экологической направленности, как и иных, требует значительных затрат. Недополученные в результате создания для предприятий и физических лиц льготных условий налогообложения суммы средств могут быть компенсированы за счет бюджетов различных уровней, а также специальных фондов министерств по охране окружающей среды.

Положительный эффект от использования налоговых льгот природоохранного назначения проявляется также за счет осознания опасности и формирования негативного отношения в обществе к использованию материалов и продукции, которые могут наносить вред окружающей среде. Особую актуальность при этом приобретает необходимость учета международных аспектов стимулирования охраны окружающей среды. Международное сотрудничество и координация стимулирующих мер способствуют реализации конечной цели использования налоговых льгот природоохранного назначения — улучшению состояния окружающей среды.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *